г. Тюмень |
|
9 июля 2014 г. |
Дело N А03-18096/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
при ведении судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Катаевой А.Н. рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Черненко Алексея Владимировича на решение от 27.01.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Дружинина Н.М.) и постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-18096/2013 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Максима Горького, 28, ИНН 2225068178, ОГРН 1052202281537) к индивидуальному предпринимателю Черненко Алексею Владимировичу о привлечении к административной ответственности.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) в заседании участвовали представители:
от индивидуального предпринимателя Черненко Алексея Владимировича - Лахно Л.В. по доверенности от 02.06.2014;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Алтайском крае - Некрасова Н.А. по доверенности от 19.11.2013, Коршунова О.Н. по доверенности от 04.04.2014.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Черненко Алексея Владимировича к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.01.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, предприниматель Черненко А.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель Черненко А.В. просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что оборудование автоматической установки по продаже воды, не являющейся средством водоподготовки, предназначенным для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, не подлежит обязательной государственной регистрации. Предпринимателем не было допущено нарушений требований технических регламентов, в связи с чем отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того, составление административным органом протокола об административном правонарушении и привлечение судом первой инстанции предпринимателя к административной ответственности произведено с нарушением сроков установленных КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением 20.08.2013 на основании обращения гражданина Баранова В.В. проведена внеплановая выездная проверка в отношении предпринимателя Черненко А.В. с целью проверки выполнения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
В ходе проверки установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по реализации питьевой воды по продаже питьевой воды в тару потребителя через автоматическую установку "АА02В" (г. Барнаул, ул. Панфиловцев, 3/1а), имеющую в своем составе емкость для хранения воды и генератор озона для обеззараживания воды, без документов, подтверждающих государственную регистрацию оборудования.
Усмотрев в этих действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, управление составило акт проверки от 29.08.2013 N 07/849, протокол об административном правонарушении от 30.09.2013 N 07/259 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Черненко А.В. к административной ответственности.
Суд первой инстанции установил в действиях предпринимателя Черненко А.В. нарушение подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиям к продукции процессам ее эксплуатации, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя вменяемого ему состава административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Соответственно, нарушение Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и на территории таможенного союза (далее - Единый перечень товаров) и Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые требования к товарам), утвержденных решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном Союзе" (далее - решение N 299) на основании Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009 образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 КоАП РФ, поскольку указанными актами установлены обязательные требования к продукции и связанным с ней процессам обращения.
Согласно пункту 9 раздела II Единого перечня товаров материалы, оборудование, устройства и другие технические средства водоподготовки, предназначенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения, входят в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации.
Исходя из положений пункта 1.1 раздела 3 главы 2 Единых требований к товарам к материалам, реагентам, оборудованию, используемым для водоочистки и водоподготовки относятся реагенты, добавляемые в воду (коагулянты, полиэлектролиты (флокулянты, альгициды), антинакипины, антикоррозионные средства, стабилизаторы); вспомогательное оборудование и конструкционные материалы (трубы; соединительная арматура; краны; полимерные, металлические емкости для хранения и транспортировки воды; водонагреватели, изоляционные материалы; прокладки и т.д.); материалы, используемые для обработки поверхностей оборудования и конструкционных материалов, контактирующих с водой (лаки, краски, эмали, герметики, смазки, антикоррозионные покрытия, резины, полимерные материалы и т.д.); фильтрующие зернистые материалы, сорбенты и мембраны природного и искусственного происхождения (песок, гравий, цеолиты, керамзиты, шунгизиты, клиноптилолиты, угли, ионообменные смолы, полимерные мембраны).
Обращение подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенной территории Таможенного союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) Сторон и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза (пункт 30 глава 6 раздел 4 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного решением N 299).
Порядок оформления единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, единая форма свидетельства о государственной регистрации также утверждены решением N 299.
Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N 866).
Как следует из материалов дела, в комплектацию автоматической установки, используемой в своей деятельности предпринимателем Черненко А.В., входят: контроллер, насос, фильтр, генератор озона, клапан электромагнитный, GPRS модем, электрический распределительный узел, датчик уровня.
При этом, в реестре свидетельств о государственной регистрации товаров оборудование автоматической установки по продаже воды в тару потребителя "АА02В", используемое в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения (емкость для хранения воды, генератор озона для обеззараживания воды, фильтр) отсутствует.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что предпринимателем Черненко А.В. не исполнена обязанность по государственной регистрации оборудования, используемого в системе хозяйственно-питьевого водоснабжения, при обращении на территории Таможенного союза в нарушение положений решения N 299.
Поскольку предпринимателем не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиям к продукции процессам ее эксплуатации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 30.09.2013 вынесен управлением с соблюдением положений статей 28.2, 28.4 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Доводы предпринимателя Черненко А.В. о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ, правомерно отклонены судами, поскольку указанный срок не является пресекательным.
Ссылка предпринимателя на истечение трехмесячного срока давности привлечения его к административной ответственности не принята судами во внимание исходя из конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения.
Как установлено судами, предприниматель не исполнил обязанность по государственной регистрации используемого при реализации воды оборудования, которое может оказывать вредное воздействие на здоровье человека.
В рассматриваемом случае поводом для проверки деятельности предпринимателя административным органом послужило обращение потребителя.
Учитывая положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в данном конкретном случае предпринимателем Черненко А.В. совершено правонарушение, за которое срок давности привлечения к административной ответственности в силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год с момента его обнаружения.
При таких обстоятельствах предприниматель Черненко А.В. правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности по государственной регистрации оборудования, используемого в автоматической установке по продаже воды, о нарушении порядка привлечения его к административной ответственности основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.01.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18096/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы предпринимателя Черненко А.В. о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ, правомерно отклонены судами, поскольку указанный срок не является пресекательным.
...
Учитывая положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что в данном конкретном случае предпринимателем Черненко А.В. совершено правонарушение, за которое срок давности привлечения к административной ответственности в силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год с момента его обнаружения.
При таких обстоятельствах предприниматель Черненко А.В. правомерно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июля 2014 г. N Ф04-5755/14 по делу N А03-18096/2013