Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н.В. Лаптева
судей М.Ф. Лукьяненко, С.В. Фроловой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Валерия Викторовича Шмаля на решение от 28.06.2010 Арбитражного суда Омской области (судья О.В. Глазков) и постановление от 21.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи О.Ю. Рыжков, Ю.Н. Киричёк, Е.П. Кливер) по делу N А46-19634/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Валерия Викторовича Шмаля (ИНН 550306931845, ОГРН 309554314000166) о признании незаконными действий государственного органа.
Заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Александр Владимирович Медведев, Юрий Алексеевич Матвеев, Андрей Александрович Кулаков.
В заседании принял участие представитель от индивидуального предпринимателя В.В. Шмаль - Е.Ю. Калита по доверенности от 27.05.2009.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Валерий Викторович Шмаль обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Омской области) по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 25 153 751,23 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:10 площадью 4 957 кв. метров, предоставленного для производственных целей под здания, строения, местоположение которого установлено в 45 метрах северо-западнее относительно 2-этажного здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, улица 3 Енисейская, дом 30 (далее - земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 02 12:10).
В целях восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 25 153 751,23 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:10.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены совладельцы земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:10 А.В. Медведев, Ю.А. Матвеев, А.А. Кулаков.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с проведённой реорганизацией заинтересованного лица суд произвёл замену Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2010, в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском срока на обжалование вышеуказанных действий заинтересованного лица.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2010 указанные решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением от 28.06.2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2010 оставлено без изменения.
Предприниматель В.В. Шмаль подал кассационную жалобу, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Податель жалобы полагает, что выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению предпринимателя В.В. Шмаля, суды нарушили нормы пункта 5 статьи 65, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 9, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункты 9.9, 11.1, 11.2, 11.4 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установил суд первой инстанции, на основании договора купли-продажи земельного участка от 07.07.2006 N 232-246, заключённого с Омским региональным отделением Российского фонда федерального имущества, предприниматель В.В. Шмаль приобрёл в собственность долю земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010, о чём 30.08.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство серии 55 АВ N 221850) внесена соответствующая запись.
Заявитель уплачивал земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка 4 824 846 руб., в сумме 10 263 руб.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в виде средних удельных показателей кадастровой стоимости по кварталам в разрезе 15 видов разрешённого использования и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в том числе стоимость 1 кв. метра земель для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 55:36:11 02 12, в зависимости от вида разрешённого использования.
27.12.2007 Управление Роснедвижимости по Омской области внесло в государственный земельный кадастр кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 в размере 25 153 751,23 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка.
Налоговым уведомлением от 15.04.2009 N 40841 инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области довела до сведения предпринимателя В.В. Шмаля, что сумма земельного налога за 2008 год, исчисляемая исходя из кадастровой стоимости, внесённой 27.12.2007 заинтересованным лицом в государственный земельный кадастр, составляет 53 509,44 руб.
Полагая, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 не соответствуют действующему законодательству, а право по уплате земельного налога в установленном законом размере нарушено, предприниматель В.В. Шмаль обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 в размере 25 153 751,23 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка соответствуют действующему законодательству, и не нарушают права и законные интересы предпринимателя В.В. Шмаля.
Апелляционный суд согласился с мнением арбитражного суда.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону.
Так, согласно нормам статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчёте кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
На основании пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учётом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утверждён Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Поскольку постановлением от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" Правительство Омской области утвердило стоимость 1 кв. метра земель для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 55:36:11 02 12 в зависимости от вида разрешённого использования, арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 в размере 25 153 751,23 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка соответствуют приведённому законодательству.
С учётом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 удельному показателю, определённому в результате государственной кадастровой оценки, не обоснованы.
Суд первой инстанции установил, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, соответствуют сведениям, содержащимся в материалах оценки (отчёте) и не противоречат сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определёнными статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении кассационной жалобы в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на предпринимателя В.В. Шмаля.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2010 по делу N А46-19634/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
|
С.В. Фролова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку постановлением от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" Правительство Омской области утвердило стоимость 1 кв. метра земель для земельных участков, находящихся в кадастровом квартале 55:36:11 02 12 в зависимости от вида разрешённого использования, арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 в размере 25 153 751,23 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074,39 руб. за один кв. метр земельного участка соответствуют приведённому законодательству.
С учётом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
...
Суд первой инстанции установил, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, соответствуют сведениям, содержащимся в материалах оценки (отчёте) и не противоречат сведениям, содержащимся в Постановлении Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в Постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф04-2149/10 по делу N А46-19634/2009
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10678/11
25.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10678/11
09.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10678/11
19.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2149/10
21.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6683/2010
21.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-19634/2009
29.01.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9057/2009