г. Тюмень |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А75-9682/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение от 29.01.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 19.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А75-9682/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Хантымансийскгеофизика" (628002, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Сутормина, 16, ОГРН 1028600508628, ИНН 8601001356) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (628007, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханта-Мансийск, ул.Доронина, 3, ОГРН 1028600514249, ИНН 8601017525) об обязании возвратить излишне взысканные страховые взносы в размере 52 510 160 руб. и пени в размере 2 129 054 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (628681, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Мегион, ул.Ленина, 7, ОГРН 1048600010140, ИНН 8601018550).
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Хантымансийскгеофизика" - Алексеева Е.К. по доверенности от 01.08.2014, Кожин Д.Ф. по доверенности от 23.07.2014;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - Москвина Т.А. по доверенности от 15.08.2014;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - Туровинина А.В. по доверенности от 18.04.2014 N 03-11/03413.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Хантымансийскгеофизика" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Пенсионный фонд) об обязании возвратить излишне взысканные 54 639 214 руб., из которых: страховые взносы в размере 52 510 160 руб., пеня в размере 2 129 054 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением от 29.01.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Инспекция считают доводы Пенсионного фонда несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просят оставить их без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы с учетом дополнений, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Обществом при подаче налоговых деклараций (расчетов) по единому социальному налогу (далее - ЕСН) за 1 квартал и полугодие (за 2-й квартал) 2009 года указаны вычеты на сумму подлежащих к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за 1 квартал 2009 года в размере 33 012 915,00 руб., за 2 квартал 2009 года в размере 19 497 245,00 руб.
В связи с тем, что указанные вычеты были заявлены без фактической уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, по результатам камеральных проверок Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция, налоговый орган), приняты решения от 11.08.2009 N 80 и от 26.11.2009 N 87, которыми доначислен ЕСН за 1 и 2 кварталы 2009 года в размере 33 012 915 руб. и 19 497 245 руб., соответственно.
Недоимка по ЕСН за 1 квартал 2009 года в размере 33 012 915 руб. погашена Обществом платежным поручением от 29.09.2009 N 239 по требованию от 04.09.2009 N 619, выставленному Инспекцией.
Недоимка по ЕСН за 2 квартал 2009 в размере 19 497 245 руб. погашена Обществом платежным поручением от 21.01.2010 N 10 по требованию от 25.12.2009 N 799, выставленному Инспекцией.
Также в вышеуказанные требования были включены суммы пеней за просрочку уплаты данных платежей в суммах: 1 133 993,63 руб. по требованию от 04.09.2009 N 619; 714 736,51 руб. и 866 156,15 руб. по требованию от 25.12.2009 N 799.
Всего Обществом уплачены пени на сумму 2 129 054 руб. (инкассовое поручение от 29.09.2009 N 240 на сумму 1 133 993,63 руб., платежное поручение от 27.01.10 N 11 на сумму 995 060, 37 руб.).
Одновременно с этим Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о взыскании с Общества недоимки за 1, 2 кварталы 2009 г. в сумме 52 510 160 рублей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также пеням в сумме 2 180 308,64 руб.
Решением от 17.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-11288/2009 была установлена подлежащей взысканию недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд за 1, 2 кварталы 2009 года в размере 52 510 160 руб., а также суммы пеней в размере 2 129 054,00 руб., всего на сумму 54 639 214 рублей.
Во исполнение решения от 17.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-11288/2009 на основании исполнительного листа серии АС N 001511839 от 19.05.2010 постановлением Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21.07.2010 N 21/2321-АЛ было возбуждено исполнительное производство N 6288/10/21/86.
Постановлением от 17.02.2011 Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре исполнительное производство окончено в связи исполнением требований по исполнительному листу N АС N 001511839 от 19.05.2010 в полном объеме.
Считая, что взысканием в бесспорном порядке сумм ЕСН и взысканием по судебному решению сумм взносов в Пенсионный фонд была допущена излишняя уплата страховых взносов и пеней, Общество направило в территориальный орган Пенсионного фонда заявление от 04.10.2013 о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 51 273 414,79 руб.
Решением от 17.10.2013 N 027 001 13 РЗ 0011252 в осуществлении зачета отказано в связи с отсутствием переплаты по взносам на страховую, накопительную части трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с заявлением об обязании Управления возвратить излишне взысканные страховые взносы.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 10, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", статьями 236, 237, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 40, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральным законом от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", пунктом 40 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 18.01.2011 N 11927/10, от 21.06.2011 N 1/11, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными обстоятельствами, пришли к правильному выводу о том, что взыскание Пенсионным фондом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без учета ЕСН, взысканного налоговым органом во внесудебном порядке в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов, влечет нарушение принципа однократности налогообложения, в связи с чем уплаченные заявителем в погашение задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд на основании решения от 17.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-11288/2009 денежные средства являются излишне взысканными.
Формулируя данный вывод, суды исходили из того, что:
- у Инспекции имеется обязанность и возможность как администратора доходов бюджета совместно с соответствующим органом Федерального казначейства перераспределить в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации уплаченные денежные средства в размере 54 691 889,79 руб.;
- ситуация, когда с Общества за один и тот же период были взысканы суммы ЕСН, подлежащие перераспределению в бюджет Пенсионного фонда (данное обстоятельство участвующими в деле лицами не оспаривается), и недоимка по страховым взносам, свидетельствует о повторной уплате заявителем (принудительном взыскании уполномоченным органом) одних и тех же сумм, то есть о нарушении принципа однократности налогообложения;
- бездействие уполномоченных органов по перераспределению бюджетных доходов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда в рамках бюджетного процесса не должно влиять на права Общества, которое не является участником бюджетного процесса.
Кассационная инстанция считает, что при принятии судебных актов судами с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, вывод судов соответствует действующему законодательству, имеющимся в материалах дела доказательствам и не противоречит правоприменительной практике.
Доводы Пенсионного фонда о нарушении прав застрахованных лиц, у которых уплаченные суммы страховых средств учтены на индивидуальных счетах, об отсутствии переплаты в бюджете Пенсионного фонда, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены как не влияющие на существо рассматриваемых отношений.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Пенсионного фонда по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции является недопустимым.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.01.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9682/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требования заявителя, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 10, 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", статьями 236, 237, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 6, 40, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Федеральным законом от 25.11.2008 N 214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", пунктом 40 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 18.01.2011 N 11927/10, от 21.06.2011 N 1/11, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами и установленными обстоятельствами, пришли к правильному выводу о том, что взыскание Пенсионным фондом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без учета ЕСН, взысканного налоговым органом во внесудебном порядке в виде разницы между суммой исчисленных и суммой уплаченных страховых взносов, влечет нарушение принципа однократности налогообложения, в связи с чем уплаченные заявителем в погашение задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд на основании решения от 17.12.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-11288/2009 денежные средства являются излишне взысканными."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2014 г. N Ф04-7850/14 по делу N А75-9682/2013
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7850/14
19.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3224/14
13.05.2014 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9682/13
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9682/13