г. Тюмень |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А45-13419/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
при ведении протокола помощником судьи Пелевиной О.Н. рассмотрел в судебном заседании при использовании средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога на решение от 29.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 09.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А45-13419/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога (107174, г. Москва, ул. Басманная Н., 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (630008, г. Новосибирск, ул. Толстого, д. 5, ОГРН 1065406145221, ИНН 5406352299) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога - Попова М.Г. по доверенности от 28.12.2011; от Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Симанская Т.А. по доверенности от 15.12.2011., Антропов Ю.Е. по доверенности от 26.12.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления от 29.07.2011 N А60-01549/юл Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, Ростехнадзор).
Решением от 29.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
ОАО "РЖД" в кассационной жалобе указывает, что нарушен порядок проведения проверки, не доказана вина общества и состав правонарушения.
Подробно доводы общества изложены в кассационной жалобе.
Управлением представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе внеплановой выездной проверки в эксплуатационном вагонном депо Инская - структурном подразделении ОАО "РЖД", управлением органом выявлены нарушения требований промышленной безопасности, которые выразились:
- в нарушение пункта 9.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила ПБ 10-382-00), пункта 5.1.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов ПБ 10-257-98, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов) козловые краны не зарегистрированы в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).
- в нарушение пункта 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 (далее - Правила N 263) положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в депо от 04.07.2011 не согласовано с территориальным органом Ростехнадзора;
- в нарушение пунктов 14, 15 Правил N 263, в управлении отсутствуют сведения об организации и осуществлении производственного контроля за 2010 год и первое полугодие 2011 года;
- в нарушение пункт 2.2 Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Минприроды Российской Федерации от 30.06.2009 N 191, в плане взаимодействия служб различных ведомств по локализации и ликвидации возможных аварий в депо отсутствуют сведения об информировании территориальных органов Ростехнадзора;
- в нарушение пункта 9.4.21 Правил ПБ 10-382-00, аттестация стропальщиков проведена без участия инспектора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; пункта 9.4.3 Правил ПБ 10-382-00, не согласована с управлением численность службы надзора и ее структура; пункта 9.4.7 Правил ПБ 10-382-00, у работников депо периодическая аттестация по безопасному производству работ кранами проведена без участия инспектора Ростехнадзора; пункта 2.16.2 Правил ПБ 10-382-00, зазор между щитками, предотвращающими возможность попадания под колеса посторонних предметов, и рельсом составляет более 10 мм; подпункта "с" пункта 9.5.18 Правил ПБ 10-382-00, по окончании работы козловой кран ККТ-5 заводской номер 90 не укрепляется всеми имеющимися на нем противоугонными устройствами; пунктов 2.18.1, 2.18.2 Правил ПБ 10-382-00, проектно-конструкторская документация (чертежи крановых путей) отсутствует.
По результатам проверки составлен акт от 29.07.2011 N 60 и протокол об административном правонарушении от 29.07.2011.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением вынесено постановление от 29.07.2011, которым ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из доказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений установленного порядка проведения проверки и привлечения к административной ответственности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со статьей 2 Закона о безопасности промышленных производственных объектов опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371, ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляет Ростехнадзор.
Частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, считает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о регистрации козловых кранов и кранов-манипуляторов, находящихся на опасных производственных объектах, в территориальном органе Ростехнадзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 утверждено Положение о Ростехнадзоре, согласно которому контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах возложены на Ростехнадзор.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте при осуществлении перевозочного процесса по дорогам общего пользования. Эксплуатация установленных на производственных площадках организаций грузоподъемных механизмов не входит в сферу надзорной деятельности Ространснадзора.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При рассмотрении спора судами не установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии у общества возможности для соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены. В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13419/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 утверждено Положение о Ростехнадзоре, согласно которому контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах возложены на Ростехнадзор.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте при осуществлении перевозочного процесса по дорогам общего пользования. Эксплуатация установленных на производственных площадках организаций грузоподъемных механизмов не входит в сферу надзорной деятельности Ространснадзора.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2012 г. N Ф04-238/12 по делу N А45-13419/2011