г. Тюмень |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А27-2010/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.,
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на решение от 17.06.2011 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление от 05.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А27-2010/2011 по заявлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (125047, город Москва, Миусская площадь, 3, строение 4, ИНН 7710747640, ОГРН 1097746136124) к закрытому акционерному обществу "Осинниковский винодельный завод" (652805, Кемеровская область, город Осинники, улица Станционная, 1А, ИНН 4222009611, ОГРН 1054222000480) об аннулировании лицензии.
В заседании принял участие путем использования систем видеоконференц-связи представитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Буслаев А.Г. по доверенности от 27.12.2011.
Суд установил:
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее - заявитель, Росалкогольрегулирование) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об аннулировании лицензии Б 068160 от 22.05.2007, выданной закрытому акционерному обществу "Осинниковский винодельный завод" (далее - ЗАО "Осинниковский винодельный завод", общество) на производство, хранение и поставки произведенных вин.
Решением от 17.06.2011 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, заявитель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что на момент вынесения предписания и решения о приостановлении действия лицензии у общества существовала обязанность по предоставлению справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам. Отсутствие у организации задолженности по уплате налогов и сборов является не только условием выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, но и условием осуществления указанных видов деятельности.
Заявитель считает, что вывод судов об отсутствии доказательств наличия у общества задолженности по налогам и сборам не соответствует представленным в дело доказательствам (письмо Управления Федеральной налоговой службы России от 28.12.2010).
Росалкогольрегулирование также не согласно с выводом суда о том, что аннулирование лицензии в данном случае является несоразмерной мерой государственного принуждения.
ЗАО "Осинниковский винодельный завод" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило (далее - АПК РФ).
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя Росалкогольрегулирование, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ЗАО "Осинниковский винодельный завод" 22.05.2007 выдана лицензия серии Б 095626 на производство, хранение и поставки произведенных вин сроком действия до 10.07.2011.
Решением Росалкогольрегулирования от 18.10.2010 действие указанной лицензии приостановлено сроком на один месяц.
Ссылаясь на неустранение обществом в установленный срок обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, Росалкогольрегулирование обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что аннулирование лицензии является правом, а не обязанностью суда и с учетом конкретных обстоятельств дела пришли к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения к обществу такой крайней меры принуждения, как аннулирование лицензии.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Из положений пункта 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ (в редакции действовавшей до 1 января 2011 года) следует, что одним из обязательных условий выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Следовательно, отсутствие у юридического лица просроченной задолженности по уплате налогов и сборов являлось одним из лицензионных требований (условий), установленных Законом N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 18.08.2010 заявителем получено письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Кемеровской области о наличии у общества текущей задолженности по налогам и сборам в сумме 3 638 850 руб. 34 коп.
В связи с этим обществу направлено предписание от 07.09.2010 N 01-04-02/1318-ЕМ о необходимости устранения в месячный срок нарушения условий действия лицензии путем представления в Росалкогольрегулирование справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
Судом установлено, что невыполнение обществом предписания Росалкольрегулирования от 07.09.2010 послужило основанием для вынесения заявителем решения от 18.10.2010 о приостановлении действия лицензии ЗАО "Осинниковский винодельный завод" серии Б 068160 от 22.05.2007 сроком на один месяц.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае неустранения в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление лицензии.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ЗАО "Осинниковский винодельный завод" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство решением от 21.03.2011 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20045/2009; заявителем не представлено надлежащих доказательств состава и размера задолженности по налогам и сборам на дату обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии; с 01.01.2011 утратил силу подпункт 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, устанавливающий обязанность предоставления в лицензирующий орган справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам для получения лицензии; срок действия лицензии Б 068160 от 22.05.2007 установлен до 10.07.2011.
При таких обстоятельствах, учитывая положения определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-0, от 05.07.2001 N 130-0, от 07.06.2001 N 139-0, от 07.02.2002 N 16-0, постановлений от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие", пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что аннулирование лицензии в данном случае является несоразмерной мерой государственного понуждения, не отвечает принципам справедливости и соразмерности и не является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.06.2011 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-2010/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ЗАО "Осинниковский винодельный завод" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство решением от 21.03.2011 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20045/2009; заявителем не представлено надлежащих доказательств состава и размера задолженности по налогам и сборам на дату обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии; с 01.01.2011 утратил силу подпункт 5 пункта 1 статьи 19 Закона N 171-ФЗ, устанавливающий обязанность предоставления в лицензирующий орган справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам для получения лицензии; срок действия лицензии Б 068160 от 22.05.2007 установлен до 10.07.2011.
При таких обстоятельствах, учитывая положения определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 N 244-0, от 05.07.2001 N 130-0, от 07.06.2001 N 139-0, от 07.02.2002 N 16-0, постановлений от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие", пункта 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что аннулирование лицензии в данном случае является несоразмерной мерой государственного понуждения, не отвечает принципам справедливости и соразмерности и не является необходимой мерой для защиты экономических интересов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2012 г. N Ф04-7392/11 по делу N А27-2010/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7392/11