город Омск |
|
21 декабря 2010 г. |
Дело N А46-19634/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6683/2010)
индивидуального предпринимателя Шмаль Валерия Викторовича
на решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2010
по делу N А46-19634/2009 (судья Глазков О.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Шмаль Валерия Викторовича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области),
3-е лицо Медведев Александр Владимирович, Матвеев Юрий Алексеевич, Кулаков Андрей Александрович
о признании незаконными действий государственного органа.
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Шмаль В.В. - Каныгинойц Е.Ю. (паспорт серия, по доверенности от 27.05.2009 сроком действия три года);
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Авериной А.Д. (паспорт, по доверенности N 147 от 15.07.2010 сроком действия по 31.12.2010);
от Медведева А.В. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Матвеева Ю.А. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Кулакова А.А. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.06.2010 по делу N А46-19634/2009 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Шмаль Александра Викторовича о признании незаконными действий Управление Росреестра по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 25 153 751 руб. 23 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074 руб. 39 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:10 площадью 4 957,00 кв. м., предоставленного для производственных целей под здания, строения, местоположение которого установлено в 45 м. северо-западнее относительно 2-этажного здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, ул. 3 Енисейская, дом 30, об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 25 153 751 руб. 23 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074 руб. 39 коп. за один квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:10 площадью 4 957,00 кв. м., предоставленного для производственных целей под здания, строения, местоположение которого установлено в 45 м. северо-западнее относительно 2-этажного здания заводоуправления, имеющего почтовый адрес: Кировский административный округ города Омска, ул. 3 Енисейская, дом 30.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для признания действия заинтересованного лица незаконными.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Шмаль В.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований ссылаясь при этом на нарушение норм материального права, а также неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Омской области с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Шмаль В.В. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, считает, что в кадастре должна содержаться кадастровая стоимость установленная Постановлением N 174-П.
По мнению представителя заявителя, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области не должно было вносить в кадастровый реестр неутвержденную кадастровую стоимость.
Представитель индивидуального предпринимателя Шмаль Валерия Викторовича пояснил, что ему необходимо время для уточнения требований апелляционной жалобы.
Представитель Управления с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании, возобновленном после перерыва представитель индивидуального предпринимателя Шмаль Валерия Викторовича представил уточнения исковых требований в письменном виде. Указанные уточнения приобщены к материалам дела.
Представитель индивидуального предпринимателя Шмаль Валерия Викторовича просил исключить в полном объеме сведения внесены в государственный земельный кадастр 27.12.2007.
Представитель Управления считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя предпринимателя, Управления, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании договора купли-продажи земельного участка N 232-246, заключённого 07.07.2006 ИП Шмаль В.В. с Омским региональным отделением Российского фонда федерального имущества им приобретена в собственность доля земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010, площадью 4957м(2), о чём 30.08.2006 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельство серии 55 АВ N 221850) внесена соответствующая запись.
Заявитель уплачивал земельный налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка 4824846 руб., в сумме 10263 руб.
Налоговым уведомлением от 15.04.2009 N 40841 Инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области довела до сведения предпринимателя, что сумма земельного налога за 2008, исчисляемая исходя из кадастровой стоимости, внесённой 27.12.2007 заинтересованным лицом в государственный земельный кадастр, составляет 53509 руб.44 коп.
02.06.2009 предприниматель Шмаль В.В. обратился в Управление Роснедвижимости по Омской области по Омской области с просьбой дать ответ о том, когда, каким органом и в какой форме были утверждены результаты кадастровой оценки принадлежащей ему доли земельного участка.
Ответом от 27.07.2009 Управление Роснедвижимости по Омской области по Омской области уведомило предпринимателя о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 02 12:0010 утверждена постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п и 27.12.2007 внесена в государственный земельный кадастр на основании Отчета от 27.11.2007 N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск".
Кроме того, 07.09.2009 заявителем был получен кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N 5536/218/09-2443 из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 25 153 751 руб., 23 коп.
Предприниматель, считая действия Управления Роснедвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 25 153 751 руб. 23 коп, удельного показателя кадастровой стоимости в размере 5 074 руб. 39 коп. за один квадратный метр земельного участка, не соответствующими действующему законодательству, обратился в Арбитражный суд Омской области с указанными выше требованиями.
Решением от 16.11.2009 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.01.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований предпринимателю отказано в связи с пропуском срока на обжалование вышеуказанных действий заинтересованного лица.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.04.2010 по делу N А46-19634/2009 решение от 16.11.2009 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.01.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
После нового рассмотрения 28.06.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации было вынесено Постановление от 08.04.2000 N 316, утвердившее Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 1 названных Правил, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 4 означенных Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).
Пунктом 10 вышеуказанных Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно положениям пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение названных выше Правил Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N 222 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Исходя из положений раздела 2 Методических указаний, кадастровая стоимость земельных участков определяется путем умножения значений удельных показателей кадастровой стоимости земель на площадь земельных участков.
Из вышеизложенного, суд первой инстанции, верно установил, что государственный кадастровый учет земельных участков, включающий в себя, в том числе внесение сведений о кадастровой стоимости, осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных органом исполнительной власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования, что соответствует требованиям абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-ГТ), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее по тексту -Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, И Административного регламента).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, Управление Роснедвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-п в декабре 2007 года.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции верно указано, что действия заинтересованного лица не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, в связи с чем не могут нарушать права и законные интересы заявителя и, соответственно, не могут быть признаны незаконными.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что при расчете кадастровой стоимости спорного земельного участка были допущены ошибки в связи с неправильным применением формулы статистически значимой экспоненциальной модели.
Данный довод фактически сводит суть спора к оценке (перерасчету) величин, содержащихся в отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Однако, заявителем не учтено следующее.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" в случае предъявления в арбитражный суд иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика, или о признании недействительным отчета независимого оценщика судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
При этом следует учитывать, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Таким образом, оценка наличия (отсутствия) ошибки в Отчете N 05-09/02, подготовленном Омским филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", в отрыве от оценки соответствующих действий государственных органов при выполнении функции по проведению государственной кадастровой оценки земель невозможна.
Кроме того, как указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005, в определенном случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Между тем, Правительством Омской области 19.12.2007 принято Постановление N 174-п, которым утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, в том числе, в границах кадастрового района 55:36:11 02 12.
Следовательно, в любом случае, результаты кадастровой оценки могли были быть оспорены до принятия Правительством Омской области Постановления N 174-п от 19.12.2007, то есть до принятия акта государственным органом.
Необходимо отметить, что Постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 не признано незаконным в части установления удельного показателя кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, в том числе, в границах кадастрового района 55:36:11 02 12.
Более того, проанализировав содержание требований, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в данном случае заявитель не соглашается с удельным показателем кадастровой стоимости спорного земельного участка. Иными словами, утверждает, что ошибка содержится в Постановлении Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007 и не согласно с результатами кадастровой оценки, которые утверждены Постановлением Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Указанное свидетельствует о том, что обжалуется также нормативный правовой акт - Постановление Правительства Омской области N 174-п от 19.12.2007.
Согласно статьям 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду только в том случае, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку оспаривание нормативных правовых актов, принятых государственным органом субъекта Российской Федерации не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда, такие дела подведомственны суду общей юрисдикции.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения требований предпринимателя отсутствуют, соответственно, отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы в размере 100 руб., связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, относятся на ее подателя.
В связи с тем, что Шмаль А.В. при обращении в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. (платежное поручение от 16.06.2010 N 825), в то время как согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по делам данной категории составляет 100 руб. (с учетом разъяснений, указанных в Информационном письме Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 139 от 11.05.2010), государственная пошлина в размере 1900 руб. подлежит возврату из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.06..2010 по делу N А46-19634/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Шмаль Валерию Викторовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 руб., излишне уплаченную на основании квитанции от 23.07.2010 операция N 327828666.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19634/2009
Истец: Индивидуальный предприниматель Шмаль Валерий Викторович
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Медведев Александр Владимирович, Матвеев Юрий Алексеевич, Кулаков Андрей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10678/11
25.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10678/11
09.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10678/11
19.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2149/10
21.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6683/2010
21.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-19634/2009
29.01.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9057/2009