город Иркутск |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А58-2345/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 года по делу N А58-2345/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1131400001545, ИНН 1435972500, г. Якутск; далее - НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов РС(Я)", Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным акта проверки от 26.03.2021 N 08-01-201-21-Ж Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление госстройжилнадзора РС(Я), Управление) в части, а именно в таблице N 1 пункты 8, 9, 10, 18, 50, 52, 53, 63, 97; недействительным предписания от 17.02.2022 N 08-02-027-22.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2023 года производство по делу в части признания недействительным акта проверки от 26.01.2021 N 08-01-201-21-Ж в части пунктов 8, 9, 10, 18, 50, 52, 53, 63, 97 таблицы N 1, о признании недействительными предписания от 26.03.2021 N 08-02-082-21 в части, предписания от 18.11.2021 N 08-01-1043-21, прекращено. Предписание Управления от 17.02.2022 N 08-02-027-22 признано недействительным.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным предписания от 17.02.2022 N 08-02-027-22; в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов РС(Я)" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), приказа Минстроя России от 29.12.2022 N 1159/пр "Об утверждении методических рекомендаций по определению нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации услуг и (или) работ, входящих в число услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, и которые включены в перечень, указанный в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ N 1159/пр), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не исследованы все доказательства, имеющие значение по факту возникновения спора; средства Фонда за счет взносов собственников направлены по целевому назначению, а именно на капитальный ремонт указанных многоквартирных домов; в соответствии с Приказом N 1159/пр капитальный ремонт производится с соблюдением всех требований безопасности на объектах и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите право потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в соответствии со статьей 182 Жилищного кодекса заказчик по договору подряда, заключенному в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, берет на себя функцию технического надзора и контроля за соответствием работ и материалов требованиям, а затем принимает работы с соблюдением требований техники безопасности и пожарной безопасности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании приказа от 12.01.2021 N 01-09-007-21 внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения требований по выполнению региональным оператором обязанностей по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Управлением выявлены нарушения Фондом требований жилищного законодательства при проведении капитальных ремонтов общего имущества: капитального ремонта крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу:
г. Нерюнгри, ул. Карла Маркса, д. 25, а также капитального ремонта фасада многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Нерюнгри, ул. Ленина, д. 1/1, д. 1/2, д. 1/3, г. Якутск, ул. Губина, д.35, ул. Дзержинского, д. 22, д. 22/1, ул. Петра Алексеева, 12/1, г. Мирный, ул. Советская, д. 13/1, в том числе установлено завышение сметной стоимости работ ввиду включения в смету деталей стальных трубчатых лесов, укомплектованных пробками, крючками и хомутами, окрашенных; проведением работ по устройству нанесения огнезащитного покрытия в деревянных конструкций составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251 (в ходе проведения визуального осмотра (акт N 08-10-46-21 от 16.02.2021) было установлено отсутствие наличия слоя огнезащитного состава; отсутствие наличия применения мастики битумной кровельного горячего материала, указанного в списке ресурсов расценки ФЕР 12-01-015-04 (акт проверки от 26.03.2021 N 08-01-201-21-Ж).
Фонду выдано предписание от 26.03.2021 N 08-02-082-21 об устранении нарушений жилищного законодательства, которым предписано в срок до 09.08.2021 в целях устранения нарушения части 1, пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, части 1, пункта 4 части 2 статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1201-З N 1329-IV "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон РС(Я) 1201-З N 1329-IV), BCH 42-85(P) произвести возврат незаконно использованных денежных средств в сумме 1 779 970 рублей 34 копейки на счет открытого региональным оператором с целью формирования фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированного исходя из минимального размера взноса собственников помещений многоквартирных домов на капитальный ремонт (пункт 7).
Названное предписание Фондом не исполнено, в связи с чем Управлением выданы предписания от 19.08.2021 N 08-02-796-21, от 18.11.2021 N 08-02-1043-21, которыми на Фонд возложена обязанность произвести возврат незаконно использованных денежных средств в сумме 1 690 588 рублей на соответствующий счет, открытый региональным оператором.
На основании приказа от 26.01.2022 N 01-09-125-22 Управлением проведена внеплановая проверка Фонда с целью проверки фактического устранения выявленных ранее нарушений, предписанных к исполнению предписанием от 18.11.2021 N 08-02-1043-21; установлено неисполнение предписания, возврат средств не обеспечен (акт проверки от 17.02.2022 N 08-01-089-22-Ж.
Фонду вновь выдано предписание от 17.02.2022 N 08-02-027-22 о необходимости устранить нарушение части 1, пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, части 1, пункта 4 части 2 статьи 28 Закона Республики Саха (Якутия) 1201-З N 1329-IV, BCH 42-85(P) и произвести возврат незаконно использованных денежных средств в сумме 1 538 126 рублей (с учетом возврата подрядной организацией денежных средств в сумме 152 461 рубль 67 копеек) на счет, открытый региональным оператором с целью формирования фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированного исходя из минимального размера взноса собственников помещений многоквартирных домов на капитальный ремонт.
Фонд обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части оспаривания акта проверки от 26.03.2021 ввиду отсутствия у него ненормативного правового характера, а также в части оспаривания предписаний от 26.03.2021 N 08-02-082-21, от 18.11.2021 N 08-01-1043-21 в связи с отказом Фонда от заявленных требований в этой части. Удовлетворяя заявленные требований, суд пришел к выводу о несоответствии предписания требованиям действующего законодательства, поскольку проверка проведена Управлением не на предмет целевого расходования денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, а с целью проверки фактического устранения выявленных ранее нарушений, а также квалификация действий Фонда в виде нарушения части 1, пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, части 1, пункта 4 части 2 статьи 28 Закона РС(Я) 1201-3 N 1329-IV, BCH.42-85(P) и предписываемые меры по устранению выявленных нарушений не являются соразмерными и исполнимыми.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания от 17.02.2022 N 08-02-027-22, исходил того, что данный оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В силу части 3 статьи 178 Жилищного кодекса деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации Функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса, частью 1 статьи 28 Закона Республики Саха(Якутия)1201-ЗN 1329-IV установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации (пункты 3, 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, пункт 4 части 2 статьи 28 Закона РС(Я) 1201-З N 1329-IV).
Частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса и частью 5 статьи 28 Закона РС(Я) 1201-З N 1329-IV определено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Таким образом, с учётом приведённого правового регулирования суд апелляционной инстанции верно отметил, что ответственность регионального оператора обусловлена фактом ненадлежащего исполнения подрядчиком, привлеченным региональным оператором, работ по капитальному ремонту.
В соответствии с Порядком осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств, утвержденным Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28.06.2013 N 2129, функциями по контролю за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств наделено Управление госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суд апелляционной инстанции установил, что проведенной проверкой достоверно установлена общая сумма нецелевого использования денежных средств, которая составила 1 538 126 рублей 34 копейки (с учетом возврата подрядной организацией денежных средств в сумме 152 461 рубль 67 копеек); оспариваемое предписание выдано Управлением в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с установленными требованиями закона при наличии законных оснований, с соблюдением установленной процедуры, предписание не противоречит приведенным нормам и не нарушает права и законные интересы заявителя, содержит требования о прекращении нарушений обязательных норм и правил, конкретные указания относительно действий, которые необходимо совершить заявителю для устранения выявленных нарушений, имеющиеся в предписании формулировки ясны, понятны и исключают возможность двоякого толкования.
Управление в ходе проверок установило завышение сметной стоимости работ, выразившееся во включении в смету капитального ремонта фасадов многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Нерюнгри, ул. Ленина, д. 1/1, д. 1/2, д. 1/3, г. Якутск, ул. Губина, д. 35, ул. Дзержинского, д. 22, д. 22/1, ул. Петра Алексеева, 12/1, г. Мирный, ул. Советская, д. 13/1, деталей стальных трубчатых лесов, укомплектованных пробками, крючками и хомутами, окрашенных.
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе ремонт фасада (пункт 5 части 1). Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Судом установлено, что в данном случае в ходе проведенных контрольно-надзорных мероприятий установлено нецелевое расходование денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, выразившееся в направлении этих средств на приобретение строительных лесов, что не допускалось действовавшей в спорный период региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), утвержденной Указом Президента РС(Я) от 30.12.2013 N 2433 (далее - Программа).
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включает в себя, среди прочего, утепление и ремонт фасада, стыков полносборных зданий, ремонт балконов, лоджий, входных крылец с ремонтом пандусов и козырьков над входами в подъезды, ремонт или замена входных наружных дверей, окон и балконных дверей в местах общего пользования (пункт 5 части 1 статьи 19 Закона РС(Я) 1201-З N 1329-IV).
Руководствуясь Межгосударственным стандартом ГОСТ 27321- 2018 "Леса стоечные приставные для строительно-монтажных работ. Технические условия" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.10.2018 N 694-ст), ФЕР 08-07-001-02, суд правильно указал, что строительные леса являются оборудованием для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных, монтажных и других работ; они не относятся к составной части ограждающей конструкции дома (схемы, фасада), никак не связаны с ним, и не предназначены для его обслуживания. Следовательно, строительные леса являются многоразовым оборудованием и используются для выполнения монтажных и строительных работ, которыми должна обладать строительная компания.
Оценивая выводы Управления в части нарушения, выразившегося в непроведении работ по устройству нанесения огнезащитного покрытия в деревянных конструкциях составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251, отсутствия слоя огнезащитного состава в многоквартирном доме по адресу:
г. Якутск, ул. Карла Маркса, д. 25, суд апелляционной инстанции установил, что согласно пункту 21 и пункту 23 сметной документации Акта формы КС-2 (N 1 от 29.07.2020 - отчетный период с 01.05.2020 по 29.07.2020, составленного по договору подряда (контракта) РТС214А200053 от 03.03.2020), проведены работы по устройству нанесения огнезащитного покрытия в деревянных конструкций составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251, однако, в ходе проведения визуального осмотра (акт N 08-10-46-21 от 16.02.2021) Управлением установлено отсутствие наличия слоя огнезащитного состава, что заявителем кассационной жалобы не опровергнуто.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно признал доказанным Управлением факт нарушения части 1, пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, части 1, пункта 4 части 2 статьи 28 Закона РС(Я) 1201-З N 1329-IV), BCH 42-85(P) ввиду незаконного использования средств фонда капитального ремонта, и не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим закону.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2023 года по делу N А58-2345/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"г. Якутск, ул. Карла Маркса, д. 25, суд апелляционной инстанции установил, что согласно пункту 21 и пункту 23 сметной документации Акта формы КС-2 (N 1 от 29.07.2020 - отчетный период с 01.05.2020 по 29.07.2020, составленного по договору подряда (контракта) РТС214А200053 от 03.03.2020), проведены работы по устройству нанесения огнезащитного покрытия в деревянных конструкций составами из сухих смесей для обеспечения первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251, однако, в ходе проведения визуального осмотра (акт N 08-10-46-21 от 16.02.2021) Управлением установлено отсутствие наличия слоя огнезащитного состава, что заявителем кассационной жалобы не опровергнуто.
В этой связи суд апелляционной инстанции обоснованно признал доказанным Управлением факт нарушения части 1, пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса, части 1, пункта 4 части 2 статьи 28 Закона РС(Я) 1201-З N 1329-IV), BCH 42-85(P) ввиду незаконного использования средств фонда капитального ремонта, и не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим закону."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2023 г. N Ф02-5488/23 по делу N А58-2345/2022