город Иркутск |
|
08 августа 2024 г. |
Дело N А33-33025/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дамбарова С.Д.,
судей: Кушнаревой Н.П., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой М.А.,
с участием при использовании системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края, представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Жилой комплекс "Новоостровский", общества с ограниченной ответственностью "Новоостровский", общества с ограниченной ответственностью "Бограда" Самошкина В.В. (доверенность от 26.02.2023, доверенность от 21.11.2022, доверенность от 01.03.2023, диплом, паспорт), Прокуратуры Красноярского края в лице Дмитриева И.Г., служебное удостоверение старшего прокурора от 20.06.2023 ТОN 336033, Федорченко М.С. служебное удостоверение ТО N 355697, представителя акционерного общества "Банк ДОМ.РФ" Першина А.А. (доверенность от 16.01.2023 N10-3/9, паспорт, диплом), представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва Макеенко И.А., (доверенность от 01.02.2024 N 24-ВМ-04/1534, паспорт, диплом), Агафонова И.А., (доверенность от 01.02.2024, паспорт, диплом),
с участием в суде округа представителя общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Жилой комплекс "Новоостровский", общества с ограниченной ответственностью "Новоостровский", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" Абрамидзе А.С. (доверенность от 03.03.2023 N 44, доверенность от 03.03.2023 N 511, доверенность от 10.12.2021 N103, паспорт, диплом), представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" Чопик Э.В. (доверенность от 29.05.2024, удостоверение адвоката N3401), представителя акционерного общества "Банк ДОМ.РФ" Кузнецовой П.А. (доверенность от 26.12.2023 N10-3/653, паспорт, диплом).
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Жилой комплекс "Новоостровский", общества с ограниченной ответственностью "Новоостровский", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк", акционерного общества "Банк ДОМ.РФ" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2023 года по делу N А33-33025/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Красноярского края (далее - прокурор, процессуальный истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, материальный истец) с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Новоостровский" и к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик Жилой комплекс "Новоостровский" (далее - ООО "Новооостровский", ООО "СЗ ЖК "Новоостровский", ответчики) с требованиями:
о признании отсутствующим права собственности ООО "Новоостровский" на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3028, 24:50:0200196:3035, 24:50:0200196:3038, 24:50:0200196:3042, 24:50:0200196:3029, 24:50:0200196:3030, 24:50:0200196:3031, 24:50:0200196:3032, 24:50:0200196:3033, 24:50:0200196:3034, 24:50:0200196:3043, 24:50:0200196:3054, 24:50:0200196:3072, 24:50:0200196:3073, 24:50:0200196:3074, 24:50:0200196:3075, 24:50:0200196:3076, 24:50:0200196:3044, 24:50:0200196:3047, 24:50:0200196:3048, 24:50:0200196:3049, 24:50:0200196:3050, 24:50:0200196:3051, 24:50:0200196:3052, 24:50:0200196:3053, 24:50:0200196:3055, 24:50:0200196:3056, 24:50:0200196:3058, 24:50:0200196:3059, 24:50:0200196:3060, 24:50:0200196:3061, 24:50:0200196:3062, 24:50:0200196:3063, 24:50:0200196:3064, 24:50:0200196:3066, 24:50:0200196:3070, 24:50:0200196:2978, 24:50:0200196:2981, 24:50:0200196:3920, 24:50:0200196:3918, 24:50:0200196:3023, 24:50:0200196:3024, 24:50:0200196:3027, 24:50:0200196:4187, 24:50:0200196:4188, 24:50:0200196:4189, 24:50:0200196:2980, 24:50:0200196:3068, 24:50:0200196:3036, 24:50:0200196:3037, 24:50:0200196:3039 24:50:0200196:3040, 24:50:0200196:3041, 24:50:0200196:3069, 24:50:0200196:3917, 24:50:0200196:2977, 24:50:0200196:2979;
о взыскании с ООО "Новоостровский" неосновательного обогащения в сумме 325 809 246 руб. 83 коп., исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3022 (68 714 007 руб. 21 коп.), 24:50:0200196:3065 (37 292 749 руб. 5 коп.), 24:50:0200196:3071 (104 651625 руб. 24 коп.), 24:50:0200196:3921 (115 150 864 руб. 88 коп.);
о взыскании с ООО "СЗ ЖК "Новоостровский" неосновательного обогащения в размере 170 566 627 руб. 67 коп., исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3021 (26 643 230 руб. 10 коп.), 24:50:0200196:3025 (79 894 384 руб. 73 коп.), 24:50:0200196:3026 (64 029 012 руб. 84 коп.).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая строительная компания "Сибиряк" (далее - ООО "УСК "Сибиряк"), акционерное общество "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" (АО "ПО "Красноярский завод комбайнов"), акционерное общество "Банк ДОМ.РФ", общество с ограниченной ответственностью "Бограда" (далее - АО "Банк ДОМ.РФ" и ООО "Бограда" соответственно), Агентство по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, краевое государственное казенное учреждение "Центр обеспечения реализации полномочий в областях гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций Красноярского края".
Определением от 19 ноября 2023 года выделены в отдельное производство с присвоением номера дела N А33-33497/2023 исковые требования прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о взыскании с ООО "Новоостровский" неосновательного обогащения в сумме 325 809 246 руб. 83 коп., исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3022 (68 714 007 руб. 21 коп.), 24:50:0200196:3065 (37 292 749 руб. 50 коп.), 24:50:0200196:3071 (104 651 625 руб. 24 коп.), 24:50:0200196:3921 (115 150 864 руб. 88 коп.); о взыскании с ООО "СЗ ЖК "Новоостровский" неосновательного обогащения в размере 170 566 627 руб. 67 коп., исходя из кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3021 (26 643 230 руб. 10 коп.), 24:50:0200196:3025 (79 894 384 руб. 73 коп.), 24:50:0200196:3026 (64 029 012 руб. 84 коп.).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2024 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "СЗ ЖК "Новоостровский", ООО "Новоостровский", ООО "Управляющая строительная компания "Сибиряк", АО "Банк ДОМ.РФ", обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В кассационных жалобах и дополнениях к ним ООО "СЗ ЖК "Новоостровский", ООО "Новоостровский", ООО "Управляющая компания "СИБИРЯК" указывают, что рассмотрение судом нового требования прокурора принятого определением от 06 июня 2023 года, на основании новых юридических фактов прямо противоположным первоначальным юридическим фактам, является существенным нарушением норм процессуального права. Судами не учтено, что в рамках дела N А33-2744/2009 ранее установлены обстоятельства наличия полномочий органа местного самоуправления по распоряжению спорным земельным участком. ООО "Новоостровский" и ООО СЗ ЖК "Новоостровский" являются добросовестными приобретателями спорных земельных участков. Судами не дана оценка законности/незаконности регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю права собственности каждого предыдущего собственника спорных земельных участков. Судами в отсутствие надлежащих доказательств были сделаны неправомерные выводы о тождестве спорных земельных участков с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0200196:3, вопрос о проведении судебной землеустроительной экспертизы не ставился. Заявители кассационных жалоб считают необоснованными выводы судов о том, что спорные земельные участки не выбывали из владения Российской Федерации по причине нахождения на них защитных сооружений гражданской обороны. Также судами неправомерно не был применен срок исковой давности. Выбранный истцом способ защиты права в виде подачи иска о признании права собственности отсутствующим не применим к данному делу.
В кассационной жалобе АО "Банк ДОМ.РФ" указывает, что земельные участки никогда не находились в федеральной собственности, а значит прокурор не мог предъявить требования о признании права собственности. Земельный участок с кадастровым номером 24:50;0200196:0003 перестал существовать как объект гражданских прав в связи с его разделом, что исключает возможность регистрации на него права собственности не только Российской Федерации. Виндикационные требования прокурора суды квалифицировали как требования о признании права собственности отсутствующим, хотя они заявлены не владеющим собственником. Прокурор заявил виндикационные требования, на которые распространяется срок исковой давности. Наличие на некоторых земельных участках защитных сооружений не является основанием для отнесения всех земельных участков к федеральной собственности.
В отзыве на кассационные жалобы МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва просит оставить судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
В возражениях на кассационные жалобы прокурор указывает, что судебные акты по делу являются законными и обоснованными.
Присутствующие в судебном заседании стороны поддержали свои доводы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 16.07.2024, объявлялся перерыв до 29.07.2024, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет".
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Красноярскому производственному объединению по зерноуборочным комбайнам, расположенному в Железнодорожном районе г. Красноярска на ул. Профсоюзов,3, выдано свидетельство от 11.02.1993 на право пользование землей площадью 744 642,7 кв.м., позднее выдано временное свидетельство от 22.03.1993 N 1000 для целей взимания земельных платежей, актом от 22.03.1993 установлена нормативная цена земельного участка - фактически занимаемой территории Красноярского производственного объединения по зерноуборочным комбайнам площадью 744 642, 7 кв.м.
Постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 05.10.1993 N 05-06-573 утвержден план приватизации государственного предприятия федеральной собственности - Красноярского государственного завода комбайнов, входившего в состав Красноярского производственного объединения по зерноуборочным комбайнам, согласно пункту 2.16 которого комбайновый завод находится в г. Красноярске в Железнодорожном районе, площадь завода в пределах ограждения составляет 74,4 га, границами промплощадки являются: с востока ул. Робеспьера, по другую сторону которой расположены проектный и научно-исследовательский институты, школа-интернат; с запада - магистральные пути Красноярской железной дороги, территория пивзавода; с юга - набережная р. Енисей; с севера - ул. Бограда.
Постановлением администрации города Красноярска от 28.05.1997 принято решение предоставить акционерному обществу открытого типа "Красноярский завод комбайнов" по результатам инвентаризации земельный участок площадью 723 583, 88 кв.м., занимаемый территорией завода, расположенный по ул. Профсоюза, 3 Железнодорожного района, в аренду сроком на 5 лет.
Между земельным управлением г. Красноярска (арендодатель) и АООТ "Красноярский завод комбайнов" (арендатор) заключен договор аренды от 13.08.1997 N 4453 земельного участка общей площадью 723 583,88 кв.м. согласно прилагаемому плану землепользования для эксплуатации фактически существующей территории завода по ул. Профсоюза, 3 в Железнодорожном районе, на срок с 01.07.1997 по 27.05.2002.
Земельный участок площадью 723 583,88 кв.м., расположенный в г. Красноярске по ул. Профсоюзов, 3 поставлен на кадастровый учет 20.01.2004 как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:0003 (граница земельного участка не установлена), информация о правообладателе - Российской Федерации внесена в ЕГРН 09.08.2023.
Распоряжением администрации города Красноярска от 11.06.2004 N 698-недв "О предоставлении ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" земельного участка" на основании заявления ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" приняты решения расформировать земельный участок площадью 723 583,88 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0200196:003, предоставленный АООТ "Краснярский завод комбайнов" на основании постановления администрации города от 28.05.97 N 623 (пункт 1); утвердить проект границ земельного участка из земель поселений, оценочная зона N 66, общей площадью 658 057,0 кв.м., находящегося по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Профсоюзов, 3, занимаемого нежилыми зданиями и сооружениями, согласно приложению (пункт 2); предоставить в аренду ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" земельный участок из земель поселений, оценочная зона N 66, общей площадью 658 057, 0 кв.м., в том числе 71 772,0 кв.м. - земли ограниченного использования, находящийся по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район. ул. Профсоюзов, 3, в целях эксплуатации нежилых зданий, сооружений на 10 лет (пункт 3).
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200196:0054 внесены в ЕГРН 20.05.2003 с декларированной площадью 926 373 кв.м. с местоположением: наименование ориентира: г. Красноярск, с фактическим использованием - земельный участок, находящийся в государственной собственности, с присвоением (15.07.2008 присвоен статус записи "аннулирован"). Сведения о земельном участке с кадастровым номером 24:50:0200196:0077 (в ЕГРН указан предыдущий кадастровый номер 24:50:0200196:0054) (расположенном в кадастровом квартале 24:50:020096, площадью 946 265 кв.м.) внесены в ЕГРН 22.06.2004 (23.12.2007 присвоен статус записи "архивная").
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 11.06.2004 N 698-недв между департаментом недвижимости администрации города Красноярска (арендодатель) и ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" (арендатор) заключен договор аренды от 25.06.2004 земельного участка с категорией земель - земли поселений с кадастровым номером 24:50:0200196:0077, находящегося по адресу: г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3 в Железнодорожном районе, для использования в целях эксплуатации нежилых зданий, сооружений в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 658 057 кв.м., в том числе 71 772 кв.м. - земли ограниченного использования, сроком с 11.06.2014 по 10.06.2024 (десять лет). Распоряжением администрации города Красноярска от 30.11.2007 N3398-недв "О разделе границ земельного участка по ул. Профсоюзов, 3" утвержден проект раздела границ земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:0077 из земель населенных пунктов общей площадью 658 057 кв.м., находящегося по адресу: г. Красноярск, Железнодорожный район, ул. Профсоюзов, 3, занимаемого нежилыми зданиями и сооружениями, на участки: общей площадью 112 727 кв.м, общей площадью 353 042 кв.м., общей площадью 192 288 кв.м. (пункт 1), внесены изменения в распоряжение администрации города Красноярска от 11.06.2004 N698-недв в части указания участков, предоставленных в аренду (пункт 3).
Земельные участки поставлены на кадастровый учет 23.12.2007 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:0232 - земельному участку общей площадью 112 727 кв.м., кадастрового номера 24:50:0200196:0233 - земельному участку общей площадью 353 042 кв.м., кадастрового номера 24:50:0200196:0234 - земельному участку общей площадью 192 288 кв.м.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 11.06.2004 N 698-недв, распоряжения администрации города Красноярска от 30.11.2007 N 3398-недв между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ОАО "ПО "Красноярский завод комбайнов" (арендатор) заключены договоры аренды от 22.01.2008 N 85, N 86 и N 87 земельных участков с кадастровым номером 24:50:0200196:0232 общей площадью 112 727 кв.м., в том числе 28 872 кв.м. - охранная зона инженерных сетей, с кадастровым номером 24:50:0200196:0233 общей площадью 353 042 кв.м., в том числе 38 447 кв.м. - охранная зона инженерных сетей и с кадастровым номером 24:50:0200196:0234 общей площадью 192 288 кв.м., в том числе охранная зона инженерных сетей - 4 453 кв.м., находящиеся по адресу: г.Красноярск, Железнодорожный район, ул. Профсоюзов,3, для использования в целях эксплуатации нежилых зданий, сооружений в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, сроком с 30.11.2007 по 29.11.2017.
В порядке исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 23.05.2013 по делу N А33-13333/2012, которым признан незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, оформленный письмами N 41169, N 41170, N 41172 от 19.07.2012, в предоставлении в собственность ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:232, 24:50:0200196:233, 24:50:0200196:234, с ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" заключены договоры купли-продажи указанных участков. В рамках соответствующих договоров в собственность ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" переданы участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:232, 24:50:0200196:233, 24:50:0200196:234.
Право собственности ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" на земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:233, 24:50:0200196:234 и 24:50:0200196:232 зарегистрировано 18.06.2013 и 19.06.2013.
Впоследствии решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2016 должник - ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.04.2017 по делу N А33-5735/2015 утверждено мировое соглашение, заключенное между ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" и конкурсными кредиторами (в том числе ООО "УСК "Сибиряк"), производство по делу о банкротстве ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" прекращено.
По акту приема-передачи от 06.10.2017 во исполнение пункта 7 мирового соглашения по делу N А33-5735/20152, утвержденного определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.04.2017 по делу N А33-5735/2015, ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" передало в собственность ООО "УСК "Сибиряк" в качестве отступного земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:234 площадью 192 288 кв.м. и расположенные на нем объекты движимого и недвижимого имущества.
По договору купли-продажи недвижимого имущества от 10.07.2020 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:233 площадью 353 042 кв.м. вместе с расположенными на нем объектами недвижимого имущества перешло к ООО "Проектно-строительная компания" (покупатель). Впоследствии названный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:232 вместе с расположенными на нем объектами недвижимого имущества по договору купли-продажи недвижимого имущества от 07.08.2020 переданы в собственность ООО "Новоостровский".
По договору купли-продажи земельного участка от 07.05.2019 ООО "УСК "Сибиряк" (продавец) передало в собственность ООО "Жилой комплекс Новоостровский" (покупатель) земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:2975 общей площадью 33 155 кв.м. и 24:50:0200196:2976 общей площадью 25 945 кв.м.
По договорам купли-продажи недвижимого имущества от 08.04.2021 ООО "УСК "Сибиряк" (продавец) передало в собственность ООО "Новоостровский" (покупатель), в том числе, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:2977 общей площадью 41 827 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:2978 общей площадью 17 035 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:2979 общей площадью 22 413 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:2980 общей площадью 30 236 кв.м., земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:2981 общей площадью 21 677 кв.м.
Из материалов дела следует, что земельные участки, являющиеся предметом спора, образованы путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:232, 24:50:0200196:233, 24:50:0200196:234, выделенных в свою очередь, из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:77 (ранее 24:50:0200196:54).
Судами по итогам рассмотрения возникшего спора установлено, что из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:232 площадью 112 727 кв.м. образованы путем его раздела земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3028 площадью 252 кв.м., 24:50:0200196:3029 площадью 8 812 кв.м., 24:50:0200196:3030 площадью 12 346 кв.м., 24:50:0200196:3031 площадью 5 902 кв.м., 24:50:0200196:3032 площадью 78 кв.м., 24:50:0200196:3033 площадью 6 343 кв.м., 24:50:0200196:3034 площадью 14 кв.м., 24:50:0200196:3035 площадью 5 903 кв.м., 24:50:0200196:3036 площадью 25 840 кв.м., 24:50:0200196:3037 площадью 10 565 кв.м., 24:50:0200196:3038 площадью 6 015 кв.м., 24:50:0200196:3039 площадью 11 582 кв.м., 24:50:0200196:3040 площадью 1 954 кв.м., 24:50:0200196:3041 площадью 2 696 кв.м., 24:50:0200196:3042 площадью 14 425 кв.м..
Из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:233 площадью 353 042 кв.м. образованы путем его раздела земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3043 площадью 2 632 кв.м., 24:50:0200196:3044 площадью 6 523 кв.м., 24:50:0200196:3920 площадью 8 271 кв.м., 24:50:0200196:3921 площадью 21 074 кв.м., 24:50:0200196:3047 площадью 13 124 кв.м., 24:50:0200196:3048 площадью 3 916 кв.м., 24:50:0200196:3049 площадью 259 кв.м., 24:50:0200196:3050 площадью 651 кв.м., 24:50:0200196:3051 площадью 7 755 кв.м., 24:50:0200196:3052 площадью 7 688 кв.м., 24:50:0200196:3053 площадью 3 744 кв.м., 24:50:0200196:3054 площадью 4 927 кв.м., 24:50:0200196:3055 площадью 8 350 кв.м., 24:50:0200196:3056 площадью 9 931 кв.м., 24:50:0200196:4187 площадью 28 206 кв.м., 24:50:0200196:4188 площадью 1 521 кв.м., 24:50:0200196:4189 площадью 193 кв.м., 24:50:0200196:3058 площадью 21 085 кв.м., 24:50:0200196:3059 площадью 12 219 кв.м., 24:50:0200196:3060 площадью 1 020 кв.м., 24:50:0200196:3061 площадью 2 441 кв.м., 24:50:0200196:3062 площадью 14 985 кв.м., 24:50:0200196:3063 площадью 11 251 кв.м., 24:50:0200196:3064 площадью 8 179 кв.м., 24:50:0200196:3065 площадью 7 075 кв.м., 24:50:0200196:3066 площадью 27 430 кв.м., 24:50:0200196:3917 площадью 24 261 кв.м., 24:50:0200196:3918 площадью 2 843 кв.м., 24:50:0200196:3068 площадью 26 001 кв.м., 24:50:0200196:3069 площадью 26 165 кв.м., 24:50:0200196:3070 площадью 2 387 кв.м., 24:50:0200196:3071 площадью 19 854 кв.м., 24:50:0200196:3072 площадью 1 944 кв.м., 24:50:0200196:3073 площадью 4 011 кв.м., 24:50:0200196:3074 площадью 1 237 кв.м., 24:50:0200196:3075 площадью 9 720 кв.м., 24:50:0200196:3076 площадью 268 кв.м.
Из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:234 площадью 192 288 кв.м. образованы путем его раздела земельные участки с кадастровыми номерами 24:50:0200196:3025 площадью 15 767 кв.м., 24:50:0200196:3026 площадью 12 636 кв.м., 24:50:0200196:3027 площадью 4 752 кв.м., 24:50:0200196:3021 площадью 5 010 кв.м., 24:50:0200196:3022 площадью 12 921 кв.м., 24:50:0200196:3023 площадью 7 875 кв.м., 24:50:0200196:3024 площадью 139 кв.м., 24:50:0200196:2977 площадью 41 827 кв.м., 24:50:0200196:2978 площадью 17 035 кв.м., 24:50:0200196:2979 площадью 22 413 кв.м., 24:50:0200196:2980 площадью 30 236 кв.м., 24:50:0200196:2981 площадью 21 677 кв.м
Краевым Комитетом по управлению государственным имуществом издано распоряжение от 22.07.2003 N 11-883р о включении в реестр федерального имущества объектов казны Российской Федерации защитных сооружений гражданской обороны, в том числе, находящихся в пользовании ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов", расположенных по адресу г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что в составе объектов недвижимого имущества, ранее принадлежавших ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" имелись следующие защитные сооружения гражданской обороны:
защитное сооружение (встроенно-пристроенное нежилое) вместимостью 248 человек общей площадью 124,3 кв.м. (РНФИ П12250000805), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 537-24/У поставлено на кадастровый учет 09.06.2014 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:1627, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 05.06.2015, кадастровые номера земельных участков, в границах которого расположено сооружение 24:50:0200196:3026, 24:50:0200196:3025, 24:50:0200196:3021 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:234), объект уничтожен, возведены жилые дома;
защитное сооружение (встроенно-пристроенное нежилое) вместимостью 174 человека общей площадью 103 кв.м. (РНФИ П12250000806), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 538-24/У поставлено на кадастровый учет 09.06.2014 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:1628, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 28.08.2015, кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружение 24:50:0200196:3026 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:234), объект уничтожен, возведены жилые дома;
помещение N 1 - объект гражданской обороны (в ЦХШ-2) вместимостью 1200 человек общей площадью 788,6 кв.м. (РНФИ П12250004948), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 533-24/У поставлено на кадастровый учет 09.08.2014 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:1635, право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружение 24:50:0200196:3022 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:234), объект уничтожен, возведены жилые дома;
здание (защитное сооружение гражданской обороны) вместимостью 900 человек общей площадью 888,1 кв.м. (РНФИ П12250000811), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 531-24/У, 532-24/У поставлено на кадастровый учет 29.07.2014 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:1632, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 16.11.2022, кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружение 24:50:0200196:3057 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:233), объект фактически является подземным помещением, встроенным в нежилое здание цеха и является его конструктивной частью, надземная часть (непосредственно здание цеха) демонтирована;
задние - объект гражданской обороны (в ЦСК) вместимостью 2000 человек общей площадью 1 906,5 кв.м. (РНФИ П12250000808), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 534-24/У поставлено на кадастровый учет 29.07.2014 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:1634, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 18.11.2022, кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружение 24:50:0200196:3918 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:233), сооружение расположено в здании, демонтаж которого частично начат, доступ возможен;
здание - объект гражданской обороны (в ЦСК) вместимостью 60 человек общей площадью 47,1 кв.м. (РНФИ П12250004947), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 535-24/У поставлено на кадастровый учет 30.07.2014 с присвоением кадастрового номера 24:50:0200196:1633, право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружение 24:50:0200196:3025 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:234), вход возможен только через оголовок;
помещение общей площадью 143,2 кв.м. (РНФИ П12250003123), инвентарный номер в соответствии с данными ГУ МЧС России по Красноярскому краю 536-24/У поставлено на кадастровый учет 22.02.2005 с присвоением кадастрового номера 24:50:0000000:172466, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 17.02.2014, кадастровый номер земельного участка, в границах которого расположено сооружения 24:50:0200196:3025 (предыдущий кадастровый номер земельного участка 24:50:0200196:234), объект находится в удовлетворительном состоянии, доступ возможен.
В ходе рассмотрения дела произведен осмотр защитных сооружений гражданской обороны, размещенных на территории бывшего ОАО "ПО "Красноярский завод комбайнов", по результатам которых составлены акты. В актах установлено наличие следующих ЗС ГО: ЗС ГО N 531-24/У, ЗС ГО N 532-24/У, ЗС ГО N 534-24/У, ЗС ГО N 535-24/У. К актам приложены фототаблицы и схематический чертеж с координатами точек объектов на местности в целях определения их координатных границ.
Ссылаясь на то, что спорные земельные участки входят в границы земельного участка Российской Федерации, право на который зарегистрировано в установленном порядке, а сама первоначальная сделка по отчуждению участка в частную собственность является недействительной, поскольку совершена неуполномоченным лицом (органом местного самоуправления), прокурор в интересах Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:3 является федеральной собственностью в силу закона, у органа местного самоуправления отсутствовали полномочия по распоряжению земельным участком путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:232, 24:50:0200196:233, 24:50:0200196:234, выделенных, в свою очередь, из земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:77, в связи с чем, не могло возникнуть право собственности иных лиц на спорные земельные участки, являющиеся предметом спора.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы кассационных жалоб, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалоб в силу следующего.
Законом Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий определена как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий (статья 1).
Законом РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", предусматривавшим составление планов приватизации и действовавшим на момент приватизации государственного предприятия федеральной собственности - Красноярского государственного завода комбайнов, входившего в состав Красноярского производственного объединения по зерноуборочным комбайнам, было определено, что приватизация земельного фонда регулировалась иными законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР (пункт 6 статьи 2).
К числу таких актов относились Указ Президента РФ от 25.03.1992 N 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий" и Указ Президента РФ от 14.06.1992 N 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности".
Пунктом 4.2 Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" предусмотрено, что в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации. К указанным объектам, в числе прочего, относится и земельный фонд.
Таким образом, при приватизации государственных и муниципальных предприятий земельные участки не переходили в собственность образуемого при приватизации юридического лица по планам приватизации, а передавались по договорам купли-продажи в специально установленном порядке.
Дав оценку фактическим обстоятельствам спора суды, руководствуясь действовавшими в соответствующий период нормами законодательства, пришли к верному выводу о том, что земельный участок занятый объектами недвижимого имущества Красноярского государственного завода комбайнов не был приватизирован в составе имущественного комплекса названного предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, введенного в действие 30.10.2001, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установлены статьей 3 Федерального закона 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно абзацу 3 названной статьи одним из таких оснований является наличие на находящемся в государственной собственности земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Сделка по приватизации земельного участка совершена после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому должна была соответствовать действовавшим в период ее совершения нормативным правовым актам.
Поскольку исходный земельный площадью 744 642,7 кв. м по ул. Профсоюзов, 3 в г. Красноярске изначально был предоставлен предприятию федерального уровня собственности суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что только Российская Федерации в лице ее уполномоченных органов вправе была распоряжаться данным земельным участком путем передачи такого участка по соответствующему договору купли-продажи.
Тот факт, что договор купли-продажи земельных участков заключен во исполнение решения суда Арбитражного суда Красноярского края от 23.05.2013 по делу N А33-13333/2012 не исключает возможности оценки соответствующей сделки и рассмотрения спора, связанного с принадлежностью соответствующего земельного участка, по иску лица, который не участвовал в рассмотрении соответствующего дела.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22), по смыслу частей 2, 3 статьи 61 ГПК РФ или частей 2, 3 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле.
Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции обоснованно отклонили ссылку ответчиков и третьих лиц на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29.03.2013 по делу N А33-13333/2012 и определением Арбитражного суда Красноярского края от 05.04.2017 по делу N А33-5735/2015 об утверждении мирового соглашения, поскольку названные судебные акты не являются основанием возникновения права собственности, что не исключает возможности разрешения судом спора о праве собственности в случае его возникновения (процессуальную возможность оспаривания заинтересованным лицом правовых оснований зарегистрированного права).
Принимая во внимание, что воля собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных органов на отчуждение спорных земельных участков отсутствовала, орган местного самоуправления не был наделен полномочиями по распоряжению спорными земельными участками, суды пришли к правильному выводу о том, что право собственности у третьего лица - ОАО "Производственное объединение "Красноярский завод комбайнов" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:0232, 24:50:0200196:0233, 24:50:0200196:0234, сформированных в границах земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:3, не возникло, в связи с чем, последующее заключение сделок со спорными земельными участками, в том числе, с ответчиком - ООО "Новоостровский" не привело к возникновению у последнего права собственности.
При изложенных обстоятельствах суды верно констатировали, что процедура образования в 2007 году земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0200196:0232, 24:50:0200196:0233, 24:50:0200196:0234, которая произведена в отсутствие надлежащих правовых оснований и воли действительного собственника, а также последующий их раздел не привели к прекращению права собственности Российской Федерации на исходный земельный участком с кадастровым номером 24:50:0200196:3.
По итогам рассмотрения настоящего дела суды обосновано согласились с возможностью разрешения возникшего спора в рамках рассмотрения требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на земельный участок.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В абзаце 4 пункта 52 постановление Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании права отсутствующим может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником спорной недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН. При избрании способа защиты путем признания права отсутствующим запись в ЕГРН должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении объекта имущественных прав, поскольку в противном случае признание права ответчика отсутствующим не восстановит нарушенные права истца.
Судами установлено, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0200196:3, в границы которого входят спорные земельные участки, зарегистрировано в установленном порядке в ЕГРН (09.08.2023). Следовательно, в рассматриваемом деле имеется коллизия между сведениями, учтенными в ЕГРН относительно прав Российской Федерации на земельный участок, а также зарегистрированными правами на вновь образованные участки, входящие в его границы.
При этом суды верном отметили, что внесение в ЕГРН информации о правообладателе - Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 24:50:0200196:3 позднее государственной регистрации права ответчика на спорные участки не имеет правового значение, поскольку установлено, что право федеральной собственности на земельный участок возникло до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При рассмотрении дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования, исключая из состава земельных участков, являвшихся предметом спора, те земельные участки, на которых уже размещены многоквартирные дома, а также участки, непосредственно используемые для осуществления строительства.
Таким образом, при рассмотрении спора суды первой и апелляционной инстанций фактически исходили из того, что в настоящем деле по существу заявлены требования в отношении земельных участков, непосредственно не задействованных в осуществлении хозяйственной деятельности и строительстве многоквартирных домов. Так, часть ранее находящихся на данных земельных участках объектов производственного назначения демонтированы, другая часть зданий и сооружений бывшего комбайнового завода не используется по прямому назначению.
Данное обстоятельство подтвердили представители сторон в ходе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Кроме того, судами установлено наличие в границах земельного участка защитных сооружений гражданской обороны, что исключает факт выбытия из фактического владения Российской Федерации указанного земельного участка в силу установленного подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Согласно учетным данным Главного Управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю на территории ОАО "ПО Красноярский завод комбайнов" по адресу: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 3 по состоянию на 01.01.2013 в федеральной собственности находилось 8 объектов гражданской обороны.
О наличии объектов гражданской обороны, являющихся в силу закона федеральной собственностью, и особенностях правового режима соответствующего земельного участка ответчик, как профессиональный участник отношений, связанных с коммерческим строительством недвижимости, не мог не знать. При этом часть таких объектов, являющихся собственностью Российской Федерации, была впоследствии демонтирована ответчиком.
Тот факт, что защитные сооружения гражданской обороны находятся на территории ответчика, не свидетельствует об их выбытии из владения Российской Федерации, поскольку ответчик фактически не вступил во владение ими и не осуществлял их использование (объекты сохранили свои назначение и статус защитного сооружения гражданской обороны, предназначенного для укрытия людей в условиях чрезвычайной ситуации, даже несмотря на их техническое состояние).
Указанные выводы о сохранении Российской Федерацией владения защитным сооружением соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2020 года N 306-ЭС19-23752.
Поскольку заявленные требования, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, соответствуют характеру возникшего спора, суды пришли к правильному выводу о возможности предъявления прокурором требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на спорные земельные участки, на которое срок исковой давности не распространяется (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик заявлял о своей готовности посредством мирового соглашения (том 9, л.д. 170) возвратить спорные земельные участки в федеральную собственность при условии их последующего предоставления по договору аренды без проведения торгов, что применительно к правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2020 года N 306-ЭС19-23752, пункте 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" также должно быть учтено при оценке доводов о применении ненадлежащего способа защите права и истечении срока исковой давности.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы проверены судом округа в полном объеме и отклоняются, поскольку повторяют изложенную в ходе рассмотрения дела позицию и не свидетельствуют о допущенной судами при разрешения спора по существу судебной ошибке.
В целом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов с учетом установленных конкретных обстоятельств, а направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей кассационных жалоб.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 ноября 2023 года по делу N А33-33025/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Д. Дамбаров |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что земельные участки, оспариваемые прокуратурой, являются федеральной собственностью, поскольку орган местного самоуправления не имел полномочий на их распоряжение. Исковые требования о признании отсутствующим права собственности на участки удовлетворены, так как право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН, а сделки с участками не привели к возникновению прав у ответчиков.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 августа 2024 г. N Ф02-2975/24 по делу N А33-33025/2022