г. Тюмень |
|
24 апреля 2012 г. |
Дело N А75-5952/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" на решение от 22.09.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 13.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов АН.) по делу N А75-5952/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (628606, Тюменская область, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 4, ИНН 8603089934, ОГРН 1028600940576) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители сторон: от открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" - Квашнин Д.Н. по доверенности от 28.12.2011 N МГ-2172д.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - ОАО "Самотлорнефтегаз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2011 о назначении административного наказания N 1069-ВК/34 в размере 200 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 22.09.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2011 суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных Обществом требований, отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Самотлорнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, о существенных нарушениях процессуальных требований при назначении наказания; при отсутствии отбора проб и проведения экспертизы в установленном законом порядке; на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, шламонакопитель, который указан в протоколе осмотра как инженерное сооружение, построен Обществом в соответствии с требованием экологического законодательства, на который имеются все необходимые и полученные в установленном порядке заключение экспертиз, по результатам проведения которых проектные материалы признаны соответствующими нормативно-техническим требованиям. В данном нефтешламе помещена продукция, произведенная ООО "Межрегиональный центр экологической безопасности" в процессе переработки отходов Общества.
Шламовый амбар как механическое углубление в земле был предусмотрен техническим проектом Центрального резервуарного парка южной части Самотлорского месторождения от 1970 года и входит в состав очистных сооружений. После окончания строительства Центрального резервуарного парка был в установленном порядке введен государственной комиссией в эксплуатацию на основании акта приемки в эксплуатацию, согласно которого весь комплекс построен в соответствии с требованиям действующего на тот момент законодательства. С момента создания данного шламонакопителя предыдущие собственники Центрального резервуарного парка его активно использовали.
Эксплуатация данного шламонакопителя Обществом не осуществляется и не может осуществляться, поскольку указанный шламонакопитель был заполнен еще до того, как Общество приступило к осуществлению своей хозяйственной деятельности.
Заявитель жалобы указывает, что нефтяной шлам образуется при хранении уже добытой и очищенной нефти в резервуарах товарного парка.
Заявитель считает, что не является лицом, осуществляющим размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или консервацию шламового накопителя в виде углубления в земле.
Не отрицает тот факт, что речь идет о переходе права пользования участками недр, а не о возникновении каких-либо обстоятельств в отношении результатов деятельности прежнего недропользователя.
Отзыв на кассационную жалобу от Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до начала судебного заседания не поступил.
В соответствии с положениями части 5 статьи 158 АПК РФ, суд кассационной инстанции откладывал рассмотрение кассационной жалобы с 29.03.2012 с 9 час 20 мин на 17.04.2012 на 10час. 40 мин.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов арбитражных судов по настоящему делу, заслушав представителя подателя кассационной жалобы, изучив материалы дела и доводы, изложенные суд кассационной инстанции, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Самотлорнефтегаз" владеет лицензией на право пользования недрами сроком действия до 29.12.2013 с целевым назначением и видом работ "добыча нефти, газа и конденсата в пределах Самотлорского лицензионного участка".
Между ОАО "Самотлорнефтегаз" и муниципальным образованием город окружного значения Нижневартовск 01.04.2003 был заключен договор аренды земельного участка N 174-АЗ, в соответствии с которым Общество взяло в аренду земельный участок общей площадью 72,5130 га, расположенный по адресу: г. Нижневартовск, северо-запад для размещения существующей производственной базы цеха подготовки и перекачки нефти-1 (ЦППН-1).
В Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре 18.04.2011 поступило обращение председателя общественной организации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по содействию задач в области экологии "Эконадзор" о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды на объектах Самотлорского месторождения нефти ОАО "Самотлорнефтегаз" (нарушения связаны с ненадлежащей эксплуатацией шламовых накопителей, нарушением экологических требований, связанных с обращением опасных отходов на территории цеха подготовки и сдачи нефти ОАО "Самотлорнефтегаз", расположенных в непосредственной близости от протоки реки Мега р. Обь).
Должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре Чемякиным А.Г. 19.04.2011 вынесено определение N 670-ВК/34 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Государственным инспектором Управления Росприроднадзора ХМАО-Югре 03.06.2011 в присутствии уполномоченного представителя Общества по доверенности и двух понятых был осуществлен осмотр территории центрального товарного парка ОАО "Самотлорнефтегаз", по результатам которого составлен протокол осмотра.
Из вышеуказанного протокола осмотра следует, что на арендованной территории ОАО "Самотлорнефтегаз" имеются три амбара (углубления в теле земной поверхности), в двух из которых размещены отходы нефтешлама, один амбар заполнен водой. Один из амбаров с нефтешламом представляет собой инженерное сооружение в виде бетонной конструкции углубленной в земле, с незначительным накоплением нефтешлама, второй представляет механическое углубление в земле площадью примерно 5000 кв. м без бетонного основания и стен, с обвалованием в виде песчаной насыпи. Утечек нефтепродуктов (переливов) через "обваловку" по периметру амбаров не установлено. На амбаре и прилегающем участке смонтирована установка, предназначенная для работ по переработке и обезвреживанию нефтешлама, получения продукции. Проектных решений, заключений государственной экологической экспертизы на проект, технологию на месте ведения работ не имеется. Сети наблюдательных скважин за контролем о состоянии и наличия загрязнения подземных вод на земельном участке, занятом размещением отходов, не имеется.
В отношении Общества должностным лицом административного органа 16.06.2011 составлен протокол по делу об административном правонарушении N 1019-ВК/34, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре 30.06.2011 вынесено постановление о назначении административного наказания N 1069-ВК/34, которым ОАО "Самотлорнефтегаз" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Оспариваемым постановлением административного органа Обществу вменено в вину: отсутствие проектных решений, заключений государственной экологической экспертизы на проект, технологии на месте проведения работ; отсутствие сети наблюдательных скважин за контролем о состоянии и наличии загрязнения подземных вод на земельном участке, занятым размещением отходов 3 класса опасности; отсутствие устройств гидроизоляционного характера; отсутствие документов, обосновывающих законность размещения нефтешлама на данном земельном участке, документы образования и учета отходов, проектной и землеустроительной документации на земельный участок под размещение шламонакопителя; отсутствие журнала учета размещенных отходов, отсутствие мониторинга по объектам размещения отходов; отсутствие контроля (мониторинга) качества почв; отсутствие документов, подтверждающих право занимать земельный участок под размещение опасных отходов (нефтяного шлама); а также санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии с гигиеническим требованием выбранного участка для размещения шламового амбара, как объекта размещения отходов согласно пункту 3.6 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01, пункта 2.1.7 5 СанПиН 2.1.7.1278-03.
Полагая, что основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований Общества, указали, что материалами дела подтверждается факт хранения ОАО "Самотлорнефтегаз" отходов в шламовых амбарах N 2, 3 с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, установленных действующим природоохранным законодательством и наличием в действиях данного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из обстоятельств дела и действующего природоохранного законодательства.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В рассматриваемом случае административным органом было установлено, что ОАО "Самотлорнефтегаз" совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении экологических требований при обращении с опасными отходами - нефтяным шламом, который находится в шламовых амбарах на территории Центрального товарного парка по договору аренды земельного участка N 174-АЗ, а также которые образуются в результате хозяйственной деятельности при хранении добытой и очищенной нефти, что является накоплением отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Из указанной норм права следует, что лицо, которое осуществляет хранение (размещение и захоронение) отходов либо их накопление (складирование на срок не более 6 месяцев), обязано соблюдать установленные нормы в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Данные требования также распространяются на лиц, осуществляющих хранение и накопление отходов, образуемых либо образованных при добыче нефти.
Так, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, который является перечнем образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. В соответствии с указанным федеральным классификационным каталогом отходов, отходы при добыче нефти и газа отнесены к отходам добывающей промышленности (код 34100000 00 00 0).
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что на территории, арендуемого Обществом земельного участка (Центрального товарного парка) построены три амбара (углубления в теле земной поверхности):
- один шламовый амбар заполнен водой;
- второй шламовый амбар представляет собой инженерное сооружение в виде бетонной конструкции, углубленной в земле (далее - Шламовый амбар 2). В ходе проверки в шламовом амбаре установлено наличие нефтяного шлама;
- третий амбар представляет собой механическое углубление в земле площадью примерно 5000 кв. м без бетонного основания и стен, с обвалованием в виде песчаной насыпи (далее - Шламовый амбар 3). В данном амбаре установлено наличие нефтяного шлама.
Согласно лицензионному соглашению (приложение N 1 к лицензии ХМН N 01134 НЭ) лицензия ХМН N 00896 НЭ переоформлялась на ОАО "Самотлорнефтегаз" в соответствии с пунктом 3 статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" в связи с проведенной согласно действующему законодательству реорганизацией ОАО "Нижневартовскнефтегаз" путем выделения из него ОАО "Самотлорнефтегаз".
Согласно статье 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе, в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр.
С учетом изложенного, суды правомерно пришил к выводу о том, что в данном случае не имеет правового значения отсутствие документов, подтверждающих передачу Обществу в результате реорганизации отходов производства в виде бурового шлама в шламовом амбаре, а также время возведения шламового амбара.
Материалами дела подтверждено, что объекты, расположенные на территории Центрального товарного парка, были переданы ему в результате проведенной реорганизации ОАО "Нижневартовскнефтегаз".
С учетом обстоятельств дела, установив факт нахождения на арендованном земельном участке Общества опасных отходов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "Самотлорнефтегаз" обязано соблюдать экологические требования при обращении с опасными отходами.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Законом об отходах производства и потребления и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов", шламовые амбары, используемые для размещения отходов бурения, являются объектами размещения отходов и деятельность по их проектированию, эксплуатации и ликвидации должна осуществляться с учетом норм действующего законодательства в области обращения с отходами.
Таким образом, хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов бурения в шламовом амбаре, обязан в соответствии пунктом 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.01.2008 N 10891), пунктом 27 Методических указаний в разделе "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду", пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 2003 (вместе с "2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы". "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". "Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003), пунктами 3.1, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 проводить мониторинг объектов размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
Таким образом, в случае, если шламовый амбар согласно применяемой методике бурения служит местом захоронения отходов нефтедобычи (отходы IV класса опасности), то, соответственно, собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Несоблюдение вышеуказанных указанных норм и правил образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы судов обеих инстанций о доказанности факта совершения ОАО "Самотлорнефтегаз" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, о нарушение процессуальных требований со стороны административного органа, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены.
В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.
Доказательств невозможности исполнения требований природоохранного законодательства со стороны Общества не представлено.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов суда первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.09.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 13.12.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5952/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Законом об отходах производства и потребления и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 "Об утверждении правил инвентаризации объектов размещения отходов", шламовые амбары, используемые для размещения отходов бурения, являются объектами размещения отходов и деятельность по их проектированию, эксплуатации и ликвидации должна осуществляться с учетом норм действующего законодательства в области обращения с отходами.
Таким образом, хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов бурения в шламовом амбаре, обязан в соответствии пунктом 17 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.01.2008 N 10891), пунктом 27 Методических указаний в разделе "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду", пункта 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 2003 (вместе с "2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы". "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления". "Санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003), пунктами 3.1, 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 проводить мониторинг объектов размещения отходов в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
...
Несоблюдение вышеуказанных указанных норм и правил образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается, что Общество осуществляло свою производственную деятельность, нарушая экологические и санитарно-эпидемиологические требования действующего природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах правомерными являются выводы судов обеих инстанций о доказанности факта совершения ОАО "Самотлорнефтегаз" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 апреля 2012 г. N Ф04-1097/12 по делу N А75-5952/2011