г. Тюмень |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А67-1066/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Володиной Ю.В. с применением видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Томской области рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" на решение от 23.06.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Павлов Г.Д.) и постановление от 15.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А67-1066/2011 по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" (634012, г. Томск, ул. Елизаровых, 42, ИНН 7017110050, ОГРН 1057000088133) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (634050, г. Томск, ул. Герцена, 68, ИНН 7017098406, ОГРН 1047000162692) о признании частично недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджета.
При участии представителей сторон: от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области"- Гусейнова И.М. по доверенности от 07.09.2011;
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области - Мамаев С.В. по доверенности от 08.10.2011, Корниенко С.И. по доверенности от 06.10.2011.
Суд установил:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области" (далее - Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области (далее - Территориальное управление Росфиннадзора в Томской области) о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.12.2010 N 187 в части:
- пункта 4 раздела 1 "Нецелевое использование средств федерального бюджета, внебюджетных средств" на сумму 1 624 808 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 606 244 руб., за счет внебюджетных средств - 1 018 564 руб.;
- пункта 3 раздела 2 "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием", на сумму 368 225 руб.;
- пункта 1 раздела 3 "Иные финансовые нарушения" на сумму 368 225 руб.
Решением от 23.06.2011 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.09.2011, в удовлетворении заявленных Центром гигиены и эпидемиологии в Томской области требований отказано.
В кассационной жалобе Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, применение судами норм материального права, не подлежащих применению, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области, просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Определением от 13.12.2011 суда кассационной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен был перерыв до 14.12.2011 до 14 час 30 мин (по тюменскому времени).
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, в отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 22.09.2010 по 13.11.2010 органом бюджетного надзора - Территориальным управлением Росфиннадзора в Томской области проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Центра гигиены и эпидемиологии в Томской области за 2009 год и отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2010, которым зафиксированы финансовые нарушения, допущенные данным Учреждением, выразившиеся в нецелевом расходовании денежных средств в общей сумме 1 670, 279 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета:
- по КОСГУ 211 "Заработная плата в сумме - 45,471 тыс.руб;
- по КОСГУ 225 "Услуги по содержания имущества" в сумме 606,244 тыс. руб.;
- за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по КОСГУ 225 в сумме 1 018,564 тыс. руб.
- неправомерное расходование средств федерального бюджета в общей сумме - 18, 600 тыс. руб. в результате недоначисления заработной платы;
- неправомерное расходование средств, полученных от предпринимательской и иной доход деятельности в общей сумме 455,582 тыс. руб.;
- прочие нарушения в общей сумме 1 334,759 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 286,57 тыс. руб.
Руководителем Территориального управлениям Росфиннадзора в Томской области 30.12.2010 в отношении Центра гигиены и эпидемиологии в Томской области вынесено представление N 187 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (далее - представление), которым предложено главному врачу учреждения принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и проинформировать орган бюджетного надзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения.
Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области, полагая, что указанное представление N 187 от 30.12.2010, в части: пункта 4 раздела 1 "Нецелевое использование средств федерального бюджета, внебюджетных средств" на сумму 1 624 808 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 606 244 руб., за счет внебюджетных средств - 1 018 564 руб.; пункта 3 раздела 2 "Незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием", на сумму 368 225 руб.; пункта 1 раздела 3 "Иные финансовые нарушения" на сумму 368 225 руб.; является незаконным, нарушающим его законные права и интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Центром гигиены и эпидемиологии в Томской области требований, суды, руководствуясь Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, статьями 38, 40, 41, 162, 284, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положениями пункта 1 статьи 4, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, Ведомственных строительных нормативов (ВСН) N 58-88 (р) "Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания задний, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 153, Свода правил "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", утвержденных постановлением Госстроя России от 21.08.2003 N 153, с учетом содержания писем строительных ведомств и ЦСУ СССР от 08.05.1984 и Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий", а также характера выполненных Учреждением работ по представленным в обоснование производственных работ документов, пришли к выводу о том, что спорные работы относятся к работам по реконструкции здания, а выполненные работы по государственному контракту N 18/21-07-2009 от 21.07.2009, с учетом дополнительного соглашения от 30.10.2009, относятся к работам по реконструкции.
Суды пришли к выводу о нарушении Учреждением бюджетного законодательства, которое выразилось в отнесении расходов на реконструкцию объекта и их зачисление на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", а не на статью КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств", что в соответствии со статьей 289 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.
Кроме того, суды пришли к выводу о неправомерности направления средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, которые в соответствии с положениями статей 41 и 51 БК РФ являются неналоговыми доходами, на выплату пособий по временной нетрудоспособности средств, подлежащих зачислению на счета органов Федерального казначейства.
Данные выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно положениям статьи 268 БК РФ служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов и осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.
Таким образом, из вышеизложенных норм права следует, что контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета и направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14 Положения).
В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, территориальное управление осуществляет полномочия по контролю и надзору за использованием, в частности средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета.
В целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверяет правомерность и эффективность использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также направляет в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункты 5.14.3, 5.14.7 указанного Положения).
Статьей 284 БК РФ определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Представления руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном Бюджетном кодексом и иными нормативными правовыми актами, о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ (к числу которых отнесено нецелевое использование бюджетных средств), отнесены пунктом 2 статьи 284 БК РФ к мерам принуждения.
В силу пункта 4 статьи 284 БК РФ действия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, указанных в пункте 1 - 3 настоящей статьи, и их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.
Исходя из анализа указанных норм права, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильные выводы о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом, представление является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 289 БК РФ направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В пункте 4 раздела 1 оспариваемого представления указано содержание нарушения - "Расходы по оплате монтажных работ, которые отнесены на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в общей сумме - 1 624 808 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 606 244 руб., за счет внебюджетных средств -
1 018 564 руб.", нормативный акт, который нарушен - статьи 38, 162 БК РФ, указание о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н".
Судами установлено, что 27.08.2008 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в отношении Центра гигиены и эпидемиологии составлен акт по результатам мероприятий по надзору, согласно которому в вирусологической лаборатории отсутствовала система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что является нарушением СП 1.3.2333-08.
Учитывая данный факт, 29.08.2008 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области было вынесено предписание N 120э, в соответствии с пунктом 2 которого Центру гигиены и эпидемиологии предложено выполнить следующие мероприятия: установить приточно-вытяжную вентиляционную систему с механическим побуждением, фильтрами тонкой очистки в соответствии с требованиями СП 1.3.2333-08, пункт 2.3.18.
Во исполнение вышеуказанного предписания от 29.08.2008 N 120э Центром гигиены и эпидемиологии был заключен государственный контракт от 21.07.2009 N 18/21-07-2009 на выполнение работ по монтажу системы вентиляции в здании по адресу ул. Фрунзе, 103а, строение 1, о чем свидетельствует дефектная ведомость по устройству системы вентиляции в нежилых помещениях Центра гигиены и эпидемиологии в Томской области.
Согласно дефектной ведомости и локальному сметному расчету (N 02-02-03, N02-03-03, N 02-01-03) комплекс работ по устройству систем вентиляции включал: прокладку воздуховодов, установку систем вентиляции, электромонтажные работы, устройство смесительного узла ввода калорифера, общестроительные работы.
Стоимость выполняемых работ, согласно приложению N 1 (вышеуказанная дефектная ведомость), составила 8 293 831,02 руб., что соответствует цене государственного контракта от 21.07.2009 N 18/21-07-2009.
По результатам выполненных работ по вышеуказанному государственному контракту сторонами были подписаны акты приемки выполненных монтажных работ формы КС-2 на общую сумму 1 624 808 руб.
К государственному контракту от 30.10.2009 N 18/21-07-2009 было подписано дополнительное соглашение по выполнению дополнительных работ по устройству и ремонту систем вентиляции для вытяжных шкафов в лабораториях ядохимикатов и хроматографии согласно локальным сметным расчетам N 02-05-03, N 02-05-04, N 02-05-05.
Исходя из анализа положений пункта 1 статьи 4, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, Ведомственных строительных нормативов (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, Свода правил "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений", утвержденного постановлением Госстроя России от 21.08.2003 N 153, учитывая содержание писем строительных ведомств и ЦСУ СССР от 08.05.1984 и Минфина СССР от 29.05.1984 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий", а также характер выполненных работ по представленным в обоснование произведенных работ документов (государственного контракта, актов выполненных работ формы КС-2, справок о стоимости выполненных работ формы КС-3, сметы на проведение работ), суды пришли к правомерному выводу о том, что выполненные работы по государственному контракту N 18/21-07-2009 от 21.07.2009, с учетом заключенного дополнительного соглашения от 30.10.2009, относятся к работам по реконструкции. Выполненные подрядной организацией работы носили характер технического перевооружения части основного средства, проводилась модернизация, техническое переустройство вентиляционных систем, а также работы по пробивке технологических отверстий, свидетельствующие об установке новых, ранее не имевшихся воздуховодов; обратного заявителем не доказано.
В связи с изложенным, суды указали, что Территориальное управление Росфиннадзора в Томской области, принимая оспариваемое представление, правильно руководствовалось Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, полагая, что на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование; требованиями пункта 12 Инструкции N 148н, а также учло, что расходы по реконструкции, модернизации объекта относятся на увеличение его стоимости в обязательном порядке, соответственно, расходы на оплату договора, предметом которого является реконструкция, модернизация здания, оборудования, которые должны относиться на статью 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств".
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении Центром гигиены и эпидемиологии в Томской области указанных норм, выразившихся в отнесении расходов по оплате монтажных работ на подстатью КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", вследствие чего средства федерального бюджета в общей сумме 606 244 руб., поступившие по главе 141 "Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", разделу/подразделу 0907 "Санитарно-эпидемиологическое благополучие", целевой статье расходов 4849900 "Обеспечение деятельности подведомственных учреждений", виду расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями", подстатье КОСГУ 225 "Услуги по содержанию имущества" и средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, являющиеся в соответствии со статьями 41 и 51 БК РФ неналоговыми доходами федерального бюджета, в общей сумме 1 018 564 руб., по подстатье КОСГУ 225 "Услуги по содержанию имущества" использованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным росписью расходов, бюджетной сметой, сметой доходов и расходов, что в соответствии со статьей 289 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета на оплату выполненных работ по реконструкции.
В пункте 3 раздела 2 представления по ненадлежащем исполнении бюджета от 30.12.2010 N 187 указано "Содержание нарушения": "В доход федерального бюджета за счет средств, полученных о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по состоянию на 01.01.2010 не поступило 368 225 руб. неналоговых доходов" (пункт 1 статьи 40 БК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 11 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части урегулирования бюджетного процесса и приведения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" операции с средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляются в порядке, установленном финансовым органом, на основании сметы доходов и расходов приносящей доход деятельности.
Органами Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для учета бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) источника дополнительного бюджетного финансирования); для отражения сведений о сметных назначениях, утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, принятия бюджетных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности и осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности (далее - лицевой счет получателя бюджетных средств), что следует из пункта 2.1 Приказа Казначейства Российской Федерации от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Приказ N 7н).
Как установило Территориальное управление Рогсфиннадзора в Томской области у Центра гигиены и эпидемиологии в Томской области на 2009 год в УФК по Томской области открыт и действовал лицевой счет получателя средств федерального бюджета; лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности N 03651794620.
В соответствии с пунктом 3.4. Приказа N 7н на лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются операции со средствами от приносящей доход деятельности: постановка на учет сведений о смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности; постановка на учет бюджетных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности; поступление средств, в том числе без права расходования; выплаты.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом пункта 1 статьи 40 БК РФ (статья 40 БК РФ).
Согласно пункту 3 Порядка перечисления в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета, утвержденного приказом Минфина РФ от 15.05.2009 N 46н, Федеральное казначейство обеспечивает ежедневное перечисление Управлениями остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, со счетов Управлений NN 40503 и N 40302 на счет, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".
Учитывая изложенное, суды правомерно поддержали вывод Территориального управления Росфиннадзора по Томской области о том, что средства от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, с момента зачисления на единый счет федерального казначейства являются доходами федерального бюджета.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают социальные пособия своим сотрудникам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
При проверке Территориальным управлением Росфиннадзора по Томской области установлено, что пособия по временной нетрудоспособности в сумме 368 255 руб. должны были быть выплачены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, однако данные выплаты произведены Центром гигиены и эпидемиологии в Томской области за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (которые в соответствии со статьями 41 и 51 БК РФ являются неналоговыми доходами федерального бюджета), до поступления этих средств из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанные нарушения бюджетного законодательства нашли отражение в предписании: в пункте 3 раздела 2 представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.12.2010 N 187 Территориальным управлением Росфиннадзора по Томской области указано содержание нарушения:
- "В доход федерального бюджета за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по состоянию на 01.01.2010 недопоступило 368 225 руб. неналоговых доходов";
- "Нормативный правовой акт, который нарушен (пункт часть)" - пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ".
В пункте 1 раздела 3 представления указано содержание нарушения:
- "Неэффективное использование средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и не принятие соответствующих мер по их использованию, что привело к неэффективному использованию средств федерального бюджета на сумму перечисленных в 2009 году пособий по временной нетрудоспособности"; "Сумма нарушения - 368,225 тыс. руб.
При таких обстоятельствах выводы судов о том, что пособия по временной нетрудоспособности в сумме 368 255 тыс. руб. должны были быть выплачены за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, является правомерным.
Доводы Центра гигиены и эпидемиологии в Томской области, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных судами по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 286, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.06.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 15.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1066/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
При проверке Территориальным управлением Росфиннадзора по Томской области установлено, что пособия по временной нетрудоспособности в сумме 368 255 руб. должны были быть выплачены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, однако данные выплаты произведены Центром гигиены и эпидемиологии в Томской области за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (которые в соответствии со статьями 41 и 51 БК РФ являются неналоговыми доходами федерального бюджета), до поступления этих средств из территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации.
Указанные нарушения бюджетного законодательства нашли отражение в предписании: в пункте 3 раздела 2 представления о ненадлежащем исполнении бюджета от 30.12.2010 N 187 Территориальным управлением Росфиннадзора по Томской области указано содержание нарушения:
- "В доход федерального бюджета за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по состоянию на 01.01.2010 недопоступило 368 225 руб. неналоговых доходов";
- "Нормативный правовой акт, который нарушен (пункт часть)" - пункт 1 статьи 40 Бюджетного кодекса РФ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф04-6609/11 по делу N А67-1066/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4818/12
09.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4818/12
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6609/11
15.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6405/11