г. Тюмень |
Дело N А45-27864/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего М.Ф. Лукьяненко
судей Н.В. Лаптева
С.В. Фроловой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаева Акбара Нарбаевича на решение от 14.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) по делу N А45-27864/2009 по иску Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаева Акбара Нарбаевича (ОГРНИП 308540209300042, ИНН 753600604963) к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения. Другие лица, участвующие в деле: администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Суд установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаев Акбар Нарбаевич (далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) от 26.03.2009 N 4 об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность крестьянскому (фермерскому) хозяйству за плату; об обязании администрации устранить допущенные нарушения и принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Заявленные требования мотивированы незаконностью действий администрации, выразившихся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, и основаны ссылками на пункты 3, 4 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском хозяйстве)", пункт 4 статьи 28, пункт 1 статьи 81, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 29.03.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010, отказано в удовлетворении заявленных требований по мотиву их необоснованности. При этом судебные инстанции исходили из того, что при обращении Нарбаева А.Н. с заявлениями о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка с последующим выкупом, у администрации не возникла обязанность по осуществлению процедур, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вместе с тем, администрация не отказывала в предоставлении земельного участка в собственность по заявлениям от 29.12.2008 и от 05.03.2009.
Постановлением от 01.10.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 29.03.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Кассационная инстанция указала, что арбитражному суду необходимо исследовать законность оспариваемого отказа, правомерность заявленного требования и соблюдение условий земельного законодательства, предусматривающего право на приобретение в собственность земельного участка.
Решением от 14.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области в иске отказано.
Суд мотивировал решение тем, что доводы, послужившие основанием для отказа Нарбаеву А. Н. в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность, законными, поскольку процедура предоставления земель сельскохозяйственного назначения в собственность на территории Новосибирской области станет возможной с 2014 года.
В кассационной жалобе Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Нарбаев Акбар Нарбаевич, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы полагает, что суд не применил статью 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 N 74-ФЗ, часть 4 статьи 28, часть 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежащих применению. Закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закон Новосибирской области от 30.12.2003 N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" применению не подлежат.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Нарбаев А.Н., являясь главой КФХ "Сибирь" обратился в администрацию с заявлениями от 02.06.2008, от 11.06.2008, от 09.07.2008 о предоставлении земельного участка площадью 15 га из земель сельскохозяйственного назначения в границах Новолуговского сельсовета в собственность за плату (если нельзя в собственность, то в максимально долгосрочную аренду с последующим выкупом до истечения срока аренды, при внесении всей выкупной цены).
29.12.2008 и 05.03.2009 Нарбаев А. Н. обратился в администрацию с заявлениями, в которых просил предоставить указанный земельный участок исключительно в собственность за плату.
По результатам заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области было принято решение о предоставлении заявителю земельного участка в аренду сроком на пять лет (выписка из протокола комиссии от 26.03.2009 N 4).
Письмом от 29.05.2009 N 1902/01-12 администрация Новосибирского района Новосибирской области в ответ на обращение заявителя о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в собственность пояснила, что в настоящее время предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства возможно только в аренду.
Истец, не согласившись с решением администрации, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Предметом обжалования по настоящему делу является выписка из протокола комиссии от 26.03.2009 N 4, из которой следует, что по результатам заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области было принято решение о предоставлении заявителю земельного участка в аренду сроком на пять лет.
Принимая решение, суд правомерно исходил из того, что для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения и действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Специальными нормами пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлен особый порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, арбитражный суд исходил из того, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в собственность.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами; приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Поскольку Закон Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" предусматривает введение приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на всей территории области одновременно через 10 лет с момента вступления в силу названного Закона, т. е. начиная с января 2014 года, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления об обязании администрации принять решение о предоставлении земельного участка в собственность.
При изложенных обстоятельствах, отказ в предоставлении земельного участка в собственность крестьянского фермерского хозяйства соответствует закону и не нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства обратного в материалах дела нет.
Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27864/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 указанной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
...
Согласно статье 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами; приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Поскольку Закон Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" предусматривает введение приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на всей территории области одновременно через 10 лет с момента вступления в силу названного Закона, т. е. начиная с января 2014 года, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления об обязании администрации принять решение о предоставлении земельного участка в собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2011 г. N Ф04-6400/10 по делу N А45-27864/2009 хозяйство - земельный участок - земли сельскохозяйственного назначения - государственная или муниципальная собственность - ЗК РФ)
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10526/11
02.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10526/11
08.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10526/11
13.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6400/10
04.02.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4054/10
01.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-27864/2009
22.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4054/10