г. Тюмень |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А45-11289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК" на решение от 30.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.) и постановление от 28.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-11289/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК" (633010, Новосибирская область, город Бердск, улица Ленина, 89 - 6, ИНН 5445261380, ОГРН 1095445002597) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительными решения и предписания.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (630005, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, 80, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК" (далее - заявитель, ООО "Сети ЭРК") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения от 17.05.2011 по делу N 02-01-11-10-11 и предписания от 17.05.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган).
Определением от 25.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети".
Решением от 30.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сети ЭРК" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 30.11.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 28.03.2012.
В отзывах на кассационную жалобу антимонопольный орган и ЗАО "РЭС" просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В суд кассационной инстанции представлены документы, свидетельствующие о преобразовании закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" в открытое акционерное общество (выписка из решения единственного акционера от 31.05.2012 N 4, Устав, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 14.06.2012 N 2125476890680).
Рассмотрев представленные документы и учитывая, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), суд кассационной инстанции производит замену наименования закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на открытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - общество "РЭС").
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно материалам дела, по результатам рассмотрения жалобы общества "РЭС" на действия ООО "Сети ЭРК" антимонопольным органом принято решение от 17.05.2011 N 02-01-11-10-11, которым ООО "Сети ЭРК" признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах расположения принадлежащих ему на праве аренды электрических сетей. Действия ООО "Сети ЭРК", выразившиеся в установлении и взимании платы за передачу электрической энергии без применения утвержденного уполномоченным органом тарифа признаны нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании данного решения антимонопольным органом выдано предписание от 17.05.2011, обязывающее ООО "Сети ЭРК" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, не взимать с потребителей, присоединенных к электрическим сетям предприятия плату за услугу по передаче электрической энергии по тарифу, не установленному уполномоченным органом.
Не согласившись с указанными ненормативными актами антимонопольного органа, ООО "Сети ЭРК" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о доказанности материалами дела факта нарушения ООО "Сети ЭРК", занимающего доминирующее положение как субъект естественной монополии, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
При рассмотрении спора суды исходили из следующих установленных по делу обстоятельств.
По договору аренды от 01.02.2010 N 7 ООО "Сети ЭРК" является арендатором объектов электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, силовые кабельные линии, конденсаторные установки и другое), принадлежащих на праве собственности закрытому акционерному обществу "Энергия-РК" (далее - ЗАО "Энергия-РК")
По договору от 01.02.2010 N 2 о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) ООО "Сети ЭРК" осуществляет комплекс организационно- и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии ЗАО "Энергия-РК" через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ООО "Сети ЭРК" на праве аренды, до присоединенных к ним энергопринимающих устройств потребителей. Оплата ЗАО "Энергия-РК" данной услуги производится в порядке и сроки, предусмотренные данным договором.
Стороны договорились понимать термин "Потребители" в следующем значении: лица, энергоустановки которых присоединены к сетям ООО "Сети ЭРК", в том числе опосредованно, приобретающие электрическую энергию у ЗАО "Энергия-РК" для собственных бытовых и (или) производственных нужд на основании договора отпуска (передачи) энергоресурсов (пункт 1.1 договора от 01.02.2010 N 2).
К сетям ООО "Сети ЭРК" присоединено 108 потребителей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - приложение N 2 к договору от 01.02.2010 N 2).
Пунктом 6.3 договора от 01.02.2010 N 2 определена стоимость услуг по передаче электрической энергии, оказанных ООО "Сети ЭРК" потребителям ЗАО "Энергия-РК".
В пунктах 2.2 и 3.1.12 договора от 01.02.2010 N 2 стороны согласовали порядок расчетов за услуги по передаче электроэнергии до момента согласования уполномоченным органом для ООО "Сети ЭРК" тарифа по передаче электроэнергии и тарифа на компенсацию норматива технологического расхода (потерь) электроэнергии.
ООО "Сети ЭРК" в период с февраля по ноябрь 2010 года выставляло в адрес ЗАО "Энергия-РК" счета и счета-фактуры за услуги по договору от 01.02.2010 N 2, ЗАО "Энергия-РК" в указанный период производило оплату ООО "Сети ЭРК" по данному договору.
По результатам исследования обстоятельств дела суды пришли к выводу о том, что в период с февраля по ноябрь 2010 года ООО "Сети ЭРК" по условиям договора от 01.02.2010 N 2 оказывало услуги по транспортировке электроэнергии по линиям электропередач, принадлежащим ему на праве аренды, до присоединенных к его арендованным сетям энергопринимающих устройств хозяйствующих субъектов на возмездной основе.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно- и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ).
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что ООО "Сети ЭРК", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей, по которым оказывает платные услуги по передаче электрической энергии потребителям.
При этом суды указали, что доводы заявителя о неоказании ООО "Сети ЭРК" услуг по продаже и передаче электроэнергии до присоединенных к арендованным сетям заявителя энергоустановок хозяйствующих субъектов, опровергаются имеющимися в деле материалами.
Судами признаны несостоятельными доводы заявителя в части признания ООО "Сети ЭРК" занимающим доминирующее положение. Суды правильно указали, что часть 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ в качестве условий признания занимающим доминирующее положение субъекта естественной монополии не требует проведения анализа конкурентной среды и включение хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Из положений Закона N 35-ФЗ, пункта 6 раздела I "Общие положения", пункта 42 раздела III "Порядок заключения и исполнения договоров между сетевыми организациями" Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, следует, что оплата услуг по передаче электрической энергии осуществляется по тарифам, утвержденным уполномоченным органом в соответствии с методическими указаниями.
Для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
Судами установлено, что ООО "Сети ЭРК" обращалось с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии в Департамент по тарифам Новосибирской области, который является уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Новосибирской области на основании пункта 4 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, пункта 1 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 N 326.
Суды отметили, что Департамент по тарифам Новосибирской области неоднократно указывал в ходе переписки с ООО "Сети ЭРК" на несоответствие договорных отношений ООО "СетиЭРК" и ЗАО "Энергия-РК" действующей схеме по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Новосибирской области.
Действующая на территории Новосибирской области схема по установлению единых (котловых) тарифов заключается в том, что все потребители услуг по передаче электрической энергии (в том числе ЗАО "Энергия-РК") должны рассчитываться за услуги по передаче электрической энергии только с гарантирующим поставщиком (ОАО "СибирьЭнерго"), который обязан оплатить услуги по передаче электрической энергии по котловым тарифам региональной сетевой организации (общество "РЭС"), которая, в свою очередь, должна распределять полученные ею денежные средства между всеми сетевыми организациями по индивидуальным тарифам (в том числе ООО "Сети ЭРК").
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.07.2010 N 33-Е установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Сети ЭРК" и общества "РЭС" и тариф для ООО "Сети ЭРК", оказывающего услуги по передаче электрической энергии, приобретающего ее у гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих ООО "Сети ЭРК" на законном основании.
Вместе с тем, как установлено судами и ООО "Сети ЭРК" не оспаривается, установленный приказом от 22.07.2010 N 33-Е тариф на услуги по передаче электрической энергии ООО "Сети ЭРК" не применялся, поскольку общество не было согласно со сложившимся в Новосибирской области котловым методом расчетов за услуги по передаче электрической энергии.
Судами установлено, что оказывая услуги по передаче электрической энергии, ООО "Сети ЭРК" применяло свой тариф, не установленный Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Таким образом, самостоятельное установление и применение ООО "Сети ЭРК" тарифа на передачу электрической энергии обоснованно признано судами в качестве нарушения установленного порядка ценообразования.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на нарушение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о правомерности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Изложенные в кассационной жалобе ООО "Сети ЭРК" доводы, в основном, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не принимается во внимание несогласие подателя кассационной жалобы с принятием судами при рассмотрении спора в качестве доказательства письма Департамента по Новосибирской области от 25.01.2011, поскольку изложенные в названном письме разъяснения по вопросам в сфере государственного регулирования тарифов даны в пределах полномочий Департамента по тарифам Новосибирской области (пункты 1, 9, 32 Положения N 326) и в силу положений статьи 64 АПК РФ правомерно учтены судами как сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Таким образом, доводы подателя кассационной жалобы не опровергают правильность применения судами норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Изложенный обществом "РЭС" в отзыве на кассационную жалобу довод о нарушении порядка подписания кассационной жалобы подлежит отклонению, поскольку в материалы дела представлена кассационная жалоба ООО "Сети ЭРК", подписанная в установленном порядке (том 3 л.д.43-48).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11289/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.07.2010 N 33-Е установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Сети ЭРК" и общества "РЭС" и тариф для ООО "Сети ЭРК", оказывающего услуги по передаче электрической энергии, приобретающего ее у гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "СибирьЭнерго" в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих ООО "Сети ЭРК" на законном основании.
Вместе с тем, как установлено судами и ООО "Сети ЭРК" не оспаривается, установленный приказом от 22.07.2010 N 33-Е тариф на услуги по передаче электрической энергии ООО "Сети ЭРК" не применялся, поскольку общество не было согласно со сложившимся в Новосибирской области котловым методом расчетов за услуги по передаче электрической энергии.
...
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на нарушение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
...
Судом кассационной инстанции не принимается во внимание несогласие подателя кассационной жалобы с принятием судами при рассмотрении спора в качестве доказательства письма Департамента по Новосибирской области от 25.01.2011, поскольку изложенные в названном письме разъяснения по вопросам в сфере государственного регулирования тарифов даны в пределах полномочий Департамента по тарифам Новосибирской области (пункты 1, 9, 32 Положения N 326) и в силу положений статьи 64 АПК РФ правомерно учтены судами как сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2012 г. N Ф04-2820/12 по делу N А45-11289/2011
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2820/12
28.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-610/12
30.12.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-610/12
30.11.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11289/11