г. Тюмень |
|
12 сентября 2014 г. |
Дело N А46-14018/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тамашакина С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Омского филиала (третьего лица) на решение от 29.01.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 30.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-14018/2013 по иску администрации Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (646442, Омская обл., Муромцевский р-он, с. Костино, ул. 40 лет Победы, 13, ОГРН 1055541008820, ИНН 5522006300) к федеральному государственному казенному учреждению "Рослесресурс" (115035, г. Москва, ул. Садовническая, 56/49, стр. 1, ОГРН 1037705047632, ИНН 7705502725) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, г. Омск, ул. Тарская, 11, ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) о признании кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастрового учета в отношении земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (109316, г. Москва, проспект Волгоградский, 45, стр. 1, ОГРН 1037739350835, ИНН 7705028865) в лице Омского филиала (644052 г. Омск, ул. Арсеньева, 5 "А"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Омской области (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42), Федеральное агентство лесного хозяйства (113184, г. Москва, ул. Пятницкая, 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840), государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (644527, Омская обл., Омский р-он, п. Ростовка, д. 21, ОГРН 1055553008180, ИНН 5528023710), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391).
Суд установил:
администрация Костинского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (далее - администрация Костинского сельского поселения) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Рослесресурс" (далее - ФГКУ "Рослесресурс"), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - кадастровая палата) о признании кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, с местоположением: Омская область, Муромцевский район, Муромцевское сельское участковое лесничество, урочище "бывший колхоз "Россия", кварталы 33-38, и исправлении кадастровой ошибки, установив границы упомянутого земельного участка с учетом границ земельного участка (ЗУ1), установленных при проведении кадастровых работ государственным предприятием Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" (далее - Омский ЦТИЗ) в соответствии с межевым планом от 03.09.2012.
Требования со ссылкой на статью 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) мотивированы тем, что сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, сформированного в результате проведения кадастровых работ федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" в лице Омского филиала (далее - ФГУП "Рослесинфорг") без учета фактического землепользования, являются кадастровой ошибкой.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества), которое протокольным определением от 23.01.2014 было исключено из числа третьих лиц и в соответствии со статьями 46, 47 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика, ФГУП "Рослесинфорг", кадастровая палата, исключенная из числа ответчиков, Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослес), Омский ЦТИЗ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 29.01.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 30.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФГУП "Рослесинфорг" просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, поскольку в соответствии с проектом землеустройства 1990 года сельское кладбище, местоположение которого определено в межевом плане, представленном истцом, не было указано в материалах землеустройства; земельный контур в проекте землеустройства, в котором расположены места погребения, был отображен как участок леса; местоположение отвода участка земель под проектируемое кладбище не отвечает требованиям Инструкции о порядке устройства, закрытия и ликвидации кладбищ о порядке сноса надмогильных памятников, утвержденной 16.10.1931 Постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов (далее - Инструкция от 16.10.1931), наличие кадастровой ошибки истцом не доказано.
Заявитель считает, что исполнение решения суда первой инстанции и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу не соответствует законодательству и обстоятельствам дела и влечет внесение кадастровой ошибки в ГКН в части категории целевого назначения земель и вида разрешенного использования земельного участка.
Не согласно третье лицо с выводом судов о том, что лесные земельные участки сформированы в результате проведенных им кадастровых работ без установления координат земельного участка на местности и без фактического землепользования.
ФГУП "Рослесинфорг" также полагает, что несовпадение естественных границ земельного (лесного) участка, отображенного в материалах землеустройства 1990 года, и внесенных границ участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 в ГКН по межевым планам третьего лица с границами земельного участка, требуемого администрацией Костинского сельского поселения для организации мест захоронения, не является нарушением земельного и градостроительного законодательства, не нарушает принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов (мест погребения) в силу особенностей размещения, устройства и содержания кладбищ, установленных законодательством в целях соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и порядка отвода участков земель под кладбища.
Ссылается на непредставление истцом доказательств, подтверждающих согласование с органами санитарного надзора отвода участка земли под кладбище и устройства в 1990 году на земельном участке, используемом под кладбище с 1888 года, местоположение которого определено на межевом плане, подготовленном Омским ЦТИЗом, и доказательств того, что в 1990 году в указанном месте кладбище было действующим.
Несостоятельным находит заявитель вывод судов о том, что поскольку при определении границ земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 в ходе проведения землеустроительных работ в 1990 году не были учтены естественные границы земельного участка, отведенного и используемого под сельское кладбище, то это привело к тому, что в момент формирования спорного земельного участка его проектируемые границы и естественные границы земельного участка, необходимого истцу для организации на территории поселения мест захоронения, не совпали.
Отзывы на кассационную жалобу истец, ответчики и третьи лица в установленном законом порядке не представили.
Администрация Костинского сельского поселения, ФГКУ "Рослесресурс", ТУ Росимущества, ФГУП "Рослесинфорг", кадастровая палата, Рослес, Омский ЦТИЗ, Управление Росреестра о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением от 01.06.2011 Муромцевского районного суда Омской области по делу N 2-299/2011 администрация Костинского сельского поселения была обязана в 6-месячный срок организовать на территории поселения места захоронения, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, путем отвода земельных участков под размещение мест погребения, определения границ кладбищ, получения положительных заключений экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз.
На основании заявления администрации Костинского сельского поселения комитет экономии и управления муниципальной собственностью (далее - комитет) администрации Муромцевского муниципального района Омской области (далее - администрация Муромцевского муниципального района) выдал акт от 30.05.2012 предварительного выбора земельного участка для размещения объекта.
Распоряжением администрации Муромцевского муниципального района от 30.05.2012 N 277-р утверждена схема расположения на кадастровом плане территории находящегося в государственной собственности земельного участка из категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", имеющего адресный ориентир: Омская область, Муромцевский район, д. Малоникольск, 500 м на юг, для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства (земельные участки кладбищ), условный номер образуемого земельного участка 55:14:270102:ЗУ1, ориентировочной площадью 8 000 мI, а также утвержден выданный комитетом акт предварительного выбора земельного участка для размещения объекта.
Впоследствии администрация Костинского сельского поселения заключила с Омским ЦТИЗом договор подряда от 16.07.2012 N 3-14-16/07-12 на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков расположенных по адресам: Омская область, Муромцевский р-он, д. Малоникольск, 500 м на юг; д. Сперановка, 200 м на север;
д. Большеникольск, 300 м на северо-запад, которое 03.09.2012 подготовило межевой план.
Для постановки на кадастровый учет сформированного земельного участка администрация Костинского сельского поселения обратилась с заявлением от 05.09.2012 N 55-0-1-27/3001/2012-369 в кадастровую палату.
Решением от 01.10.2012 N 55/12-51854 кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета заявленного земельного участка.
В обоснование вынесения такого решения кадастровая палата указала, что граница образуемого земельного участка, имеющего местоположение: Омская область, Муромцевский район, д. Малоникольск, 500 м на юг, в соответствии со сведениями, содержащимися в ГКН, пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926; возможной причиной возникновения вышеуказанных обстоятельств послужила ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, либо в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926.
Кадастровая палата предложила администрации Костинского сельского поселения обратиться к кадастровому инженеру для внесения соответствующих изменений в межевой план.
Решением от 10.01.2013 N 55/13-389 кадастровая палата отказала администрации Костинского сельского поселения в осуществлении кадастрового учета, поскольку не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета.
Считая, что сведения, содержащиеся в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, сформированного без учета фактического землепользования, являются кадастровой ошибкой, истец предъявил в суд настоящий иск.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В силу пунктом 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 настоящей статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (пункт 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ).
Из совокупности положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 и пунктами 4 и 5 статьи 28 Закона N 221-ФЗ вытекает, что при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 55:14:000000:926 относится к лесным участкам.
На основании государственного контракта от 14.02.2012 N Р-2К-12/1, заключенного между ФГКУ "Рослесресурс" и ФГУП "Рослесинфорг", последним выполнены работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках в границах лесничеств субъектов Российской Федерации, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию (протяженность границ - 164 700 км).
Согласно письму ФГУП "Рослесинфорг" от 23.11.2012 N 061/699 границы земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 установлены в соответствии с материалами государственного картографического фонда и планами земель землеустройства 1990 года.
Ссылаясь на то, что земельный участок, расположенный по адресу: Омская область, Муромцевский р-он, д. Малоникольск, 500 м на юг, кадастровые работы в отношении которого проводились Омским ЦТИЗом, с 1888 года (с момента образования д. Малоникольск) является местом захоронения (сельским кладбищем), вследствие чего при определении границ земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 на основании материалов землеустроительных работ 1990 года не были учтены естественные границы земельного участка д. Малоникольск с находящимся на ее территории кладбищем, поэтому в рассматриваемом случае в ГКН была допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в несоответствии спроектированных границ земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 его естественным границам, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В соответствии с Инструкцией от 16.10.1931 под кладбища отводятся особые участки земли: в городах и селениях городского типа - по постановлению горсовета, в сельских местностях - по постановлению райисполкома. Отвод производится в городах - органами коммунального хозяйства, в сельских местностях - райисполкомами по согласованию с органами санитарного надзора.
Закрытие кладбищ производится: в городах, рабочих и курортных поселках - постановлением городского или поселкового Совета, а в сельских местностях и дачных поселках - постановлением районного исполкома, - после надлежащего заключения или предложения со стороны местного органа санитарного надзора и после отвода другого участка земли под кладбище, если в данном месте нет другого действующего кладбища.
Полная ликвидация закрытых кладбищ и использование занятых ими участков земли под другие общественные нужды (застройка и проч.) разрешаются лишь по истечении 20 лет после последнего захоронения - для кладбищ, имеющих сухие почвы, и по истечении 30 лет после последнего захоронения - для кладбищ, имеющих сырые почвы.
Полная ликвидация кладбищ во всех указанных выше случаях производится по мотивированному постановлению горсовета или райисполкома, после соответствующего заключения со стороны местных органов санитарного надзора. Постановление о ликвидации кладбища может быть объявлено в двухдекадный срок в вышестоящий исполком.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Санитарные правила и нормы "СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 N 84 (далее - Правила N 84), являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Пунктом 2.1 Правил N 84 предусмотрено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
Несмотря на то, что решением от 01.06.2011 Муромцевского районного суда Омской области по делу N 2-299/2011 администрация Костинского сельского поселения обязана была организовать на территории поселения места захоронения, соответствующие требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства, путем отвода земельных участков под размещение мест погребения, определения границ кладбищ, получения положительных заключений экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз, и соблюдение этих правил при предоставлении земельного участка либо реконструкции кладбища предписано Законом N 8-ФЗ и Правилами N 84, суды, посчитав, что при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 была допущена кадастровая ошибка, не проверили, каким образом был сформирован истцом земельный участок под кладбище, не были ли нарушены при его формировании градостроительные, экологические, санитарные правила.
В пункте 6 статьи 16 Закона N 8-ФЗ закреплено, что использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Разрешая спор и делая вывод, что земельный участок с кадастровым номером 55:14:000000:926 сформирован без учета естественных границ, суды не выяснили, являлось ли кладбище в 1990 году, когда проводились землеустроительные работы, и в момент внесения в ГКН земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 действующим.
При этом судами не проверено, существовало ли по материалам землеустройства 1990 года (приложение N 1) в границах черты населенного пункта д. Малоникольск сельское кладбище, местоположение которого определено в межевом плане, представленном истцом, либо земельный контур, в котором расположены места погребения, был отображен как участок леса, находящийся во владении колхоза "Россия".
Частью 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и в пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Предъявление требования об исправлении кадастровой ошибки путем уточнения границ земельного участок возможно только при наличии межевых планов землепользователей, в отношении которых возник соответствующий спор.
Межевой план земельного участка в д. Малоникольск для размещения кладбища, подготовленный кадастровым инженером по заказу истца в целях уточнения границ, имеется в материалах дела.
Документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства 1990 года, которая использовалась при разработке межевого плана земельного (лесного) участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, а также межевой план (межевое дело) участка судами не истребовались, не исследовались и не оценивались, в том числе в совокупности с представленным истцом межевым планом.
Поэтому вывод судов о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:14:000000:926 формировался без определения координат его поворотных точек, является преждевременным.
Вопрос о необходимости проведения землеустроительной экспертизы в отношении спорных земельных участков, которая может подтвердить наличие необходимости внесения изменений в ГКН, для правильного рассмотрения дела и вывода о наличии (отсутствии) кадастровой ошибки судом первой инстанции не рассматривался.
Не основан на материалах дела и вывод судов о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 с естественными границами д. Малоникольск, равно и как и с границами ранее существующего кладбища.
Данный вывод суды мотивировали тем, что ответчики не доказали, что до формирования лесного участка на этой территории не существовало сельское кладбище.
Однако в материалах дела имеется лишь архивная справка от 23.06.2008 N 3 архивного отдела Муромцевского муниципального района, из которой следует, что по справочным материалам журнала Омского государственного историко-краеведческого музея "Известия" N 3 за 1994 год в Муромцевском районе значатся с 1858 года д. Больше-Никольск, с 1857-1868 годов - с. Костино, с 1858 года - с. Мало-Никольск, с 1890 - д. Ново-Рождественка (л.д. 35 т. 2).
Возложение судами на ответчиков обязанности доказать обратное при непредставлении истцом надлежащих доказательств противоречит нормам статьи 65 АПК РФ.
Документы территориального планирования, подтверждающие установление границ земель населенных пунктов или их изменение относительно границ, установленных в материалах государственного картографического фонда, полученных в результате проведения землеустройства 1990 года, а также документы о площади и конфигурации пересечения земельного (лесного) участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 с территорией формируемого земельного участка, на который был подготовлен межевой план, судами не затребованы и не изучены.
Согласно кадастровым выпискам от 11.10.2012 N 55/201/12-126810 и от 27.11.2013 N 55/201/12-356580 земельный участок с кадастровым номером 55:14:000000:926, площадью 12 714 541 _62 4301 мI, относится к категории "земли лесного фонда", поставлен на кадастровый учет 22.08.2012 с разрешенным использованием "заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных структур лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, ведение охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций и их эксплуатации, выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, переработка древесины и иных лесных ресурсов (кварталы 33-38)".
В то же время истцом испрашивался земельный участок под кладбище из категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с видом разрешенного использования "для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства (земельные участки кладбищ)", о чем указано в межевом плане.
Между тем судами не дана оценка правомерности требований администрации Костинского сельского поселения об исправлении кадастровой ошибки путем установления границ сформированного под кладбище кадастровым инженером земельного участка за счет земельного участка с иной категорией и иным видом разрешенного использования.
Последствия исправления кадастровой ошибки в равной степени важны и для органа кадастрового учета, и для правообладателя земельного участка и оказывают значительное влияние на вещные права правообладателя. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10 указано, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, в том числе Российской Федерации, то есть, по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок) в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ.
На основании пунктов 4, 18, 47 Порядка исправление кадастровых ошибок производится уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В связи с этим ответчиками по такому иску являются орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка. Такой состав сторон спора обусловлен не только тем, что права указанных лиц непосредственно затрагиваются кадастровой ошибкой, но и тем, что при таком варианте соучастия обеспечивается их доступ ко всем процессуальным механизмам, защищающим их права при распределении бремени доказывания.
По настоящему делу кадастровая палата судом первой инстанции исключена из числа ответчиков, а Рослес как уполномоченное собственником лицо по управлению лесами (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 739) в качестве ответчика не привлекался.
В резолютивной части решения по требованию об исправлении кадастровой ошибки (установлению границ) суд должен указать те уникальные характеристики местоположения границ земельного участка, которые необходимо внести в ГКН в результате исправления кадастровой ошибки относительно границ земельного участка. Такой подход сформирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11. Резолютивная часть обжалуемого решения не содержит уникальные характеристики местоположения границ земельного участка, которые необходимо внести в ГКН в результате исправления кадастровой ошибки относительно границ земельного участка (площадь и текстовое описание местоположения границ).
Поскольку выводы судов сделаны без установления всех имеющих значение фактических обстоятельств и исследования доказательств по делу, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела суду следует предложить истцу уточнить требования относительно границ земельного участка (площади, текстового описания); установить, являлось ли в д. Малоникольск кладбище действующим в 1990 году и на дату внесения в ГКН земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, присутствовало ли кладбище в материалах землеустройства 1990 года, был ли включен земельный участок, сформированный под кладбище, в границы д. Малоникольск и когда; соблюдены ли при формировании земельного участка под кладбище градостроительные, санитарные и экологические правила; истребовать материалы землеустройства 1990 года, в том числе межевой план земельного участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, документы территориального планирования, подтверждающие установление границ земель населенных пунктов, в частности Костинского сельского поселения и д. Малоникольск, или их изменение относительно границ, определенных в материалах государственного картографического фонда, документы о площади и конфигурации пересечения земельного (лесного) участка с кадастровым номером 55:14:000000:926 с территорией формируемого под кладбище земельного участка, исследовать их в совокупности, в том числе с межевым планом, представленным истцом; в случае необходимости рассмотреть вопрос о назначении экспертизы или привлечении специалистов, проводивших межевание спорных земельных участков; решить вопрос о привлечении в качестве ответчиков кадастровой палаты, а также Рослеса как представителя собственника (Российской Федерации) земельного (лесного) участка с кадастровым номером 55:14:000000:926, выяснить их позицию относительно заявленных требований; проверить доводы всех участвующих в деле лиц, дать им надлежащую правовую оценку; правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.01.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14018/2013 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По настоящему делу кадастровая палата судом первой инстанции исключена из числа ответчиков, а Рослес как уполномоченное собственником лицо по управлению лесами (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 739) в качестве ответчика не привлекался.
В резолютивной части решения по требованию об исправлении кадастровой ошибки (установлению границ) суд должен указать те уникальные характеристики местоположения границ земельного участка, которые необходимо внести в ГКН в результате исправления кадастровой ошибки относительно границ земельного участка. Такой подход сформирован в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11. Резолютивная часть обжалуемого решения не содержит уникальные характеристики местоположения границ земельного участка, которые необходимо внести в ГКН в результате исправления кадастровой ошибки относительно границ земельного участка (площадь и текстовое описание местоположения границ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2014 г. N Ф04-8192/14 по делу N А46-14018/2013
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2015 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14018/13
12.09.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8192/14
23.07.2014 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8192/14
30.05.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2370/14
29.01.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-14018/13