г. Тюмень |
|
18 июня 2012 г. |
Дело N А70-789/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Административной комиссии Восточного административного округа города Тюмени и Управы Восточного административного округа города Тюмени на определение от 15.12.2011 Арбитражного суда Тюменской области о возмещении судебных расходов (судья Безиков О.А.) и постановление от 22.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А70-789/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Строительная компания "ТРАЭБ" (625051, г. Тюмень, ул. Широтная, д. 100, офис 4, ОГРН 1097232035240, ИНН 7203242985) к Административной комиссии Восточного административного округа Администрации г. Тюмени (625051, г. Тюмень, ул. 30 Лет Победы, д. 95/2) об отмене постановления N ВАО 3507 от 23.12.2010 о привлечении к ответственности по статье 4.2 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 N 55 в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Строительная компания "ТРАЭБ" - Шмеркесов В.В. на основании доверенности от 09.11.2010;
Управы Восточного административного округа Администрации города Тюмени - Фролова Н.С. на основании доверенности N 24 от 08.12.2011;
Административной комиссии Восточного административного округа - Фролова Н.С. на основании доверенности N 89 от 22.05.2012;
Администрации города Тюмени - Фролова Н.С. на основании доверенности N 299/11 от 19.09.2011.
Суд установил:
Открытое акционерное общество Строительная компания "ТРАЭБ" (далее по тексту - ООО СК "ТРАЭБ", общество) в рамках дела N А70-789/2011 обратилось 19.10.2011 в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о возмещении с Административной комиссии Восточного административного округа судебных расходов в размере 5 000 рублей.
ОАО СК "ТРАЭБ" 08.11.2011 предоставлены в канцелярию уточнения, согласно которым просит привлечь в качестве надлежащего ответчика по требованию о возмещении судебных расходов Департамент финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени.
Арбитражным судом в привлечении к участию в деле в качестве ответчика Департамента финансов и налоговой политики Администрации города Тюмени отказано, о чём указано в определении от 09.11.2011.
Арбитражный суд, руководствуясь статьёй 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения сторон привлёк к участию в деле в качестве соответчиков Управу Восточного административного округа города Тюмени и Администрацию города Тюмени, являющихся распорядителями средств, выделяемых для осуществления деятельности Административной комиссии Восточного административного округа.
Определением от 15.12.2011 заявленное ООО СК "ТРАЭБ" требование удовлетворено в полном объёме. С Администрации города Тюмени в пользу ОАО СК "ТРАЭБ" взысканы судебные расходы в виде издержек, понесённых на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.
Постановлением от 22.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда определение от 15.12.2011 оставлено без изменения.
Административная комиссия Восточного административного округа в кассационной жалобе просит отменить принятое 15.12.2011 Арбитражным судом Тюменской области определение, и вынесенное 22.03.2012 Восьмым арбитражным апелляционным судом, по результатам его пересмотра, постановление.
В качестве оснований для отмены судебных актов административная комиссия ссылается на то, что муниципалитет не может нести расходы по оплате судебных расходов за счёт средств собственного бюджета, поскольку это противоречит положениям статьи 47 Бюджетного кодекс Российской Федерации, статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статье 10 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 322 "Об административных комиссиях в Тюменской области" (в редакции от 19.12.2006). Органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 1.3.1 КоАП РФ) наделяются законами субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по созданию административных комиссий, с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Вышеизложенные обстоятельства приведены также Управой Восточного административного округа, Администрацией города Тюмени в качестве оснований для отмены судебных актов.
ОАО СК "ТРАЭБ" в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу Администрации города Тюмени оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права.
Представителем Административной комиссии Восточного административного округа города Тюмени и Управы Восточного административного округа города Тюмени в судебном заседании поддержаны доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представитель Администрации города Тюмени, поддерживая доводы подателей кассационных жалоб, в судебном заседании просил отменить определение от 15.12.2011 о возмещении судебных расходов и постановление от 22.03.2012 арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационных жалоб, заслушав в судебном заседании представителей сторон по делу, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит основания для их отмены.
Из материалов дела следует, что ООО СК "ТРАЭБ" в подтверждение размера произведённых им затрат на оплату услуг представителя предоставлен договор об оказании услуг от 20.01.2011, акты приёма-передачи проектов документов N 1 от 24.01.2011, N 2 от 24.01.2011, N 1 от 18.07.2011 и расходный кассовый ордер N 3 от 25.01.2011.
Арбитражный суд первой инстанции по результатам оценки вышеперечисленных документов признал факт несения ООО СК "ТРАЭБ" расходов на оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей доказанным.
Сопоставив размер требуемой суммы с объёмом и сложностью выполненной работы, затраченным временем и сложившейся в регионе стоимостью оплаты юридических услуг арбитражный суд пришёл к выводу о том, что заявленная к возмещению сумма является соразмерной.
Вышеизложенный вывод явился основанием для удовлетворения требования о возмещении судебных расходов в полном объёме.
Арбитражным судом апелляционной инстанции выводы арбитражного суда первой инстанции признаны законными и обоснованными.
Судебная коллегия кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в состав судебных расходов входят как государственная пошлина, так и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
К судебным издержкам в силу статьи 106 АПК РФ относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц (представителей), оказывающих юридическую помощь, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ, пункты 20 и 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В данном случае судебные инстанции, надлежащим образом исследовав и оценив представленные доказательства, пришли к выводу о том, что расходы на оплату услуг представителя, участвовавшего в рассмотрении настоящего дела, в заявленной сумме фактически понесены ООО СК "ТРАЭБ".
При разрешении вопроса о разумности понесенных расходов суды приняли во внимание категорию спора, количество состоявшихся судебных заседаний и другие факторы, оказывающие влияние на стоимость юридических услуг и пришли к выводу о возмещении судебных расходов в полном объёме.
Арбитражным судом оценка возражения Администрации города Тюмени об отсутствии у него фактической возможности по оплате судебных расходов по причине финансирования деятельности административных комиссий за счёт субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, произведена исходя из норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Кодекса Тюменской области об административной ответственности, Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 322 "Об административных комиссиях в Тюменской области", Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", статьи 58 Устава города Тюмени, постановлений Главы города Тюмени от 05.03.2008 N 8 и от 08.08.2011 N 96.
Судебная коллегия кассационной инстанции признаёт определённый арбитражным судом перечень норм права, правильным, поскольку они регулируют правовое положение административной комиссий.
Вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что финансирование деятельности административных комиссий за счёт бюджета иного уровня (бюджета субъекта Российской Федерации), не освобождает Администрацию города Тюмени от обязанности по возмещению судебных расходов по делу, в рамках которого ненормативный правовой акт административной комиссии был признан незаконным, основан на правильном применении норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на иную оценку собранных по делу доказательств, они не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Определение от 15.12.2011 Арбитражного суда Тюменской области о возмещении судебных расходов и постановление от 22.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-789/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Административной комиссии Восточного административного округа города Тюмени и Управы Восточного административного округа города Тюмени - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представитель Администрации города Тюмени, поддерживая доводы подателей кассационных жалоб, в судебном заседании просил отменить определение от 15.12.2011 о возмещении судебных расходов и постановление от 22.03.2012 арбитражного суда апелляционной инстанции.
...
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 АПК РФ, пункты 20 и 21 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
...
Арбитражным судом оценка возражения Администрации города Тюмени об отсутствии у него фактической возможности по оплате судебных расходов по причине финансирования деятельности административных комиссий за счёт субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации, произведена исходя из норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Кодекса Тюменской области об административной ответственности, Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 322 "Об административных комиссиях в Тюменской области", Закона Тюменской области от 15.11.2010 N 73 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", статьи 58 Устава города Тюмени, постановлений Главы города Тюмени от 05.03.2008 N 8 и от 08.08.2011 N 96."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 июня 2012 г. N Ф04-2287/12 по делу N А70-789/2011
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2287/12
22.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-789/12
20.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2980/11
14.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-789/12
30.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-789/12
31.05.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2980/11
13.04.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2980/11