г. Тюмень |
Дело N А75-10031/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ТНК - Нягань" на решение от 14.02.2011 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-10031/2010 по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (628007, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина-Горкавича, 1, ИНН 8601030798, ОГРН 1078601000103) к открытому акционерному обществу "ТНК - Нягань" (628183, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра, г. Нягань, ул. Сибирская, 10, 1, ИНН 8610010727, ОГРН 1028601496725) о взыскании 2 177 280 рублей ущерба.
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "ТНК - Нягань" - Воронцов Д.В. по доверенности от 01.01.2011 N 031- с; Лыкова И.А. по доверенности от 01.01.2011 N 033 - с.
Суд установил:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "ТНК - Нягань" (далее - ОАО "ТНК- Нягань") ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 2 177 280 рублей.
Решением от 14.02.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-10031/2010 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 555 200 рублей ущерба.
Во взыскании остальной части исковых требований отказано.
Постановлением от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Считая состоявшиеся по делу судебные акты незаконными, ОАО "ТНК - Нягань" обратилось с кассационной жалобой, в которой указало на отсутствие общих условий для привлечения ОАО "ТНК-Нягань" к гражданско-правовой ответственности.
По мнению Общества биологический этап типового проекта рекультивации загрязненных земель на территории деятельности нефтегазодобывающих предприятий группы ТНК-BP в ХМАО - Югры предусматривает улучшение окружающей среды, восстановление экологической системы (леса) посредством восстановления древесно -кустарниковой и травянистой растительности нефтезагрязненных земельных участков, а, следовательно, и полное возмещение ущерба при его наличии.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить решение от 14.02.2011 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу ОАО "ТНК - Нягань" без удовлетворения, поскольку Общество нарушило лесное законодательство, причинив ущерб лесному хозяйству. Этот ущерб подлежит возмещению в полном объеме.
По мнению Департамента, эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, поэтому им правомерно применена Методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам. Срок проведения проверки соблюден. Устранение виновным лицом последствий нарушения лесного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей Общества, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 28.10.2009 в адрес Департамента от жителя пос. Луговской поступило сообщение об обнаружении им пяти нефтезагрязненных участков на Каменном лицензионном участке в кварталах N N 130, 141 (два участка), 142, 148.
С целью проверки указанных фактов Департаментом лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (правопредшественник Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) 02.11.2009 издан приказ N 447-ЛК о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "ТНК - Нягань" в период с 17.11.2009 по 24.11.2009.
Обществу заказным письмом с уведомлением было направлено извещение от 05.11.2009 N 939 проведении данной проверки, в котором также указывалось о вызове представителя общества 17.11.2009 к 10 часам в административное здание территориального управления - Самаровское лесничество, расположенное по адресу: г. Ханты - Мансийск, ул. Дунина -Горкавича, д. 1.
В этом извещении также указано на то, что представитель общества должен иметь при себе доверенность на право представления интересов компании и подписания документов, составленных в ходе проведения проверки.
09. 11.2009 извещение получено обществом.
В ходе проверки был выявлен факт лесонарушения - уничтожение и порча почв на площади 4 500 кв. м. в результате нефтезагрязнения в квартале N 142 выдел 2 Троицкого урочища Троицкого участкового лесничества.
Данный факт зафиксирован в Акте о лесонарушении от 18.11.2010 N 7, из которого следует, что в результате порчи почв нефтезагрязнением, произошедшем в 2003 году на площади 4500 кв. м., причинен вред на сумму 2 177 280 рублей.
Размер вышеуказанного вреда был рассчитан Департаментом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
19.11.2009 на основании акта о лесонарушении от 18.11.2009 N 7 ответчику выдано предписание N 7 по устранению выявленных нарушений требований лесного законодательства Российской Федерации.
Обществу предписано в срок до 19.09.2011 провести технический и биологический этапы рекультивации.
Претензией от 19.11.2009 N 963 ОАО "ТНК - Нягань" предложено в добровольном порядке в срок до 23.12.2009 оплатить ущерб в сумме 2 177 280 рублей.
Поскольку в указанный срок ущерб не был оплачен в добровольном порядке, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 названного Кодекса.
Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (часть 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 100 Лесного кодекса Российской Федерации).
Нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Это следует из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в соответствии с которой опасными производственными объектами являются предприятие или цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе, упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона от 10.01.2002 N 7 - ФЗ).
Из содержания данной статьи следует, что возмещение вреда, причиненного лесонарушениями, является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в статье 78 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 3.
Из системного анализа названных норм права следует, что в состав ущерба в случае причинения вреда в результате загрязнения вредными загрязняющими веществами включается как ущерб, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, так и расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Анализ названных норм свидетельствует о том, что устранение виновным лицом последствий нарушения лесного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды и возмещение причиненного вреда в результате этих нарушений являются самостоятельными действиями, которые прямо предписаны законом.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, установили, что в результате разлива нефти на территории Троицкого участкового лесничества в квартале 142 выдел 2 на территории лицензионного участка ОАО "ТНК-Нягань" произошла порча почв на площади 4 500 кв. м.
Земельный участок, загрязненный нефтью, относится к землям лесного фонда.
Квартал 142 относится к эксплуатационным лесам с зарастанием сосной на 20 %.
Это подтверждено таксационным описанием, которое было исследовано судами наряду с другими доказательствами.
При удовлетворении требований о взыскании ущерба судами были проверены возражения Общества относительно ставки платы за единицу площади лесного участка, в связи с чем применена ставка, установленная в отношении деловой древесины средней крупности, размер ущерба определен в сумме 1 555 200 рублей.
Довод Общества о невозможности применения к данным правоотношениям Постановления Правительства от 08.05.2007 N 273 проверялся апелляционным судом, правовая оценка этому дана.
Судом, с учетом анализа представленных доказательств и норм права (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377) правомерно сделан вывод о том, что таксационное описание является надлежащим доказательством принадлежности участка нефтезагрязнения к землям лесного фонда.
Доводы Общества о нарушении его прав при проверке факта сообщения о лесонарушении не принимаются во внимание судом кассационной инстанции, поскольку представитель Общества присутствовал при проверке сообщения о лесонарушении, возражений относительно невиновности Общества в разливе нефти, не представил.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.02.2011 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А 75-10031/2010 оставить без изменения, кассационную - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, согласно приложению N 1; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, согласно приложению N 2; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 3.
Из системного анализа названных норм права следует, что в состав ущерба в случае причинения вреда в результате загрязнения вредными загрязняющими веществами включается как ущерб, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, так и расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
...
Судом, с учетом анализа представленных доказательств и норм права (часть 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 N 377) правомерно сделан вывод о том, что таксационное описание является надлежащим доказательством принадлежности участка нефтезагрязнения к землям лесного фонда."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 августа 2011 г. N Ф04-4194/11 по делу N А75-10031/2010