г. Тюмень |
Дело N А70-5251/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на постановление от 21.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Рожков Д.Г., Рябухина Н.А.) по делу N А70-5251/2008 Арбитражного суда Тюменской области по заявлению Викуловского районного потребительского общества (627570, Тюменская обл., р. с. Викулово, ул. Автомобилистов, дом 50, ИНН 7213003070, ОГРН 1027201484573) к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (119049, Москва, Ленинский проспект, 9, ОГРН 1027739866439, ИНН 7704097841) о применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.
Другие лица, участвующие в деле: судебный пристав-исполнитель районного отдела Центрального административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области - Абайдуллин Д.А. (625013, г. Тюмень, ул. Пермякова, 5, ИНН 72031551161, ОГРН 1047200671100), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574), индивидуальный предприниматель Рыжук А.Н. (627570, Тюменская область, р. с. Викулово, ул. М. Горького, 32, ОГРНИП 304720835400150).
В судебном заседании приняли участие представители сторон:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Бабанова М.С. по доверенности от 26.01.2011 N 08/01-Д.
Суд установил:
Викуловское районное потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Специализированному государственному учреждению при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - Фонд), с учетом заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, о применении последствий недействительности сделки, заключенной на торгах при продаже арестованного имущества в виде двусторонней реституции путем обязания Фонда возвратить Викуловскому районному потребительскому обществу денежные средства в размере 458 000 руб. и обязания Викуловского районного потребительского общества возвратить Фонду недвижимое имущество - нежилое здание магазина смешанных товаров, общей площадью 59,2 кв.м., условный номер 72-72-07/001/2006-215, расположенное по адресу: Тюменская область, Викуловский район, р. с. Викулово, ул. Мичурина, д. 1 литер А.
Арбитражный суд Тюменской области определением от 16.10.2008 привлек к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Рыжука Алексея Николаевича (далее - ИП Рыжук А.Н.).
Решением от 13.11.2008 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5251/2008 удовлетворены исковые требования Викуловского районного потребительского общества к Фонду о применении последствий недействительности сделки, заключенной на торгах в виде двусторонней реституции путем обязания Фонда возвратить Викуловскому районному потребительскому обществу денежные средства в размере 458 000 руб. и обязания истца возвратить ответчику недвижимое имущество, полученное по протоколу N 3 о результатах аукциона по продаже арестованного имущества от 13.04.2007: одноэтажное кирпичное здание магазина смешанных товаров, общей площадью 59,2 кв. м., условный номер 72-72-07/001/2006-215, расположенное по адресу: Тюменская область, Викуловский район, с. Викулово, ул. Мичурина, д. 1 литер А.
Во исполнение указанного решения 23.12.2008 Арбитражным судом Тюменской области выдан исполнительный лист N 126469, на основании которого постановлением районного отдела судебных приставов Центрального административного округа города Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от 19.01.2009 в отношении Фонда возбуждено исполнительное производство N71/5/16561/9/2009.
Судебный пристав-исполнитель районного отдела судебных приставов Центрального административного округа города Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Абайдуллин Д.А. 14.09.2010 обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о процессуальном правопреемстве, просил заменить Фонд как должника по исполнительному листу N 126469 на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, ссылаясь на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р о ликвидации Специализированного государственного Учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" и передаче обязательственных прав Росимуществу.
Определением от 06.10.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Прокопов А.В.) по делу N А70-5251/2008 произведена замена ответчика по делу и должника по исполнительному листу N 126469 от 23.12.2008 с Фонда на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области.
Постановлением от 21.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда определение Арбитражного суда Тюменской области от 06.10.2010 о процессуальном правопреемстве отменено в связи с нарушением судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену принятого судебного решения.
Арбитражным судом апелляционной инстанции принят новый судебный акт, которым произведена замена ответчика по делу и должника по исполнительному листу от 23.12.2008 N 126469 -Фонда на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области).
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Тюменской области просит отменить постановление от 21.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права и дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Росимущество и его территориальные органы не являются правопреемниками ликвидированного Фонда и не отвечают по его обязательствам.
Кроме того, ТУ Росимущества в Тюменской области указывает на то, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку спорное имущество не поступало на реализацию в управление, соответственно, податель жалобы не отвечает по обязательствам ликвидированного Фонда, поэтому возврат денежных средств не представляется возможным.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от Викуловского районного потребительского общества, судебного пристава-исполнителя районного отдела Центрального административного округа г. Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области - Абайдуллина Д.А., ИП Рыжука А.Н. до начала судебного заседания не представлены.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Тюменской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, заслушав представителя подателя кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно положениям статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Из материалов дела следует, что на основании решения от 13.11.2008 Арбитражного суда Тюменской области в результате признания недействительной сделки, с Фонда взыскано в пользу Викуловского районного потребительского общества 480 000 руб., полученных по результатам аукциона по продаже арестованного имущества от 13.03.2007, в качестве оплаты за приобретенный магазин смешанных товаров.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", принятого в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с возложением на последнее, среди прочих, функций Фонда по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решение об обращении взысканий на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 17 вышеуказанного Указа Президента Российской Федерации указано, что федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с этим Указом переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" подлежал ликвидации с 01.08.2008, ликвидационной комиссии Фонда поручено до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования Фонда (пункт 3), Росимуществу в установленном порядке поручено принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов (пункт 4).
Запись о прекращении деятельности указанного Фонда внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009.
Производя замену ответчика и должника по требованию Викуловского районного потребительского общества о взыскании 480 00 руб. с Фонда на ТУ Росимущества в Тюменской области, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что ликвидация Фонда связана с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в процессе которой функции и полномочия Фонда переданы Росимуществу.
То обстоятельство, что Фонд не являлся федеральным органом исполнительной власти, не имеет правового значения, поскольку он выступал в соответствующих правоотношениях как представляющий Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации) и по своему статусу являлся органом при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим государственные (публичные) функции.
В силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Письмом от 19.07.2004 N С1-7/уп-905 Высший Арбитражный суд Российской Федерации разъяснил, что к участию в деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздненных федеральных органов, о чем указывается в судебном акте.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2009 N 122 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области реорганизовано путем преобразования в Территориальное управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, о чем свидетельствует соответствующая запись Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Тюменской области в Едином государственном реестре юридических лиц и 20.07.2009 выдано свидетельство серии 72 N 001813574.
Принимая во внимание вышеизложенные нормативные акты, учитывая то обстоятельство, что реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией, установив, что осуществление данных функций передано Росимуществу, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, суд апелляционной инстанции обоснованно признал правопреемником Фонда по исполнительному производству N 71/5/16561/9/2009 ТУ Росимущество в Тюменской области, удовлетворив заявление судебного пристава-исполнителя районного отдела судебных приставов Центрального административного округа города Тюмени Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Абайдуллина Д.А. о процессуальном правопреемстве.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит несостоятельными, противоречащим положениям приведенных нормативных правовых актов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана правильная оценка.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и установленные на основании исследования доказательств обстоятельства дела, которые были предметом исследования судом апелляционной инстанции.
С учетом вышеизложенного у арбитражного суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
постановление от 21.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5251/2008 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" подлежал ликвидации с 01.08.2008, ликвидационной комиссии Фонда поручено до 01.12.2008 обеспечить внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении существования Фонда (пункт 3), Росимуществу в установленном порядке поручено принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов (пункт 4).
...
То обстоятельство, что Фонд не являлся федеральным органом исполнительной власти, не имеет правового значения, поскольку он выступал в соответствующих правоотношениях как представляющий Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации) и по своему статусу являлся органом при Правительстве Российской Федерации, осуществляющим государственные (публичные) функции.
В силу пункта 1 статьи 125, пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
...
Письмом от 19.07.2004 N С1-7/уп-905 Высший Арбитражный суд Российской Федерации разъяснил, что к участию в деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздненных федеральных органов, о чем указывается в судебном акте."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 августа 2011 г. N Ф04-1672/09 по делу N А70-5251/2008
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15088/11
05.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1672/09
21.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2850/11
19.03.2009 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1672/2009