г. Тюмень |
Дело N А46-15412/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение от 04.03.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Крещановская Л.А.) и постановление от 17.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А46-15412/2010 по заявлению Федерального государственного учреждения комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (644016, г. Омск, ул. Семиреченская, д. 139, ИНН 5507014923, ОГРН 1025501382202) к администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об оспаривании действий.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
Суд установил:
Федеральное государственное учреждение комбинат "Иртыш" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными действий администрации города Омска, связанных с требованиями о приведении сетей водопровода, канализации и теплотрассы заявителя в надлежащее техническое состояние и компенсации стоимости работ, необходимых для приведения сетей в надлежащее техническое состояние принимающей стороне - муниципальному образованию города Омска при передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную, а также об обязании администрации подать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника предложение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность города Омска имущества, находящегося в оперативном управлении ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва: сооружение "Водопровод от территории комбината "Иртыш" к жилым домам N 7, 8, 38, 39, 40, 41", расположенное по адресу: г. Омск, ул. Семиреченская, 139, инвентарный номер 60001431, протяженностью 1 249,0 п.м.; сооружение "Магистральные сети канализации от жилого дома N 41, сети канализации от жилых домов N 7, 8, 38, 39, 40, 41", расположенные по адресу: г. Омск, ул. Семиреченская, 139, инвентарный номер 60001432, протяженностью 760 п.м.; сооружение "Газпровод" с 6-ю емкостями дом N 38, 39,40,41, 7, 9", расположенное по адресу: г. Омск, поселок Новостройка, N 7, 8, 38, 39, 40, 41, инвентарный номер 100000088, протяженностью 621,1 п.м; теплотрасса пос. Новостройка, Протяженность :145 м., инвентарный номер 80000469. Адрес (местоположение): г. Омск, пос. Новостройка, N N 7, 8, 38, 39, 40, 41.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущество по Омской области), Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент).
Решением от 04.03.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 17.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда заявленные Учреждением требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Учреждение полагая, что при принятии судебных актов судами были неправильно применены нормы материального права, просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, приняв новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, спорное имущество, относящееся к объектам муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственности или собственность субъекта Российской Федерации" не содержит условий о проведении федерального имущества в надлежащее техническое состояния.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества в Омской области поддерживает доводы кассационной жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу от Департамента и администрации города Омска не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Арбитражными судами установлено, материалами дела подтверждается, что 07.07.2010 Учреждение обратилось к мэру города Омска по вопросу передачи имущества, находящегося в оперативном управлении комбината, в муниципальную собственность.
Департамент письмом от 11.08.2010 N 08/25252 предложил ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва обратиться в Департамент городского хозяйства администрации города Омска, который совместно с ОАО "Омскводоканал" проведет обследование предлагаемых к передаче объектов водопроводно-канализационного хозяйства. В приеме сетей газоснабжения комбинату отказано со ссылкой на отсутствие муниципального предприятия.
ОАО "Омскводоканал" в октябре 2010 произвело обследование сетей водопроводно-канализационного хозяйства ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва, составлены акты технического обследования с замечаниями.
ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва 11.10.2010 обратилось в Департамент с заявлением о передаче в муниципальную собственность сетей газопровода, на которое получил ответ о согласии принять газовые сети.
ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва 29.10.2010 получило письмо из Департамента городского хозяйства администрации города Омска, в котором сообщалось о неудовлетворительном состоянии инженерных сетей водопровода и канализации, а также о том, что сети могут быть приняты в муниципальную собственность после устранения замечаний (капитальный ремонт колодцев).
В октябре 2010 года ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва обратилось к депутату Омского городского Совета Алексееву С.Е. по вопросу передачи указанного выше имущества городу Омска, на которое 23.11.2010 поступил ответ с письмом мэра города Омска о готовности принять в муниципальную собственность газовые сети, но прием сетей водопровода и канализации возможен после приведения сетей в надлежащее техническое состояние либо при условии заключения договора о компенсации стоимости работ, необходимых для приведения сетей в надлежащее техническое состояние.
Полагая, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную, осуществляется в безвозмездном порядке, ФГУ комбинат "Иртыш" Росрезерва обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемых действий администрации незаконными.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение в федеральной собственности не допускается. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, закрепленный в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, порядок безвозмездной передачи имущества предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества.
Учитывая изложенное, а также конкретные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых действий администрации города Омска.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.03.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 17.06.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15412/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность установлен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение в федеральной собственности не допускается. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, закрепленный в пункте 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, порядок безвозмездной передачи имущества предполагает необходимость волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2011 г. N Ф04-4765/11 по делу N А46-15412/2010