г. Тюмень |
Дело N А67-4608/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Тамашакина С.Н.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича на постановление от 06.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А67-4608/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Жукова Леонида Михайловича (ИНН 500900528453, ОГРНИП 305500900102580) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", администрация Томской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Жуков Леонид Михайлович (далее - Жуков Л.М., заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Росреестр, Управление) по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: г. Томск,ул.Шевченко, дом 44, строение 37, площадью 2279 кв.м., как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г.. N 316 (далее - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 г.. N215 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913) (далее - Административный регламент); обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определениями суда от 30.09.2010 г.., от 28.10.2010 г.. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Администрация Томской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Томской области.
Решением от 11.01.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Скачкова О.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Росреестра по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, расположенного по адресу: г. Томск, ул.Шевченко, дом 44, строение 37, площадью 2279 кв.м., проверенные на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Правилам N 316, Методическим указаниям, Административному регламенту; с обязанием Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области устранить допущенные нарушения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом апелляционной инстанции судебным актом, Жуков Л.М. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не учтено, что бремя доказывания по настоящему делу возложено на государственный орган, который не доказал обстоятельств законности своих действий; выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; судом апелляционной инстанции нарушены положения части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; судом неверно истолкованы пункты 6.1.-6.4, 7, 8 Административного регламента; суд апелляционной инстанции ограничил права заявителя, предусмотренные статьей 46 Конституции Российской Федерации и статьями 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суд необоснованно применил части 3,4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и неверно истолковал часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 70 АБ N 127454 от 13.08.2007 г.. заявителю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2279 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 с разрешенным использованием для эксплуатации нежилого здания, расположенный на землях населенных пунктов, местоположение: г. Томск, ул. Шевченко, д.44, стр.37, на котором расположен объект недвижимости: нежилое помещение-здание, общая площадь 583,7 кв.м., принадлежащее Жукову Л.М. до 18.01.2010.
В связи с проведением работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в соответствующих муниципальных образованиях Управлением Росреестра по Томской области был сформирован перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, по состоянию на 01.01.2007 г..
В перечне объектов оценки (земельных участков) в составе земель населенных пунктов кадастрового района "город Томск" Томской области под номером записи 20210 содержится земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, первоначально, в силу недостаточности данных о присвоении номера вида разрешенного использования, включенный в Перечень N 2.
В соответствии с выпиской из перечня земельных участков в составе города Томска для уточнения разрешенного использования графы 9 "Сведения о правах", 10 "Номер вида разрешенного использования", 11 "Наименование населенного пункта" не заполнены; в графе 6 "Разрешенное использование" содержится указание "для эксплуатации нежилого здания", в графе 7 "Фактическое использование" проставлена цифра 5.
В последующем сведения о земельном участке с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 включены в Перечень N 1 с отнесением к 5 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (таблица 1 Приложения 2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 г.. N П/0152).
Земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, площадью 2279 кв.м. был учтен в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 31.01.2006 г.., имевшего кадастровую стоимость 27397431, 51 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 12021, 69 руб. (выписка из государственного земельного кадастра на 31.01.2006 г..
Земельные участки с местоположением г. Томск, ул.Шевченко, 44, стр. 37, расположенные на землях населенного пункта с видом разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания, площадью 2127 кв.м. и площадью 152 кв.м. образованы путем деления земельного участка площадью 2279 кв.м. с кадастровым номером 70:21:0200019:0222, прошли государственный кадастровый учет 14.11.2009 г.. и им присвоены кадастровые номера 70:21:0200019:0373 и 70:21:0200019:0374.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 31.01.2006 N 21/06-1-934 земельный участок с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 имеет разрешенное использование (графа 9) "для эксплуатации нежилого здания".
Из сведений, содержащихся в материалах кадастрового дела спорного земельного участка, следует, что по результатам предшествующей кадастровой оценке земельному участку с кадастровым номером 70:21:0200019:0222 был присвоен 4 вид разрешенного использования (ВРИ).
С учетом иной имеющейся в кадастровом деле информации: характеристики здания (строения), расположенного на земельном участке, содержащиеся в техническом паспорте на здание (строение) от 22.07.2004 г.., спорный земельный участок был отнесен Управлением к 5 группе вида разрешенного исвпользования.
После уточнения информации о земельном участке, последний был включен в Перечень N 1.
Заявитель полагая, что принадлежащий ему земельный участок имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания", который однозначно не позволяет отнести данный участок к одному из 16 видов разрешенного использования, предусмотренных пунктом 1.2 Методических указаний, а подлежит включению в Перечень земельных участков, для которых отсутствует возможность присвоения номера вида разрешенного использования, обратился в суд с данным заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворяя требования заявителя, указал, что оспариваемые действия Росреестра не соответствуют статьям 6 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации; Росреестром существенно нарушены требования Правил N 316, Методических указаний, Административного регламента и, соответственно, порядок формирования Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; заинтересованным лицом не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действия Управления по формированию перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; по контролю за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в отношении спорного земельного участка произведены в соответствии с действующим законодательством, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов заявителя.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.
Как указано в пункте 5 статьи 65, пунктах 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 1 Правил N 316 установлено, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пунктам 3, 4, 5, 10 и 11 настоящих Правил N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года; основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 28.06.2007 г. N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земли".
Согласно пункту 4 настоящего Административного регламента исполнение указанной функции состоит из следующих административных процедур: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что расчет кадастровой стоимости земельного участка, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного контракта от 20.08.2007 г.. N 17, был проведен при непосредственном контроле Управления в соответствии с протоколом предварительной проверки от 04.08.2008 г..
Соответствие отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно извещению от 04.08.2008 г.. N 01-29/1012.
Администрация Томской области Постановлением от 24.12.2008 N 262-а утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Томской области согласно приложениям и рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
На основании данного постановления внесены сведения в государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, при совершении Управлением оспариваемых действий, оно руководствовалось положениями Правил, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
При рассмотрении заявления о признании оспариваемых действий незаконными предметом судебной проверки является соответствие их закону и отсутствие нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, вопросы исправления технических ошибок кадастра, изменения разрешенного использования вида земельного участка (статья 37 Земельного кодекса Российской Федерации) урегулированы нормами специальных законов и не связаны с данными требованиями.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы, изложенные в заявлении, не основаны на обстоятельствах, влекущих признание оспариваемых действий незаконными.
При принятии обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 06.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4608/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 28.06.2007 г. N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земли".
Согласно пункту 4 настоящего Административного регламента исполнение указанной функции состоит из следующих административных процедур: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
...
При рассмотрении заявления о признании оспариваемых действий незаконными предметом судебной проверки является соответствие их закону и отсутствие нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, вопросы исправления технических ошибок кадастра, изменения разрешенного использования вида земельного участка (статья 37 Земельного кодекса Российской Федерации) урегулированы нормами специальных законов и не связаны с данными требованиями."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2011 г. N Ф04-3532/11 по делу N А67-4608/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16087/11
21.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16087/11
24.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16087/11
10.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3532/11
06.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1787/2011