г. Тюмень |
Дело N А27-2950/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 2 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Желниной Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц - связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" на определение от 12.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судьи Власов В.В., Обухова Г.П., Смычкова Ж.Г.) по делу N А27-2950/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (г. Барнаул, ул. Бриллиантовая, д. 2, ОГРН 1024200678260, ИНН 4200000333) к Коллегии Администрации Кемеровской области (г. Кемерово, пр. Советский, д. 62 ОГРН 1024200697377, ИНН 4200000647) о признании частично недействующим постановления от 29.06.2010 N 267.
Другие лица, участвующие в деле: прокуратура Кемеровской области (г. Кемерово, ул. Красная, д. 24)
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" - Намаконова Е.Г. по доверенности от 17.06.2011, Борщенко П.А. по доверенности от 17.06.2011,
от Коллегии Администрации Кемеровской области - Голозубова Л.В. по доверенности от 24.03.2011,
от прокуратуры Кемеровской области - Козырева М.В. на основании поручения от 26.07.2011 N 8-160-2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее по тексту Общество, ОАО "Кузбассэнерго) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.6 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.06.2010 N 267 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" (далее по тексту Постановление N 267), как противоречащего Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, пунктам 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 12.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области производство по делу прекращено.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго" просит отменить определение и направить дело на рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области. Податель жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Поскольку порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, относится к сфере государственного регулирования, на основании части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу Коллегия Администрации Кемеровской области и прокуратура просят оставить определение без изменения, считая его законным и обоснованным и отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представители прокуратуры и Коллегии Администрации Кемеровской области поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Обществом оспаривается Постановление N 267, которым изменен коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка на территории городского округа Мыски, являющегося составной частью формулы, на основании которой рассчитывается размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Арбитражный суд, исходя из положений, содержащихся в пункте 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 14 информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", прекратил производство по делу в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.
Вместе с тем, арбитражным судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.11.2010, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 утверждены порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области.
Согласно указанным выше нормам права стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к регулируемым ценам, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09.
Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка на территории городского округа Мыски, является составной частью формулы, на основании которой рассчитывается размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, по смыслу пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый нормативный акт относится к сфере государственного регулирования цен (тарифов), а поэтому арбитражный суд компетентен рассматривать данное дело.
Довод Коллегии Администрации Кемеровской области, изложенный в отзыве, о нарушении Обществом порядка обжалования определения о прекращении производства по делу (минуя апелляционную инстанцию) не принимается во внимание.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что решения суда первой инстанции по делам об оспаривании нормативных правовых актов (части 4, 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), определения об отмене решения третейского суда или отказе в удовлетворении требования об отмене такого решения (часть 5 статьи 234 Кодекса), определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в выдаче исполнительного листа (часть 5 статьи 240 Кодекса), определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, а также об отказе в признании и приведении в исполнение соответствующего решения (часть 3 статьи 245 Кодекса) обжалуются в порядке кассационного производства.
В таком же порядке обжалуются определения о возвращении заявления и другие определения, которыми завершается производство по названным категориям дел без рассмотрения заявления по существу (определение о прекращении производства по делу, определение об оставлении заявления без рассмотрения).
Следовательно, Обществом правомерно подана кассационная жалоба, минуя апелляционную инстанцию.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 12.05.2011 Арбитражного суда Кемеровской области о прекращении производства по делу N А27-2950/2011 отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Кемеровской области для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка на территории городского округа Мыски, является составной частью формулы, на основании которой рассчитывается размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, по смыслу пункта 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый нормативный акт относится к сфере государственного регулирования цен (тарифов), а поэтому арбитражный суд компетентен рассматривать данное дело.
...
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что решения суда первой инстанции по делам об оспаривании нормативных правовых актов (части 4, 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), определения об отмене решения третейского суда или отказе в удовлетворении требования об отмене такого решения (часть 5 статьи 234 Кодекса), определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в выдаче исполнительного листа (часть 5 статьи 240 Кодекса), определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, а также об отказе в признании и приведении в исполнение соответствующего решения (часть 3 статьи 245 Кодекса) обжалуются в порядке кассационного производства."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 августа 2011 г. N Ф04-3549/11 по делу N А27-2950/2011