г. Тюмень |
Дело N А46-14823/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Буракова Ю.С.
Туленковой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шадеркиным Ю.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 24.02.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) и постановление от 24.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Глухих А.Н., Зиновьева Т.А., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-14823/2010 по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет" об обязании передать в муниципальную собственность объект недвижимого имущества.
Другие лица, участвующие в деле: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 4", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании приняли участие представители: Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области), Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Омский государственный аграрный университет" (далее - ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет", Университет) об обязании передать по акту приема-передачи в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - одноэтажное здание поликлиники, общей площадью 498,7 кв. м, литера А, находящееся по адресу: г. Омск, ул. Сибаковская, 7А (далее - спорный объект недвижимости, здание поликлиники).
Решением от 24.02.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель указывает на противоречие выводов суда материалам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение норм действующего законодательства.
Ссылаясь на положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) Департамент считает, что спорный объект недвижимости подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Судами необоснованно сделан вывод об отсутствии доказательств соблюдения Департаментом порядка передачи федерального имущества в муниципальную собственность, предусмотренного частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку Департаментом были представлены документы, подтверждающие проведение необходимых для передачи имущества действий. Однако ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет" уведомило Департамент о том, что не планирует передачу спорного объекта недвижимости из федеральной собственности в муниципальную, и запрашиваемые Департаментом документы не направило. В связи с этим у Департамента отсутствует возможность получить необходимые документы и провести передачу имущества во внесудебном порядке.
Так как спорный объект недвижимости используется муниципальным учреждением здравоохранения для обеспечения деятельности работников муниципального учреждения, которое полностью несет бремя его содержания, в соответствии с императивными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ здание поликлиники подлежит безвозмездной передаче в собственность муниципального образования.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ТУ Росимущества в Омской области в отзыве считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и не подлежащими отмене.
Иные участвующие в деле лица, отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ТУ Росимущества в Омской области против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 20.09.1999 N 895-РК за ГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет" на праве оперативного управления закреплено государственное имущество на общую сумму 126 302 172 руб. по состоянию на 01.01.1999.
По акту приема-передачи от 22.09.1999 государственное имущество передано ГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет" в оперативное управление.
18.10.2005 зарегистрировано право оперативного управления ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет" на нежилое одноэтажное здание общей площадью 501,5 кв. м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Сибаковская, 7А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 196820.
14.03.1995 МУЗ "Городская поликлиника N 4" зарегистрировано в качестве юридического лица. Данное юридическое лицо использует в процессе осуществления своей деятельности спорное здание, исходя из чего Департамент письмом от 11.06.2010 N 08/18709 обратился в ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет" с просьбой для проведения процедуры безвозмездной передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность спорного здания, а также подготовки и направления в Департамент документов, предусмотренных пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление N 374).
Письмом от 24.06.2010 N ТУ-7650 ТУ Росимущества в Омской области направило Департаменту выписку из реестра федерального имущества на объект недвижимости, копии документов: свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 18.10.2005, распоряжение КУГИ от 20.09.1999 N 895-РК, а также сообщило, что свидетельство о государственной регистрации права Российской Федерации и иные документы, подтверждающие использование здания МУЗ "Городская поликлиника N 4", в Территориальном управлении отсутствуют.
Письмом от 14.07.2010 N 017013/3894 ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет" сообщило Департаменту, что не планирует передачу здания поликлиники из федеральной в муниципальную собственность.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что предусмотренный частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок передачи имущества включает направление предложения о передаче имущества органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества; их рассмотрение соответствующими уполномоченными органами; принятие решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, утверждающего перечни передаваемых государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий (абзац 30 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ). Суд установил, что ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет", за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, согласия на передачу здания поликлиники в муниципальную собственность не давало (ответ от 14.07.2010 N 017013/3894). Также в материалах дела отсутствует согласие на передачу спорного объекта недвижимости Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет".
Также суд первой инстанции исходил из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия решения о безвозмездной передаче имущества в одностороннем порядке. Судом сделан вывод о том, что указанные выше правовые нормы в их совокупности и системной связи свидетельствуют о необходимости получения согласия собственника на передачу соответствующего имущества. Наличие такого согласия судом не установлено, в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения истцом предусмотренного частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядка передачи федерального имущества в муниципальную собственность, в связи с чем соответствующая обязанность по его передаче у ответчика не возникла.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и мотивы, по которым суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения заявленного иска.
Выводы судебных инстанций соответствуют закону и материалам дела.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлены основания для передачи находящегося в федеральной собственности имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. Такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 данной статьи, в том числе имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов (пункт 8 части 3 данной статьи).
Предусмотренный частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок передачи имущества включает как направление предложения о передаче имущества органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, так и принятие решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность федеральным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенного в утвержденные перечни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Кроме этого, Постановлением N 374 (подпункты "д", "м" пункта 1) утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, в число которых входит, в том числе, согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо), а также согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
Поскольку Департамент обратился с иском об обязании ответчиков к передаче в муниципальную собственность спорного объекта недвижимости, на нем лежит бремя доказывания наличия на стороне ответчиков соответствующей обязанности (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из положений указанных норм следует, что соответствующая обязанность возникает при наличии решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и согласия указанных учреждений или предприятий, на что указано в абзаце 30 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающем, что передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий.
Таким образом, порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность включает согласованные действия как органов местного самоуправления, так и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие, федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное учреждение,
Поскольку материалами дела подтверждено отсутствие согласия на передачу имущества со стороны ФГОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет", а также Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное учреждение, в иске Департаменту отказано правомерно.
Указание судами на несоблюдение именно истцом порядка передачи федерального имущества в муниципальную собственность не повлекло принятия неправильного по существу судебного акта и не является в соответствии с положениями статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 24.02.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14823/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предусмотренный частью 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ порядок передачи имущества включает как направление предложения о передаче имущества органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, так и принятие решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность федеральным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенного в утвержденные перечни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Кроме этого, Постановлением N 374 (подпункты "д", "м" пункта 1) утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, в число которых входит, в том числе, согласие (письмо) федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения на передачу имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, с подтверждением полномочий лица, давшего такое согласие (подписавшего такое письмо), а также согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное государственное учреждение, предлагаемые к передаче, либо имущество которых, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, предлагается к передаче, на передачу имущества.
...
Из положений указанных норм следует, что соответствующая обязанность возникает при наличии решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и согласия указанных учреждений или предприятий, на что указано в абзаце 30 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ, устанавливающем, что передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2011 г. N Ф04-4627/11 по делу N А46-14823/2010