г. Тюмень |
Дело N А27-10353/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Фроловой С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Полежаева Игоря Евгеньевича, г. Кемерово на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 (судьи Хайкина С.Н., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-10353/2010 по заявлению индивидуального предпринимателя Полежаева Игоря Евгеньевича, г. Кемерово (ИНН 420513603858, ОГРН 304420517400178) к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, г. Москва (ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово (ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка и незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Полежаев Игорь Евгеньевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 площадью 6381 +/- 28 кв. м, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области в сумме 34 903 814 рублей 76 копеек и виде его удельного показателя в сумме 5 469 рублей 96 копеек за кв. м; признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 в размере 34 903 814 рублей 76 копеек и его удельном показателе для 9-го вида разрешенного использования в размере 5 469 рублей 96 копеек за кв. м; признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 18.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва и действий Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 площадью 6381 +/- 28 кв. м в размере 34 903 814 рублей 76 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 469 рублей 96 копеек за кв. м; обязании Управления Росреестра по Кемеровской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" устранить допущенные нарушения прав Предпринимателя, исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 площадью 6381 +/- 28 кв. м в сумме 34 903 814 рублей 76 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 469 рублей 96 копеек за кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области).
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 19.10.2010 производство по делу было приостановлено в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.12.2010 производство по делу возобновлено в соответствии со статьей 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.12.2010 (судья Петракова С.Е.) заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 решение от 14.12.2010 отменено, принято новое решение. В удовлетворении заявленных Предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель просит постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение арбитражного суда.
По его мнению, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального и процессуального права, выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает на ошибочность вывода апелляционного суда о возможности рассмотрения вопроса о достоверности результатов кадастровой оценки вышеназванного земельного участка только в рамках дела об оспаривании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Предприниматель считает, что в материалах дела не имеется доказательств использования при определении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 рыночной информации, отсутствуют доказательства построения статистических моделей, надлежащего контроля за ходом проведения работ, отсутствуют доказательства надлежащей предварительной и полной проверки отчета, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля".
Заявитель считает, что издание Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2007 N 520 не является препятствием для проверки оспариваемых действий на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.
В отзывах на кассационную жалобу ФГУП "ФКЦ "Земля", Росреестр и Управление Росреестра по Кемеровской области указали, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, постановление апелляционного суда просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из материалов дела видно, что Предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занятого зданием корпуса N 2, в том числе производственное помещение (цех деревообработки), филиал столовой, общая площадь 6 381 кв. м, адрес объекта: Кемеровская область, г. Кемерово, проезд Западный, д. 7/1 (свидетельство о государственной регистрации права 42 АГ 211285 от 27.02.2010).
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 составляет 34 903 814 рублей 76 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м данного земельного участка 5 469 рублей 96 копеек (кадастровый паспорт земельного участка от 04.03.2009 N 4200/001/09-44899).
Ссылаясь на отчет независимого оценщика - общества с ограниченной ответственностью НПФ "Инком Прайс" от 20.05.2010 N 05/12-10, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101015:1541 составляет 4 406 000 рублей, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия достаточных доказательств использования заинтересованными лицами рыночной информации при расчете кадастровой стоимости земельного участка Предпринимателя.
Апелляционный суд, отменяя решение арбитражного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда правомерными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу положений пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из данных норм права, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов суд должен установить несоответствие обжалуемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение обжалуемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведённой независимым оценщиком", в случае предъявления в арбитражный суд иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчёте независимого оценщика, или о признании недействительным отчёта независимого оценщика судам следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об оценочной деятельности), под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признаётся документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчёте, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
При этом следует учитывать, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определённой независимым оценщиком, путём предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности этой величины может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждении государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы Предпринимателя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Из материалов дела следует, что при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельного участка, Управление Росреестра по Кемеровской области, Росреестр руководствовались положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
На основании пункта 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2010 N 81-Г10-10 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции считает, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено в установленном порядке.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке Отчета, подготовленного Кемеровским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 не признано недействующим в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, действия Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают права и законные интересы Предпринимателя, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемого судебного акта апелляционным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
В связи с тем, что подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет 100 рублей, излишне уплаченная индивидуальным предпринимателем Полежаевым Игорем Евгеньевичем государственная пошлина в размере 1 900 рублей подлежит возвращению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А27-10353/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Полежаева Игоря Евгеньевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Полежаеву Игорю Евгеньевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 900 рублей, уплаченную по платежному поручению N 26 от 05.05.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд кассационной инстанции считает, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено в установленном порядке.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установив, что в настоящий момент обжалование в судебном порядке Отчета, подготовленного Кемеровским филиалом ФГУП ФКЦ "Земля", невозможно, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 не признано недействующим в части установления размера удельного показателя кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, действия Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают права и законные интересы Предпринимателя, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
...
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу N А27-10353/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Полежаева Игоря Евгеньевича - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2011 г. N Ф04-3131/11 по делу N А27-10353/2010
Хронология рассмотрения дела:
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
18.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
12.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3131/11
18.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1091/11
28.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3131/11
11.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1091/11
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
05.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11862/11
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3131/11
15.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1091/2011
14.12.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10353/10