г. Тюмень |
Дело N А46-12528/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 2 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Перспектива-2" (ответчика) на решение от 28.12.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Биер Е.В.) и постановление от 18.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Зиновьева Т.А., Шарова Н.А.) по делу N А46-12528/2010 по иску открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, г. Новосибирск, ул. Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к товариществу собственников жилья "Перспектива-2" (644045, г. Омск, ул. Блюхера, 26, ИНН 5501100069, ОГРН 1065500009475) о взыскании долга за потреблённую тепловую энергию.
В заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (истца) - Сучков А.А. по доверенности от 01.01.2011 N 03-03/123оф.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Перспектива-2" (далее - ТСЖ "Перспектива-2") о взыскании 453 603 руб. 23 коп. задолженности за потреблённую в период с февраля по май 2010 года тепловую энергию, а также 30 916 руб. 83 коп. пеней за просрочку платежей в период с 11.03.2010 по 12.08.2010.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 29.12.2006 N 1284.
Решением от 28.12.2010 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 18.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворён в полном объёме.
В кассационной жалобе ТСЖ "Перспектива-2" просит отменить вынесенные судебные акты и дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель не согласен с применёнными судами тарифами, считая, что при расчёте задолженности должен применяться тариф, утверждённый для населения.
Считает недоказанным отсутствие общедомого прибора учёта на горячее водоснабжение, неверным определение объёма потреблённой тепловой энергии и расчёт истца при неисправном счётчике.
Полагает, что не обязан представлять какие-либо доказательства о льготах на оплату коммунального ресурса.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ТГК N 11" указывает на несостоятельность содержащихся в жалобе доводов и просит оставить без изменения оспариваемые судебные акты.
ТСЖ "Перспектива-2" о времени и месте слушания дела уведомлено, однако в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "ТГК N 11" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с заключенным между открытым акционерным обществом "Омская электрогенерирующая компания" (энергоснабжающей организацией), правопредшественником ОАО "ТГК N 11", и ТСЖ "Перспектива-2" (абонентом) договором купли-продажи тепловой энергии в горячей воде от 29.12.2006 N 1284 энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединённую теплосеть тепловую энергию в горячей воде от ТЭЦ-3 в жилой дом N 26 по ул. Блюхера в г. Омске, в количестве, определённом в гигакалориях как на отопление, так и на горячее водоснабжение, а абонент - оплачивать её на условиях договора.
Стоимость тепловой энергии абонент оплачивает по тарифу, действующему на дату заключения договора в размере 587 руб. 48 коп. за одну гигакалорию, стоимость теплоносителя (подпиточной воды) на нужды горячего водоснабжения тепловых систем и систем в пределах объёма, определённого договором, и нормативных утечек в размере 6 руб. 18 коп. за 1 мi (пункт 4.2).
За поставленную в вышеуказанный жилой дом тепловую энергию, горячую воду, а также за подпиточную воду истец выставил ответчику на оплату счета-фактуры от 28.02.2010 на сумму 391 323 руб. 75 коп., от 31.03.2010 на сумму 324 915 руб. 36 коп., от 30.04.2010 на сумму 284 984 руб. 54 коп., от 31.05.2010 на сумму 152 186 руб. 36 коп. и счета-фактуры от 20.02.2010 на сумму льгот за январь 2010 года в размере 22 157 руб. 38 коп., от 20.03.2010 на сумму льгот за февраль 2010 года в размере 17 794 руб. 62 коп.
Расчёт задолженности за тепловую энергию и горячую воду произведён по тарифу в размере 745 руб. за 1 Гкал, утверждённому приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 10.11.2009 N 255/66 для бюджетных и иных потребителей, подпиточной воды - по цене 11 руб. 69 коп. за 1 мi.
Сославшись на частичную оплату ответчиком потреблённой тепловой энергии, ОАО "ТГК N 11" предъявило настоящий иск.
При удовлетворении заявленных требований суды исходили из обоснованности и доказанности заявленных требований.
Вместе с тем судами неправильно применены нормы материального права, вследствие чего выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учёт фактического потребления горячей воды одним из двух способов: по показаниям приборов учёта горячей воды, размещённых на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, или расчётным путём исходя из количества жителей и утверждённых нормативов потребления горячего водоснабжения.
Пунктами 3 и 49 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее - Правила N 307) обязанность приобретения у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии для оказания населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению возложена на исполнителя коммунальных услуг.
Суды установили, что ТСЖ "Перспектива-2" является исполнителем коммунальных услуг.
Абзацем вторым Правил N 307 предусмотрено, что в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчёт размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
В силу правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27.07.2010 N 3779/10, при расчётах за потреблённую тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг в соответствии с положениями Правил N 307 рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчёта размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Кроме того, судами не учтено, что согласно пунктам 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определённой температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действующего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.02.2011 N 12845/10, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Применение тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гигакалорию, не соответствуют упомянутым нормативным актам.
При таких обстоятельствах нельзя признать правильным вывод судов об обоснованности расчёта истца за поставляемую в жилой дом тепловую энергию по тарифам, утверждённым Региональной энергетической комиссией Омской области для иных потребителей ОАО "ТГК N 11".
Помимо этого, посчитав правильным расчёт энергоснабжающей организации в части определения стоимости подпиточной воды, суды не дали оценку правомерности применения ОАО "ТГК N 11" тарифа на холодную воду, установленного для водоснабжающей организации. Также не принято во внимание, что при расчёте размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на подогрев" и тарифов на холодную воду приложением N 2 к Правилам N 307 не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./ мi).
С учётом вышеназванных положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/19 определена правовая позиция о методе определения количества приобретаемой тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги при отсутствии приборов учёта, предусматривающая применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Однако, указав на неисправность общедомового прибора учёта в феврале 2010 года, суды сочли, что истец верно определил количество тепловой энергии, затраченной на подогрев горячего водоснабжения, расчётным путём в соответствии с постановлением администрации г. Омска от 29.04.2002 N 244-п.
Порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан утверждён постановлением Правительства Омской области от 29.12.2004 N 98-п (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 6 Порядка органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим проверку обоснованности сумм возмещения затрат на предоставленные меры социальной поддержки, является Министерство труда и социального развития Омской области. Возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, заключившим договор с Министерством труда и социального развития Омской области о возмещении затрат. Суммы, подлежащие возмещению, определяются Министерством труда и социального развития Омской области на основании отчётности, представляемой организацией в соответствии с заключенным договором. Средства на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, перечисляются организациям Министерством труда и социального развития Омской области после проведения проверки представленных ими расчётов в пределах утверждённых лимитов бюджетных обязательств.
Оценка обоснованности требований истца о взыскании долга, связанного с льготами, применительно к указанному нормативному акту не дана.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права, то они подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо проверить расчёты истца и ответчика, исходя из законности применённых сторонами тарифов, определения объёма потреблённой тепловой энергии при отсутствии (неисправности) приборов учёта; установить правомерность предъявления истцом требований о взыскании с ответчика как исполнителя коммунальных услуг стоимости подпиточной (холодной) воды, в том числе применение тарифа, утверждённого для лица, оказывающего услуги водоснабжения и водоотведения, а также предъявление истцом к ответчику долга, возникшего вследствие предоставления льгот граждан.
В зависимости от принятого судебного акта распределить расходы на уплату кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.12.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12528/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учётом вышеназванных положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2380/19 определена правовая позиция о методе определения количества приобретаемой тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги при отсутствии приборов учёта, предусматривающая применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Однако, указав на неисправность общедомового прибора учёта в феврале 2010 года, суды сочли, что истец верно определил количество тепловой энергии, затраченной на подогрев горячего водоснабжения, расчётным путём в соответствии с постановлением администрации г. Омска от 29.04.2002 N 244-п.
Порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан утверждён постановлением Правительства Омской области от 29.12.2004 N 98-п (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2, 3, 4, 6 Порядка органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим проверку обоснованности сумм возмещения затрат на предоставленные меры социальной поддержки, является Министерство труда и социального развития Омской области. Возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, заключившим договор с Министерством труда и социального развития Омской области о возмещении затрат. Суммы, подлежащие возмещению, определяются Министерством труда и социального развития Омской области на основании отчётности, представляемой организацией в соответствии с заключенным договором. Средства на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, перечисляются организациям Министерством труда и социального развития Омской области после проведения проверки представленных ими расчётов в пределах утверждённых лимитов бюджетных обязательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 августа 2011 г. N Ф04-3786/11 по делу N А46-12528/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14024/12
12.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14024/12
13.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3786/11
16.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1269/12
06.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1269/12
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12528/10
02.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3786/11
18.04.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1127/11
22.02.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1127/11
04.02.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1127/11