город Иркутск |
|
01 декабря 2023 г. |
Дело N А33-4726/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бронниковой И.А.,
судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем вебконференц-связи помощником судьи Бомштейн В.В.,
без участия в судебном заседании с использованием систем вебконференц-связи представителей,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска на определение Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2023 года по делу N А33-4726/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2023 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, в котором просит признать муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - должник) несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 ноября 2018 года должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должником утвержден Павлюк Алексей Леонидович.
В Арбитражный суд Красноярского края 15.03.2021поступило заявление общества
ограниченной ответственностью "Регион - 24" (определением от 22 июля 2022 года произведена замена общества с ограниченной ответственностью "Регион - 24" на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Алан") о признании недействительными сделки по прекращению права хозяйственного ведения муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2", оформленные пунктом 1 распоряжения администрации города Красноярска Красноярского края от 16.03.2018 года N 1070-недв "О передаче транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-7" и передачей 22.03.2018 в его исполнение имущества муниципального предприятия города Красноярск "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" в городскую казну в соответствии с перечнем согласно приложению к распоряжению (девять пунктов), пунктом 1 распоряжения администрации города Красноярска Красноярского края от 22.03.2018 года N 1123-недв "О передаче транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-5" и передачей 22.03.2018 в его исполнение имущества муниципального предприятия города Красноярск "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" в городскую казну в соответствии с перечнем согласно приложениям 1, 2 к распоряжению (приложение N 1 -51 пункт, приложение N 2 - 109 пунктов) и применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде взыскания с муниципального образования город Красноярск Красноярского края в лице Администрации города Красноярска, муниципального образования город Красноярск Красноярского края в лице Департамента финансов Администрации города Красноярска, муниципального образования город Красноярск в лице Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, за счет средств муниципальной казны города Красноярска Красноярского края в пользу муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятия N 2" рыночной стоимости незаконно изъятого имущества на общую сумму 52 423 116 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Департамент транспорта Администрации города Красноярска, муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5", муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7", муниципальное казенное учреждение города Красноярска "КРАСНОЯРСКГОРТРАНС" (ИНН 2464211559, ОГРН 1082468046100), муниципальное предприятия города Красноярска "ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ", акционерное общество "Краевое автотранспортное предприятие".
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными сделки по прекращению права хозяйственного ведения муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2", оформленные: пунктом 1 распоряжения администрации города Красноярска Красноярского края от 16.03.2018 года N 1070-недв "О передаче транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-7" и передачей 22.03.2018 года в его исполнение имущества муниципального предприятия города Красноярск "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" в городскую казну в соответствии с перечнем согласно приложению к распоряжению, пунктом 1 распоряжения администрации города Красноярска Красноярского края от 22.03.2018 года N 1123-недв "О передаче транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-5" и передачей 22.03.2018 года в его исполнение имущества муниципального предприятия города Красноярск "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" в городскую казну в соответствии с перечнем согласно приложениям 1, 2 к распоряжению.
Применены последствия недействительности сделок в виде взыскания с муниципального образования город Красноярск в лице Департамента финансов Администрации города Красноярска за счет средств муниципальной казны города Красноярска в пользу муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" 52 542 135 рублей рыночной стоимости изъятого имущества. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. С муниципального образования город Красноярск в лице Департамента финансов Администрации города Красноярска за счет средств муниципальной казны города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Алан" взыскано 12 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, 170 000 рублей судебных расходов на проведение экспертизы.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2023 года определение суда первой инстанции изменено в части применения последствий недействительности сделки. Резолютивная часть определения в указанной части изложена в следующей редакции: "Применить последствия недействительности сделок в виде взыскания с муниципального образования г. Красноярска в лице Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758) в пользу муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ИНН 2451000455, ОГРН 1032402643426) 52 542 135 рублей рыночной стоимости изъятого имущества.
В остальной части определение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения".
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, имущество, изъятое у должника, не подлежит включению в конкурсную массу, поскольку подлежало передаче его собственнику.
У судов не имелось оснований для признания оспариваемых сделок недействительными в соответствии с положениями статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и для применения срока исковой давности в три года.
Права кредиторов не нарушены, поскольку передача имущества произошла до введения наблюдения.
Судами неправомерно удовлетворены требования о взыскании рыночной стоимости изъятого имущества.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Алан" просит оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2" зарегистрировано 24.02.1992 администрацией города Красноярска.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности должника являлась деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (код ОКВЭД 49.31.21), МП "КПАТП-2" имело лицензию от 15.06.2007 N АСС-24-030382 на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Согласно Уставу предприятия МП "КПАТП-2" создано в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 22.06.1999 N 337 в целях удовлетворения потребностей города в перевозке пассажиров по регулярным маршрутам на территории города Красноярска и в пригородном сообщении и получения прибыли (пункты 1.1., 2.1 Устава).
Учредителем предприятия является муниципальное образование - город Красноярск в лице администрации города Красноярска (пункт 1.2 Устава).
Согласно пункту 2.2 Устава МП "КПАТП-2" для достижения своих уставных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности (предмет деятельности предприятия): перевозка пассажиров по регулярным маршрутам на территории города Красноярска и в пригородном сообщении; пассажирские и иные (грузовые, междугородние, грузовые такси и т.п.) перевозки пассажиров на территории Российской Федерации и стран СНГ, обслуживание юридических и физических лиц автотранспортом, оказание услуг юридическим и физическим лицам по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, организация и предоставление услуг по стоянке транспортных средств; оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому медицинскому освидетельствованию водителей, техническому осмотру транспортных средств; предоставление рекламных и эксплуатационных услуг юридическим и физическим лицам, организация и эксплуатация предприятий питания, промышленное и гражданское строительство, ремонтные работы, оптовая и розничная торговля, в том числе горюче-смазочными материалами, благоустройство и содержание конечных остановочных пунктов пассажирского транспорта на коммерческой основе, осуществление коммерческой деятельности.
Собственником имущества предприятия является город Красноярск (пункт 3.1 Устава). Имущество предприятия находится в муниципальной собственности, закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения (пункт 3.2. Устава).
Имущество предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения; доходов предприятия от его деятельности; иных, не противоречащих законодательству источников (пункт 3.3 Устава).
МП "КПАТП-2" самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, полученной чистой прибылью, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты установленных законодательством налогов и других обязательных платежей и перечисления в бюджет города части прибыли от использования имущества предприятия (пункт 3.24 Устава).
После поступления в Арбитражный суд Красноярского края заявления публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" о признании МП "КПАТП-2" банкротом 27.02.2018 (поступило нарочно) администрацией города Красноярска изданы распоряжения:
- от 16.03.2018 N 1070-недв "О передаче транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-7" (9 единиц транспорта, всего на сумму 29 132 463 рубля 56 копеек);
- от 22.03.2018 N 1123-недв "О передаче имущества в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-5" (51 единица транспорта на сумму 134 060 446 рублей 7 копеек, 109 единиц оборудования на сумму 3 982 149 рублей 35 копеек).
Согласно пунктам 1 указанных распоряжений в городскую казну из хозяйственного ведения со дня оформления актов приема-передачи передается не используемое в уставной деятельности муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2 имущество по перечням в соответствии с приложениями.
Распоряжение от 16.03.2018 N 1070-недв издано с указанием обращений МП "КПАТП-2" от 08.02.2018 N 47, от 19.02.0018 N 69, которыми выражалось согласие должника на изъятие имущества.
Распоряжение от 22.03.2018 N 1123-недв издано с указанием обращений МП "КПАТП-2" от 08.02.2018 N 47, от 19.02.2018 N 69, от 05.03.2018 N 98/1, которыми выражалось согласие должника на изъятие имущества.
Указанные распоряжения оформлены на официальных бланках администрации г. Красноярска, подписаны заместителем главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений Павлович Н.Н., со ссылкой на статьи 58, 59, 64, 68 Устава города Красноярска, Положение о порядке управления и распоряжения городской собственностью, утвержденное решением Красноярского городского Совета от 16.02.1999 N 17-155, решение Красноярского городского Совета от 06.06.2000 N 24-273 "О городской казне", положение о Реестре муниципальной собственности г. Красноярска, утвержденное постановлением администрации города от 21.01.2000 N 14, распоряжение Главы города от 22.12.2006 N 270-р.
Акт приема-передачи транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-7" от 22.03.2018 N 37 (во исполнение распоряжения от 16.03.2018 годаN 1070-недв) подписан от имени передающей стороны - заместителем руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Тюриной И.А., от имени принимающей стороны - директором МП "КПАТП-7" Оськиным А.В. (перечень переданного имущества приведен в указанном акте - 9 ед.).
Акт приема-передачи транспортных средств в хозяйственное ведение МП г. Красноярска "КПАТП-5" от 22.03.2018 N 39 (во исполнение распоряжения от 23.03.2018 года N 1123-недв) подписан от имени передающей стороны - заместителем руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Тюриной И.А., от имени принимающей стороны - директором МП "КПАТП-5" Иванькиным А.В. (перечень переданного имущества приведён в указанном акте - 51 ед. (приложение 1), 109 ед. (приложение 2).
Распоряжением администрации города Красноярска от 19.11.2018 N 5295-недв "О передаче движимого имущества в оперативное управление МКУ "Красноярскгортранс", на основании обращения МП "КПАТП-5" от 02.08.2018 N 14170-ги, предписано передать из хозяйственного ведения в городскую казну не используемое в деятельности МП г. Красноярска "КПАТП-5" движимое имущество в соответствии с перечнем согласно приложению (Бортовой навигационно-связной терминал - 9 ед.).
Имущество передано по акту приема-передачи от 19.11.2018 N 188.
Таким образом, изъятое у МП "КПАТП-2" имущество поступило в хозяйственное ведение (и фактическое владение) МП "КПАТП-5", МП "КПАТП-7", МКУ "Красноярскгортранс" при сохранении титула муниципальной собственности.
Полагая, что оспариваемые сделки по прекращению права хозяйственного ведения совершены в состоянии финансового кризиса должника, в пользу заинтересованного лица и без встречного предоставления (экономической компенсации) должнику, что наносит ущерб материальным интересам кредиторов МП "КПАТП-2", которые лишаются права погашения своих требований в максимально возможных размерах, либо в полном объеме, кредитор обратился в суд с настоящим заявлением. Полагает, что сделки по прекращению права хозяйственного ведения и передаче имущества в пользу муниципального образования (собственника имущества должника), с последующим закреплением за другими муниципальными предприятиями, являются ничтожными.
В качестве нормативно-правового обоснования оспаривания сделки просит применить пункт 3 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статью 10, статью 295, пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иные нормы права, перечисленные в своем заявлении.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания недействительными сделки по прекращению права хозяйственного ведения муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2", оформленные распоряжениями администрации города Красноярска Красноярского края от 16.03.2018 N 1070-недв, от 22.03.2018 года N 1123-недв, в соответствии со статьей 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Третий арбитражный апелляционный суд, изменяя определение Арбитражного суда Красноярского края в части применения последствий недействительности сделок, исходил из того, что денежные средства в размере 52 542 135 рублей (рыночной стоимости изъятого имущества) подлежат взысканию непосредственно с муниципального образования города Красноярска в лице Администрации города Красноярска, как главного распорядителя и субъекта, уполномоченного федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета.
Согласно пункту 4 постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63 наличие в Законе о банкротстве специальных оснований оспаривания сделок, предусмотренных статьями 61.2 и 61.3, само по себе не препятствует суду квалифицировать сделку, при совершении которой допущено злоупотребление правом, как ничтожную (статья 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях) движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о предприятиях совершенные унитарным предприятием сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника.
При этом ни ГК РФ, ни Закон о предприятиях не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона о предприятиях, прямо обязывающего предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
Судом установлено, что Администрация города Красноярска, изымая движимое имущество, располагала информацией о том, что деятельность должника является убыточной, и на дату изъятия имущества у должника имеется кредиторская задолженность, которая не может быть погашена оставшимся имуществом.
После изъятия принадлежащей техники и оборудования должник утратил возможность осуществлять уставную деятельность, в том числе перевозку пассажиров по регулярным маршрутам на территории города Красноярска и в пригородном сообщении.
Оспариваемые сделки совершены должником на основании распоряжений лица, осуществляющего полномочия единственного учредителя и собственника имущества предприятия, впоследствии признанного несостоятельным (банкротом), причем после подачи заявления о признании предприятия банкротом.
Сделки направлены на безвозмездный вывод имущества муниципального предприятия (иного из материалов дела не следует) и, как следствие, посягают на охраняемые законом интересы кредиторов должника, лишая их возможности получить удовлетворение за счет имущества последнего, в том числе и за счет реализации изъятого имущества.
Установив отсутствие у администрации города Красноярска права на изъятие у должника имущества, находившегося в его хозяйственном ведении, несмотря на отказ (обращение) предприятия от такого имущества, а также не соответствие сделок, оформленных распоряжениями администрации города Красноярска от 16.03.2018, 22.03.2018 требованиям пункта 3 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях, пункта 5 статьи 113, статьи 294 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания недействительными сделок по прекращению права хозяйственного ведения муниципального предприятия города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 2", оформленных распоряжениями администрации города Красноярска Красноярского края от 16.03.2018 N 1070-недв, от 22.03.2018 N 1123-недв, в соответствии со статьями 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оснований для применения правил об истечении срока исковой давности к заявленным требованиям по настоящему спору судом не установлено.
При этом отклоняется довод кассационной жалобы о необоснованном применении трехлетнего срока исковой давности, поскольку согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 60 пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" дополнен новым предложением, согласно которому по требованию арбитражного управляющего или кредитора о признании недействительной сделки, совершенной со злоупотреблением правом (статьи 10 и 168 Гражданского кодекса) до или после возбуждения дела о банкротстве, исковая давность в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса составляет три года и исчисляется со дня, когда оспаривающее сделку лицо узнало или должно было узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки недействительной, но не ранее введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61.6 Закона о банкротстве, приняв во внимание, что вышеуказанное имущество передано в хозяйственное ведение иному лицу, что указывает на невозможность возврата имущества в конкурсную массу, установив, что выбывшее по сделкам имущество оценено по рыночной стоимости в сумме 52 542 135 рублей, тогда как в реестр требований включены требования на сумму 92 771 149 рублей, суд апелляционной инстанции применил последствия недействительности сделки в виде взыскания непосредственно с муниципального образования города Красноярска в лице Администрации города Красноярска, как главного распорядителя и субъекта, уполномоченного федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета в конкурсную массу должника 52 542 135 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Принимая во внимание, что постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2023 года по делу N А33-4726/2018 определение Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2023 года по тому же делу изменено, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 7 сентября 2023 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2023 года по делу N А33-4726/2018 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Бронникова |
Судьи |
Н.Н. Парская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для применения правил об истечении срока исковой давности к заявленным требованиям по настоящему спору судом не установлено.
При этом отклоняется довод кассационной жалобы о необоснованном применении трехлетнего срока исковой давности, поскольку согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 60 пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" дополнен новым предложением, согласно которому по требованию арбитражного управляющего или кредитора о признании недействительной сделки, совершенной со злоупотреблением правом (статьи 10 и 168 Гражданского кодекса) до или после возбуждения дела о банкротстве, исковая давность в силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса составляет три года и исчисляется со дня, когда оспаривающее сделку лицо узнало или должно было узнать о наличии обстоятельств, являющихся основанием для признания сделки недействительной, но не ранее введения в отношении должника первой процедуры банкротства.
...
Принимая во внимание, что постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2023 года по делу N А33-4726/2018 определение Арбитражного суда Красноярского края от 19 мая 2023 года по тому же делу изменено, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы подлежит оставлению без изменения постановление суда апелляционной инстанции от 7 сентября 2023 года, как основанное на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятое с соблюдением норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 декабря 2023 г. N Ф02-6159/23 по делу N А33-4726/2018
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6159/2023
07.09.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3397/2023
24.02.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-166/2022
17.02.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7150/2021
08.12.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18
11.10.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4778/2021
16.08.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3547/2021
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1397/2021
15.02.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5613/20
30.07.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3192/20
13.03.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-927/20
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18
23.11.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5314/18
07.11.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18
12.09.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18
06.09.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18
05.09.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4458/18
09.08.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18
23.05.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-4726/18