г. Томск |
|
28 марта 2012 г. |
Дело N А45-11289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И. И. Бородулиной
судей Л. И. Ждановой, О. А. Скачковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой Р.Ф. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Козлова С.А. по доверенности от 11.08.2011 (на 3 года), Назимова В.И. по доверенности от 01.08.2011 (до 31.01.2013),
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: Стрелковой В.Л. по доверенности от 16.09.2011 (по 12.09.2012),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 30.11.2011 года по делу N А45-11289/2011 (судья Васютина О.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК" (ИНН 5445261380, ОГРН 1095445002597)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
третье лицо: Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети"
о признании недействительными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК" (далее по тексту - заявитель, ООО "Сети ЭРК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения по делу от 17.05.2011 N 02-01-11-10-11 и предписания от 17.05.2011 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее по тексту - ЗАО "РЭС".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО "Сети ЭРК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Общество указывает, что оно не оказывает услуг по передаче электрической энергии; не установлено фактов по недопущению, ограничению, устранению конкуренции или ущемлению интересов других лиц со стороны Общества; судом неверно применены пункты 6, 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг); судом не дана оценка доводам заявителя; на ошибочность ссылки суда на пункт 2 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике"; был лишен возможности ознакомиться с материалами дела.
В представленных до начала судебного заседания отзывах Управление и ЗАО "РЭС" просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ООО "Сети ЭРК" - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Сети ЭРК" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассматривает настоящее дело в отсутствие такого лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей заявителя и третьего лица, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении жалобы ЗАО "РЭС" на действия ООО "Сети ЭРК" Управлением выявлены признаки нарушения указанным Обществом порядка ценообразования при оказании услуг по передаче электрической энергии. В связи с этим возбуждено дело по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции).
Антимонопольным органом установлено, что ООО "Сети ЭРК" имеет во временном пользовании объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции, силовые кабельные линии, конденсаторные установки и другое), полученные от ЗАО "Энергия - РК" на неопределенный срок (пункты 1.1,5.1 Договора аренды оборудования от 01.02.2010 N 7).
Между ЗАО "Энергия-РК" (Заказчик) и ООО "Сети ЭРК" (Исполнитель) также заключен договор от 01.02.2010 N 2 о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности). Предметом данного договора является осуществление Исполнителем (ООО "Сети ЭРК") комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии Заказчика (ЗАО "Энергия-РК") через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю (ООО "Сети ЭРК") на праве аренды, до присоединенных к ним энергопринимающих устройств Потребителей, и оплата Заказчиком (ЗАО "Энергия-РК") данной услуги в порядке и сроки, предусмотренные настоящим договором.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 01.02.2010 N 2 стороны договорились понимать термин "Потребители" в следующем значении: лица, энергоустановки которых присоединены к сетям ООО "Сети ЭРК", в том числе опосредованно, приобретающие электрическую энергию у ЗАО "Энергия-РК" для собственных бытовых и (или) производственных нужд на основании договора отпуска (передачи) энергоресурсов.
Согласно Приложению N 2 к договору от 01.02.2010 N 2 к сетям ООО "Сети ЭРК" присоединено 108 потребителей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц). В Приложении N 4 к договору от 01.02.2010 N 2 приведен плановый годовой объем услуг по передаче электрической энергии по сетям ООО "Сети ЭРК" 94 потребителям ЗАО "Энергия-РК" на основании заключенных ЗАО "Энергия-РК" договоров отпуска энергоресурсов.
Фактически предмет договора от 01.02.2010 N 2 и его исполнение свидетельствуют о транспортировке электроэнергии по линиям электропередач, принадлежащим ООО "Сети ЭРК" на праве аренды, до присоединенных к ним энергопринимающих устройств Потребителей на возмездной основе.
В силу пункта 6.3 договора от 01.02.2010 N 2 стоимость услуг по передаче электрической энергии Потребителям ЗАО "Энергия-РК", оказанных ООО "Сети ЭРК", определяется как сумма следующих слагаемых: произведение ставки тарифа на передачу электрической энергии, установленного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для Исполнителя на соответствующий период регулирования, на величину передачи, согласно Акту (Приложение N8); произведение ставки тарифа, учитывающего оплату нормативных потерь (технологического расхода) электрической энергии на ее передачу по сетям Исполнителя до Потребителей Заказчика, установленного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для Исполнителя на соответствующий период регулирования, на нормативный размер потерь электрической энергии, переданной Исполнителем Потребителям Заказчика.
В то же время пунктами 2.2 и 3.1.12 договора от 01.02.2010 N 2 предусмотрен следующий порядок расчетов за услуги по передаче электроэнергии до момента согласования тарифа на передачу в Департаменте по тарифам Новосибирской области.
Согласно пункту 2.2 договора от 01.02.2010 N 2 по заключении договора ООО "Сети ЭРК" обязано в срок до 01.07.2010 защитить действующий тариф по передаче электроэнергии. На момент согласования договора ООО "Сети ЭРК" и ЗАО "Энергия - РК" определили расчетный размер стоимости передачи потребителям одного кВтчас электроэнергии равным 0,40 рублей, в том числе НДС 18%. В установленные законодательством сроки ООО "Сети ЭРК" обязано согласовать указанный тариф на следующий год.
Согласно пункту 3.1.12 по заключении договора ООО "Сети ЭРК" обязано в срок до 01.07.2010 защитить тариф на компенсацию указанного норматива потерь электроэнергии в сетях. На момент согласования договора стороны определили расчетный норматив потерь в сетях в размере 5%, ставку на оплату потерь в размере себестоимости при покупке электроэнергии. В установленные законодательством сроки ООО "Сети ЭРК" обязано согласовать указанный тариф на следующий год.
Управление пришло к выводу, что ООО "Сети ЭРК", злоупотребляя доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии (субъект естественной монополии), нарушает установленный порядок ценообразования, самостоятельно устанавливая потребителям тариф на передачу электрической энергии.
Решением от 17.05.2011 N 02-01-11-10-11 антимонопольный орган признал ООО "Сети ЭРК" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения Обществу выдано предписание от 17.05.2011, в соответствии с которым ему надлежало прекратить нарушение антимонопольного законодательства, не взимать с потребителей, присоединенных к электрическим сетям предприятия плату за услугу по передаче электрической энергии по тарифу, не установленному уполномоченным органом.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, ООО "Сети ЭРК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 10 Закона о защите конкуренции, статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закон о естественных монополиях), статьями 21, 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике), пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N950, Приказом от 22.07.2010 N33-Е Департамента по тарифам Новосибирской области, пунктами 6,42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7.12.2004 N 861, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, пришел к выводу, что заявитель, занимая доминирующее положение на рынке как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в условиях естественной монополии, нарушает установленный порядок ценообразования.
Выводы судов первой инстанции является правомерным и соответствует материалам дела.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленными нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пунктом 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.
Тарифы на услуги по передаче электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов их предельных уровней, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции установил, что ООО "Сети ЭРК", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей, по которым оказывает платные услуги по передаче электрической энергии потребителям без установления соответствующего тарифа уполномоченным государственным органом.
В связи с этим суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя нарушений пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доводы заявителя о том, что ООО "Сети ЭРК" в рамках исследуемого антимонопольным органом договора не оказывало услуги по продаже потребителям электроэнергии и не занималось ее передачей, опровергаются материалами дела.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ООО "Сети ЭРК" в период с февраля по ноябрь 2010 года выставляло в адрес ЗАО "Энергия-РК" счета и счета-фактуры за работы по договору от 01.02.2010 N 2. Стоимость работ в счетах-фактурах определялась, исходя из времени выполнения работ (часы) и стоимости одного часа работ в размере 5,2 рублей без НДС в соответствии с Калькуляцией ООО "Сети ЭРК".
ЗАО "Энергия-РК" в указанный период производило оплату ООО "Сети ЭРК" по договору от 01.02.2010 N 2.
Таким образом, в период с февраля по ноябрь 2010 года ООО "Сети ЭРК" оказывало услуги по передаче электроэнергии до присоединенных к арендованным сетям заявителя энергоустановок хозяйствующих субъектов.
В связи с чем подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о неоказании заявителем услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 2 Закона "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В связи с этим ООО "Сети ЭРК" является субъектом естественных монополий, а доводы апелляционной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Для признания лица нарушившим пункт 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ необходимо установить одновременное наличие: хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке; совершение данным лицом действий (бездействия), направленных на злоупотребление доминирующим положением, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Факт доминирования определяется на основании критериев, предусмотренных статьей 5 Закона N 135-ФЗ, положения данной статьи не требуют включения хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий в качестве условия признания его положения доминирующим, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
Частью 5 статьи 5 N 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче электрической энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи электрической энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче электрической энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.
Таким образом, в силу прямого указания закона Общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, присоединенным к принадлежащим ему на праве аренды электрическим сетям, в границах указанных электрических сетей, и не требуется проведения анализа конкурентной среды.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о невыяснении судом первой инстанции факта занятия заявителем доминирующего положения на рынке является необоснованным.
Также подлежат отклонению доводы Общества о невыяснении судом первой инстанции обстоятельств недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц со стороны заявителя. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ прямо предусмотрен запрет для занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ (редакция, действовавшая в спорный период) государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 3 статьи 5 Закона N 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 принято Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, в соответствии с пунктом 4 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Исполнительным органом Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), является Департамент по тарифам Новосибирской области.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество обратилось с заявлением в Департамент по тарифам Новосибирской области с просьбой установить тариф на передачу электрической энергии по договору с ООО "Энергия-РК".
В ходе переписки с заявителем Департамент по тарифам Новосибирской области неоднократно указывал Обществу, что сформированные ООО "Сети ЭРК" договорные отношения с ЗАО "Энергия-РК" не соответствуют действующей схеме по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Новосибирской области.
Приказом N 33-Е от 22.07.2010 Департамент по тарифам Новосибирской области установил индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Сети ЭРК" и ЗАО "РЭС" и тариф для ООО "Сети ЭРК", оказывающего услуги по передаче электрической энергии, приобретающего ее у гарантирующего поставщика ОАО "СибирьЭнерго" в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих ООО "Сети ЭРК" на законном основании.
Согласно Приказу утвержденные тарифы действуют с 01.08.2010.
Вместе с тем, ООО "Сети ЭРК", оказывая услуги по передаче электрической энергии, не применяло указанный тариф, поскольку не было согласно со сложившимся в Новосибирской области котловым методом расчетов за услуги по передаче электрической энергии.
Неприменение утвержденного Приказом от 22.07.2010 N 33-Е Департамента по тарифам Новосибирской области тарифа заявителем не оспаривается.
Оказывая услуги по передаче электрической энергии, заявителем применялся свой тариф, не установленный Департаментом по тарифам Новосибирской области.
Таким образом, ООО "Сети ЭРК" допущено нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, а оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не противоречат действующему законодательству.
Следовательно, установленных АПК РФ условий для признания таких решения и предписания недействительным не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что в период с февраля по ноябрь 2010 года заявитель оказывал услуги по передаче электроэнергии до присоединенных к арендованным им сетям энергоустановок хозяйствующих субъектов. За такие услуги заявитель выставлял в адрес ЗАО "Энергия-РК" счета и счета-фактуры по договору от 01.02.2010 N 2, которые оплачены ЗАО "Энергия-РК".
В связи с этим положения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг распространяются на заявителя.
Ссылка заявителя на неоказание им услуг по передаче электрической энергии противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Также подлежит отклонению довод апеллянта о неверном применении судом первой инстанции пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
При расчете для потребителей единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитываются затраты данной организации пропорционально объему электроэнергии, передаваемой указанной организацией сторонним потребителям.
Федеральной службой по тарифам разработаны Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом от 06.08.2004 N 20-э/2, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом.
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче котловым методом закреплен в пунктах 44 - 49 Методических указаний.
Во исполнение названных положений законодательства Департаментом по тарифам Новосибирской области устанавливаются единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии на каждом уровне напряжения для всех потребителей, расположенных на территории области и принадлежащих к одной группе вне зависимости от принадлежности сети, к которой они непосредственно присоединены. Указанные тарифы формируются путём объединения необходимой валовой выручки регулируемых сетевых организаций, участвующих в передаче электрической энергии на территории Новосибирской области.
Из письма Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.01.2011 следует, что потребители электрической энергии оплачивают гарантирующему поставщику (ОАО "СибирьЭнерго") стоимость потребленной ими электрической энергии, составляющей частью которой является единый (котловой) тариф на услуги по передаче электроэнергии.
В связи с тем, что на территории Новосибирской области гарантирующим поставщиком (ОАО "СибирьЭнерго") договор на услуги по передаче электрической энергии заключен только с региональной сетевой организацией - ЗАО "РЭС", и только ЗАО "РЭС" является получателем услуги по передаче электрической энергии от потребителей, последний в силу порядка расчета тарифов на услуги по передаче котловым методом, закрепленного в пунктах 44-49 Методических указаний, является так называемым "держателем котла".
Гарантирующий поставщик электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии оплачивает ЗАО "РЭС" стоимость услуг по передаче электрической энергии по единому котловому тарифу. ЗАО "РЭС" оплачивает услуги по передаче электрической энергии организациям, участвующим в передаче электрической энергии на территории области до конечного потребителя (смежным сетевым организациям), по установленным индивидуальным тарифам.
Установление индивидуальных тарифов обусловлено тем, что при применении единого тарифа у "держателя котла" возникает излишек выручки, который необходим другой сетевой организации, для которой установлен индивидуальный тариф, для возмещения своих расходов и оплаты услуг других сетевых организаций.
В целях исполнения обязательств перед опосредованно присоединенными потребителями, а также для распределения денежных средств, полученных ЗАО "РЭС" от гарантирующего поставщика за услуги по передаче электрической энергии, между ЗАО "РЭС" и смежными сетевыми организациями заключаются договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии в порядке, предусмотренном главой III Правил.
Принятая на территории Новосибирской области схема взаимоотношений между гарантирующим поставщиком, электросетевыми организациями и потребителями не противоречит действующему законодательству и не ущемляет интересы смежных сетевых организаций. Оплата услуг по передаче электрической энергии смежных сетевых организации осуществляется ЗАО "РЭС" без задержек и в полном объёме и находится под контролем Департамента по тарифам Новосибирской области.
Таким образом, с учетом действующих нормативно-правовых документов, Департамент по тарифам Новосибирской области указал, что в Новосибирской области сложился котловой метод взаиморасчетов, который заключается в том, что все потребители услуг по передаче электрической энергии (в том числе ЗАО "Энергия-РК") должны рассчитываться за услуги по передаче электрической энергии только с гарантирующим поставщиком (ОАО "СибирьЭнерго"), который обязан оплатить услуги по передаче электрической энергии по котловым тарифам региональной сетевой организации (ЗАО "РЭС"), которая, в свою очередь, должна распределять полученные ею денежные средства между всеми сетевыми организациями по индивидуальным тарифам (в том числе ООО "Сети ЭРК"). Установленная схема расчетов через ЗАО "РЭС" не нарушает прав ООО "Сети ЭРК" на получение платы за оказанные услуги по установленному Департаментом по тарифам Новосибирской области экономически обоснованному индивидуальному тарифу.
В связи с этим судом правомерно применен пункт 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Указание ООО "Сети ЭРК" на то, что письмо Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.01.2011 не может являться доказательством по делу, апелляционной инстанцией отклоняется.
В силу частей 1, 2 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 18.10.2010 N 326 (далее - Положение), Департамент по тарифам Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.
Пунктом 9 Положения установлено, что Департамент утверждает порядок государственного регулирования тарифов (цен, платы, ставок, надбавок) и методические указания по расчету тарифов (цен, платы, ставок, надбавок) в установленной сфере деятельности департамента, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Новосибирской области.
Согласно пункту 32 Положения Департамент для реализации своих полномочий имеет право разрабатывать (издавать) в соответствии с действующим законодательством инструкции, методические рекомендации и давать разъяснения по вопросам полномочий департамента.
Таким образом, Департамент по тарифам Новосибирской области является органом, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования.
Письмо Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.01.2011, в котором обосновывается установление индивидуального тарифа для ООО "Сети ЭРК" пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, является официальным разъяснением компетентного органа по вопросам нормативного правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и ценообразования и является допустимым доказательством по делу.
При этом приведенные в письме Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.01.2011 обстоятельства заявителем не опровергнуты.
Доводы апеллянта о заинтересованности Департамента по тарифам Новосибирской области в исходе настоящего спора не обоснованы ни нормами права, ни доказательствами, учитывая, что Департамент по тарифам Новосибирской области не является лицом, участвующим в деле.
Также не соответствует действительности указание заявителя на то, что решение суда первой инстанции основано только на письме Департамента по тарифам Новосибирской области от 25.01.2011, поскольку судом первой инстанции оценена вся совокупность представленных в материалы дела доказательств.
Судом правомерно не приняты во внимание положения пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Согласно пункту 6 названных Правил тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года па срок не менее одного года.
Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, на решения регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.
Заявителем дано неверное толкование данной нормы. Положения указанного пункта определяют только сроки начала и сроки действия тарифов, но не отменяют государственное регулирование тарифов на передачу электрической энергии, обязательность применения установленных в надлежащем порядке тарифов при осуществлении данного вида деятельности.
Ссылка апеллянта на ошибочное применение судом первой инстанции пункта 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ является необоснованной, поскольку ООО "Сети ЭРК" не учтено внесение в указанную норму изменений Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя и уплачены им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.11.2011 года по делу N А45- 11289/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сети ЭРК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11289/2011
Истец: ООО "Сети ЭРК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, УФАС России по Новосибирской области
Третье лицо: ЗАО "Региональные электрические сети", Судье Бердского городского суда НСО Лихницкой О. В.
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2820/12
28.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-610/12
30.12.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-610/12
30.11.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11289/11