г. Тюмень |
Дело N А67-289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Роженас О.Г.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СЛ-Сити" на решение Арбитражного суда Томской области от 24.02.2011 (судья Медведева Т.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 (судьи Емашова Л.Н., Кудряшева Е.В., Логачев К.Д.) по делу N А67-289/2011 по иску Государственного учреждения - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (адрес: 634034, г. Томск, ул. Белинского, 61, ИНН 7018003855, ОГРН 1027000858653) к обществу с ограниченной ответственностью "СЛ-Сити" (адрес: 634041, г. Томск, ул. Красноармейская, д. 114, ИНН 7017106488, ОГРН 1047000283978) о взыскании 56 852,06 руб.
Суд установил:
Государственное учреждение - Томское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ТРО ФСС, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СЛ-Сити" (далее - Общество) 56 852,06 руб. ущерба, понесенного вследствие нецелевого использования денежных средств.
Решением Арбитражного суда Томской области от 24.02.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011, требования ГУ ТРО ФСС удовлетворены в полном объеме.
Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а также при несоответствии выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства и противоречат материалам дела.
Отзыв на кассационную жалобу от ГУ ТРО ФСС не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной, считает судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что 05.11.2009 Общество обратилось в ГУ ТРО ФСС с заявлением о выдаче дотации на выплату пособия в сумме 103 819,8 руб. по беременности и родам своей сотруднице - начальнику отдела кадров Духаниной Е.В.
К заявлению о выдаче дотации на выплату пособия был представлен листок нетрудоспособности, расчет размера пособия, а также штатное расписание, действующее с 01.07.2009, согласно которому у директора и начальника отдела кадров был установлен оклад в размере 17 683,5 руб. с учетом районного коэффициента 30 процентов - 22 988,55 руб., у заместителя директора - оклад 15 915 руб., с учетом районного коэффициента 30 процентов - 20 689 руб., у товароведа - оклад 13 262,5 руб., с учетом районного коэффициента 30 процентов - 17 241,25 руб.
Платежным поручением от 19.11.2009 N 16442 Духаниной Е.В. выплачено пособие по беременности и родам в сумме 103 819,8 руб.
17 июня 2010 года проведена проверка страхователя (Общества) по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала) Фонда, по результатам которой составлен акт от 17.06.2010 N 189с/с.
На основании акта ГУ ТРО ФСС принято решение от 16.07.2010 N 309с/с о непринятии в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) Фонда, расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке в сумме 56 852,06 руб. на выплату пособий по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и по беременности и родам.
9 августа 2010 года ГУ ТРО ФСС в адрес Общества было выставлено требование о возврате средств, полученных от отделения Фонда.
Неисполнение Обществом требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения ГУ ТРО ФСС в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования ГУ ТРО ФСС, исходили из того, что оформление Духаниной Е.В. на должность начальника отдела кадров произведено Обществом непосредственно перед наступлением страхового случая с необоснованным превышением заработной платы Духаниной Е.В. по сравнению с заработной платой других сотрудников административной структуры, действия страхователя направлены на неправомерное возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации спорной суммы пособия по беременности и родам, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Суд кассационной инстанции не соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд в соответствии со статьей 11 Закона N 165-ФЗ обязан своевременно выплатить страховое возмещение. В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения. Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее Федеральный закон N 255-ФЗ). Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3.3 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" (далее по тексту - Инструкция N 22) установлен исчерпывающий перечень документов, которые должен быть представлен страхователем-работодателем при возмещении расходов на выплату пособий по беременности и родам.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375). Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что между Обществом и Духаниной Е.В. заключен трудовой договор N 06/09, по условиям которого она принята на постоянное место работы на должность начальника отдела кадров с 01.07.2009, установлен должностной оклад в размере 17 683,5 руб., а также предусмотрена надбавка к окладу в виде районного коэффициента 30 процентов.
Материалами дела установлено, что к заявлению о выдаче дотации на выплату пособия Духаниной Е.В. Обществом был представлен в ГУ ТРО ФСС листок нетрудоспособности, расчет размера пособия, а также штатное расписание, действующее с 01.07.2009. При этом в судебных актах указано на то, что согласно данному штатному расписанию директору и начальнику отдела кадров установлен оклад в размере 17 683,5 руб. (лист 2 решения суда первой инстанции и лист 2 постановления апелляционного суда)
Однако на листе 4 решения и листе 5 постановления судебные инстанции делают вывод о том, что исходя из штатного расписания от 31.07.2009, должность начальника отдела кадров вводится только с 01.08.2009.
Суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как материалы дела содержат копии штатного расписания Общества от 30.06.2009 действующего на период с 01.07.2009 (т. 1 л.д. 20, 70). Данные копии заверены и представлены в материалы дела обеими сторонами спора.
Кроме того, при рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций не исследовали вопрос об уплате страховых взносов от спорной суммы заработной платы Духаниной Е.В. как по последнему месту работы, так и по предыдущему.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует выполнить указания кассационной инстанции, а именно, установить производилась ли уплата страховых взносов и с каких сумм заработной платы Духаниной Е.В. за последние 12 месяцев ее трудовой деятельности, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами сторон, правильно применить нормы материального права, отразив результаты оценки в судебном акте во исполнение требований статей 71 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и с учетом этого сделать вывод относительно законности и обоснованности заявленных Обществом требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 24.02.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу N А67-289/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
О.Г. Роженас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375). Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. N Ф04-3409/11 по делу N А67-289/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3409/11
16.01.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2593/11
28.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3409/11
05.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2593/11