г. Тюмень |
|
3 сентября 2014 г. |
Дело N А27-18521/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 сентября 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 3 декабря 2014 г. N 304-АД14-5394 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод Электродвигатель" на решение от 11.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Конарева И.А.) и постановление от 19.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Марченко Н.В., Усанина Н.А.) по делу N А27-18521/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод Электродвигатель" (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, 25, ИНН 4205038700, ОГРН 1024200687565) к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (650099, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, 63, ИНН 4205120384, ОГРН 1064205130538) о признании незаконным и отмене постановления.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Потапов А.Л.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Завод Электродвигатель" - Пименова О.С. по доверенности от 03.04.2014;
от департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области - Логинова А.В. по доверенности от 10.01.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Завод Электродвигатель" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2013 N 92/03/13/01 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Решением от 11.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 11.03.2014 и постановление от 19.05.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, административный орган самостоятельно путём отбора проб должен установить, какие вредные вещества выбрасываются в воздух при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных веществ, сведения об их количестве и (или) концентрации, а также нормативы содержания этих выбросов в атмосферном воздухе и факт их превышения.
Общество считает, что данное нарушение является малозначительным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель департамент отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве на неё.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по итогам проведённой плановой выездной документарной проверки общества департаментом выявлено, что заявитель в соответствии с договором аренды от 08.09.2010 арендует земельный участок с кадастровым номером 42:24:0501006:437, площадью 17 572 кв. м, по адресу: город Кемерово, проспект Советский, 25, с разрешённым использованием: занятый административным зданием, производственным цехом по выпуску электродвигателей, во взрывозащищённом исполнении, со складом готовой продукции, который вместе с расположенными на нем объектами недвижимости используется им в производственных целях.
Основным видом деятельности заявителя является производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов (ОКВЭД 31.10), дополнительными: оптовая торговля машинами и оборудованием (ОКВЭД 51.6), предоставление услуг по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию и перемотке электродвигателей, генераторов и трансформаторов (ОКВЭД 31.10.10.9).
Согласно представленной обществом справке за 2012 год выпущено 1 116 двигателей, за первый квартал 2013 года - 196 двигателей, за второй квартал 2013 года - 275 двигателей, за третий квартал 2013 года - 155 двигателей.
В процессе производственной деятельности общество осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Организованными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются вентиляционные выбросы: от сварочных постов, от покрасочной кабины, от муфельной печи, от пропитывающей печи. Неорганизованными источниками - вентиляционные выбросы от металлообработки.
Выбросы от заготовительного участка представлены следующими загрязняющими веществами: железа диоксид, марганец и его соединения, азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, фтористые газообразные соединения, пыль неорганическая - 70 - 20%.
Выбросы от производства электродвигателей представлены следующими загрязняющими веществами: диметилбензол (ксилол), метилбензол (толуол), бутан-1-ол (спирт-н-бутиловый), 2-этоксиэтанол, бутилацетат, пропан-2-он (ацетон), сольвент нафта, уайт-спирит, взвешенные вещества, диалюминий триоксид, азота оксид, кремния диоксид, углерод оксид.
Выбросы от обмоточного участка представлены следующими загрязняющими веществами: диметилбензол (ксилол).
Общество представило "Сведения об охране атмосферного воздуха" по форме 2-тп (воздух) за 2012 год, согласно которым заявителем выброшено в 2012 году - 3,038 тонн загрязняющих веществ. В указанном документе также содержатся сведения о выбросах по каждому из загрязняющих веществ.
В материалы дела представлены также расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год 1, 2, 3 кварталы 2013 года. Обществом вносится плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 28.10.2013, обществу выдано предписание N 92/03/13 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды.
По фактам выявленных нарушений департаментом составлен протокол об административном правонарушении от 08.11.2013 N 92/03/13/01 и вынесено постановление от 28.11.2013 N 92/03/13/01 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 180 000 руб.
Считая данное постановление незаконным, общество, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В части 1 статьи 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ N "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определённых концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закон N 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Судами установлено, что обществом в результате производственной деятельности осуществлялся выброс вредных загрязняющих (веществ) в атмосферный воздух через стационарные источники выбросов: покрасочная кабина, муфельная печь, пропитывающая печь.
На момент проверки обществом представлен проект предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для стационарных источников загрязнения, а также установлено, что данные источники загрязнения выделяют в атмосферу 20 загрязняющих веществ и 4 группы веществ, обладающих эффектом суммарного вредного воздействия. Означенные вещества относятся к вредным и включены в Перечень загрязняющих веществ и подлежат государственному учёту и нормированию.
Кроме того, обществом представлены расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год, 1 квартал 2013 года направленные на согласование в уполномоченный государственный орган.
Обществом вносится плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников. При этом факт эксплуатации оборудования, в результате которой осуществляется выброс вредных загрязняющих (веществ) в атмосферный воздух заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что в сложившейся фактической ситуации отсутствие результатов отбора проб загрязняющих веществ на дату проведения проверки не влияет на доказанность факта осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований природоохранного законодательства, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Выводы судов об отсутствии оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения как малозначительного по статье 2.9 КоАП РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции с учётом абзаца 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Ссылки общества на необходимость применения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 4-П подлежат отклонению, поскольку не вступившие к моменту его провозглашения в законную силу или вступившие в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты, вынесенные на основании положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, части и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ в отношении юридических лиц, не являющихся заявителями по настоящему делу, а равно на основании иных статей КоАП РФ, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, пересмотру (изменению, отмене) не подлежат.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.03.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.05.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-18521/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судов об отсутствии оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения как малозначительного по статье 2.9 КоАП РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции с учётом абзаца 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Ссылки общества на необходимость применения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 4-П подлежат отклонению, поскольку не вступившие к моменту его провозглашения в законную силу или вступившие в законную силу, но не исполненные или исполненные частично судебные акты, вынесенные на основании положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, части и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ в отношении юридических лиц, не являющихся заявителями по настоящему делу, а равно на основании иных статей КоАП РФ, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, пересмотру (изменению, отмене) не подлежат."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2014 г. N Ф04-8730/14 по делу N А27-18521/2013