г. Чита |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А19-16214/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Мир Развлечений" Куприянова Н.Г. (доверенность от 26.03.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир Развлечений" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2022 года по делу N А19-16214/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир Развлечений" (ОГРН 1173850022114, ИНН 3811446754, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750, далее - административный орган) о признании незаконным уведомления Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска от 15.07.2022 N 180-70-2559/22 о принудительном демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 381215325).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2022 года по делу N А19-16214/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает ошибочной ссылку суда первой инстанции на положения Порядка демонтажа нестационарных торговых объектов (далее - НТО), поскольку данным нормативным актом регулируется порядок демонтажа торговых объектов, к которым сезонные аттракционы не относятся. Соответственно, примененная судом первой инстанции правовая норма не регулирует спорные правоотношения. Действующим региональным законодательством не предусмотрено право органов местного самоуправления в административном порядке производить демонтаж сезонных аттракционов. Оспариваемое уведомление о демонтаже представляет собой ненормативный акт принятый Комитетом по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска в отсутствие необходимых полномочий, соответственно, является незаконным.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.02.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 10.09.2018 N 1802/з обществу с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" выдано разрешение на использование части земельного участка площадью 50 м2 с кадастровым номером 38:36:000034:1390, местоположение: Иркутская область, г. Иркутск, о. Юность, для размещения сезонного аттракциона (стрелковый аттракцион тир), сроком на 3 года.
Должностным лицом КЭ г. Иркутска 22.09.2021 осуществлен мониторинг территории по адресу: г. Иркутск, остров Юность, в ходе которого выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект - киоск с вывеской "ТИР".
Факт выявленного самовольного размещения нестационарного торгового объекта (НТО) зафиксирован в акте выявления самовольно размещенного нестационарного торгового объекта от 22.09.2022.
Уведомлениями о добровольном демонтаже незаконно установленного НТО от 07.10.2021 N 180-70-3256/21, от 20.05.2022 N 180-70-1808/22, Комитет проинформировал ООО "Мир Развлечений" о необходимости добровольного демонтажа НТО в течение 10 рабочих дней со дня получения данного уведомления, а также сообщил о том, что в случае неисполнения требований, изложенных в уведомлении, администрацией будет осуществлен демонтаж принудительно с отнесением расходов на счет владельца НТО.
В связи с тем, что требования, указанные в уведомлениях от 07.10.2021 N 180-70-3256/21, от 20.05.2022 N 180-70-1808/22 не были исполнены, 15.07.2022 и.о. заместителя мэра - председателя КЭ г. Иркутска издано распоряжение N 182-02-418/22, в соответствии с которым отделу контроля департамента потребительского рынка КЭ г. Иркутска надлежит осуществить демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта с вывеской "ТИР" по адресу: г. Иркутск, остров Юность - начиная с 10 часов 00 минут 04.08.2022.
На основании указанного распоряжения на НТО размещено уведомление от 15.07.2022 N 180-70-2559/2022 об осуществлении его демонтажа в принудительном порядке.
Не согласившись с уведомлением от 15.07.2022 N 180-70-2559/2022 ООО "Мир развлечений" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), в который включены, в том числе следующие объекты: сезонные аттракционы (пункт 24).
Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 N 271-пп, утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области (далее - Положение).
Кроме того, учитывая характер спорного объекта, в пункте 1 статьи 39.36 ЗК РФ конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
В целях предотвращения фактов самовольного размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска.
Согласно пункту 8 Порядка каждый случай выявления комитетом самовольно размещенного нестационарного торгового объекта оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного нестационарного торгового объекта.
В силу пункта 10 Порядка в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших нестационарный торговый объект, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже.
На основании пункта 14 Порядка не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия Распоряжения должностным лицом комитета, ответственным за организацию принудительного демонтажа, в соответствии с Распоряжением подготавливается и направляется уведомление о принудительном демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, заказным письмом с уведомлением о вручении лицу, осуществившему самовольное размещение нестационарного торгового объекта, или вручается данному лицу лично под роспись, а если такое лицо не установлено, не менее чем за 10 (десять) дней до момента осуществления демонтажа вывешивается на самовольно размещенном нестационарном торговом объекте, что фиксируется должностным лицом комитета, ответственным за организацию принудительного демонтажа, фотосъемкой и составлением соответствующего акта.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 10.09.2018 N 1802/з обществу с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" выдано разрешение на использование части земельного участка для размещения сезонного аттракциона (стрелковый аттракцион тир), сроком на 3 года.
После истечения срока разрешения комитет неоднократно уведомлениями о добровольном демонтаже от 07.10.2021 N 180-70-3256/21, от 20.05.2022 N 180-70-1808/22 информировал ООО "Мир Развлечений" о необходимости добровольного демонтажа объекта, в отношении которого у общества отсутствовали правовые основания для его размещения.
В связи с тем, что требования, указанные в уведомлениях от 07.10.2021 N 180-70-3256/21, от 20.05.2022 N 180-70-1808/22 не были исполнены, 15.07.2022 и.о. заместителя мэра - председателя КЭ г. Иркутска издано распоряжение N 182-02-418/22, в соответствии с которым отделу контроля департамента потребительского рынка КЭ г. Иркутска надлежит осуществить демонтаж самовольно размещенного нестационарного торгового объекта с вывеской "ТИР" по адресу: г. Иркутск, остров Юность - начиная с 10 часов 00 минут 04.08.2022.
На основании указанного распоряжения размещено уведомление от 15.07.2022 N 180-70-2559/2022 об осуществлении демонтажа объекта в принудительном порядке.
Таким образом, независимо от правовой квалификации спорного объекта, у заявителя на момент вынесения оспариваемого уведомления отсутствовали правовые основания для его размещения. Комитет фактически реализовал право на демонтаж лишь спустя 10 месяцев после истечения срока разрешения на размещение объекта.
Довод апеллянта о применении норм права, не подлежащих применению, отклоняется как несостоятельный.
Согласно актам осмотра от 09.09.2021 и 22.09.2021 спорный объект, несмотря на указание заявителя на сезонный аттракцион (стрелковый аттракцион тир) является нестационарным торговым объектом, представляет собой отдельностоящую сборную конструкцию, отвечающую признакам павильона или киоска, имеющую входную группу, окна (т.1 л.д.51, 53), т.е. имеет замкнутое пространство, подключение к электрическим сетям.
Как следует из пояснений представителя апеллянта, демонтаж спорного объекта является затруднительным (аудиопротокол судебного заседания 07.03.2023), т.е., по мнению судебной коллегии, такой объект также не отвечает признакам легковозводимой конструкции.
В этой связи позиция заявителя о сезонности аттракциона существенно противоречит указанным пояснениям.
Более того, согласно пункту 24 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" сезонные аттракционы, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что спорный объект соответствует описанию нестационарного торгового объекта (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункты 16, 62, 63 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения), независимо от того, какая конкретно деятельность фактически осуществляется заявителем на указанном объекте.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не опровергнуто, что нарушений порядка выявления и демонтажа неправомерно размещенного нестационарного объекта со стороны комитета не выявлено.
Доводу заявителя о незаконности действий по демонтажу со ссылкой на установленный Губернатором Иркутской области мораторий на снос НТО судом первой инстанции дана надлежащая оценка с приведением соответствующих мотивов.
Поскольку совокупностью исследованных судам доказательств и установленных по делу обстоятельств подтвержден факт размещения обществом на земельном участке нестационарного торгового объекта в отсутствие на то законного основания, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое уведомление соответствует закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя и отсутствуют основания для удовлетворения заявленного ООО "Мир развлечений" требования.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2022 года по делу N А19-16214/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16214/2022
Истец: ООО "Мир развлечений"
Ответчик: Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2967/2023
10.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5390/2022
28.02.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5390/2022
22.11.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16214/2022