г. Тюмень |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А27-1240/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Леонидовны на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 (судьи Обухова Г.П., Драпезо В.Я., Смычкова Ж.Г.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А27-1240/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Леонидовны к Коллегии администрации Кемеровской области (650064, Кемеровская обл., г. Кемерово, Советский пр-кт, 62, ИНН 4200000647, ОГРН 1024200697377), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650991, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3 Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (101000, г. Москва, Гусятников переулок, д. 11, стр. 1, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, д. 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, незаконными действий органов государственной власти и недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: прокуратура Кемеровской области.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Тарасова Татьяна Леонидовна (далее - ИП Тарасова Т.Л., Предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с требованиями:
- о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516 рублей 90 копеек и его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558 рублей 18 копеек за кв. м, содержащегося в отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля");
- о признании незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в формировании перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, содержащего недостоверные сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере 705 кв. м, в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, определении недостоверного результата кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в суммах 393 516 рублей 90 копеек и 24 014 578 рублей 14 копеек и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558 рублей 18 копеек за кв. м;
- о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516 рублей 90 копеек и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558 рублей 18 копеек за кв. м;
- о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516 рублей 90 копеек и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558 рублей 18 копеек за кв. м;
Кроме того, просит об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере, равном его рыночной стоимости в сумме 7 134 000 рублей и обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области) внести такую рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 36, 51, 167-170, 174, 191-201 АПК РФ, статьи 6, 13 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 прекращено производство по делу в части требования о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516 рублей 90 копеек и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558 рублей 18 копеек за кв. м. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 решение от 18.01.2012 в части отказа в удовлетворении заявленных требований оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Тарасова Т.Л. обратилась с кассационными жалобами, в которых просит: решение арбитражного суда о прекращении производства по делу в части требования о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения требования о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" по существу; постановление апелляционного суда отменить, производство по апелляционной жалобе ИП Тарасовой Т.Л. прекратить, возвратить апелляционную жалобу и приложенные к ней документы заявителю, решение арбитражного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
По ее мнению, судебные акты являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушениями норм материального и процессуального права, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствующими имеющимся в деле доказательствам и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 29 АПК РФ, пункт 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О заявитель указывает, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и подпункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений, как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
ИП Тарасова Т.Л. отмечает, что она ссылается на указанную правовую позицию Конституционного Суда РФ не как на непосредственное доказательство подведомственности данной категории споров арбитражным судам, а в подтверждение своих доводов о том, что нормативные акты об утверждении результатов кадастровой оценки, устанавливая налогооблагаемую базу по земельному налогу, регулируют отношения в сфере налогообложения и, следовательно, являются актами в сфере налогообложения.
Заявитель считает, что органы исполнительной власти субъектов РФ, в случаях, прямо установленных налоговым законодательством, вправе принимать подзаконные нормативные правовые акты в сфере налогообложения, основывая свои выводы на положениях пункта 2 статьи 390 НК РФ, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 2 Закона об оценочной деятельности, пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, пункта 5 Федерального стандарта "Цель и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, и приходит к заключению, что правовое регулирование земельного налога (в том числе определение налоговой базы по земельному налогу) носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, земельного законодательства, так и актов законодательства об оценочной деятельности, которое используется для целей налогообложения, то есть регулирует отношения в сфере налогообложения.
По мнению Предпринимателя, кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога, нарушает право заявителя на уплату законно установленных налогов и сборов, предусмотренное пунктом 1 статьи 3 НК РФ.
ИП Тарасова Т.Л. отмечает, что в рассматриваемом случае оспариваемое постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 регулирует правоотношения в сфере налогообложения и нарушает ее права как налогоплательщика, оспариваемый нормативный акт не регулирует порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель, как ошибочно указывает суд первой инстанции, а лишь утверждает ее результаты.
Ссылаясь на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2647/11 и от 26.07.2011 N 2081/11, заявитель указывает, что акты об утверждении результатов кадастровой оценки земель являются нормативными актами о налогах и порядок вступления данных нормативных правовых актов регулируется статьей 5 НК РФ, то есть на них распространяется действие НК РФ, что находит подтверждение в статье 5 НК РФ, и, следовательно, оспариваемое постановление Коллегии администрации Кемеровской области является нормативным правовым актом о налогах и сборах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Со ссылкой на статьи 4, 390, 391 НК РФ Предприниматель считает довод суда первой инстанции о том, что нормативный правовой акт об утверждении результатов кадастровой оценки земель не может вступать в силу по правилам, установленным НК РФ, является несостоятельным, напрямую противоречит позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 26.07.2011 N 2647/11 и от 26.07.2011 N 2081/11.
ИП Тарасова Т.Л. полагает, что суд не знакомился с имеющимися в материалах дела ее дополнительными письменными пояснениями, в которых подробно и мотивированно анализируется позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлениях от 26.07.2011 N 2647/11 и от 26.07.2011 N 2081/11.
По мнению Предпринимателя, оспариваемое постановление Коллегии администрации Кемеровской области издано в сфере, регулируемой Законом об оценочной деятельности.
Ссылаясь на положения подпункта 1 пункта 1 статьи 29 АПК РФ, пункта 1 статьи 424 ГК РФ, статей 36, 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", заявитель считает, что оспариваемый нормативно правовой акт является нормативно правовым актом, затрагивающим права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть отнесен к актам государственного регулирования платы (цены) за пользование землей, поэтому рассмотрение дела о признании его недействующим следует отнести к компетенции арбитражных судов, что будет соответствовать общей тенденции развития правового регулирования вопросов подведомственности арбитражным судам дел по нормоконтролю, исходя из экономического характера правоотношений, регулируемых оспариваемым актом.
ИП Тарасова Т.Л. указывает, что постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 является нормативным актом в сфере регулирования оценочной деятельности и непосредственно регулирует отношения в сфере налогообложения и государственного регулирования цен (тарифов) и спор о его признании недействующим подведомственен арбитражному суду в силу прямого указания в подпункте 1 пункта 1 статьи 29 АПК РФ.
Заявитель указывает, что настоящее дело не подлежало рассмотрению и обжалованию в порядке апелляционного производства, поскольку решение суда первой инстанции вступило в законную силу немедленно, так как указанным решением прекращено производство по делу в части обжалования нормативного правового акта, следовательно, оно вступает в силу немедленно и обжалуется непосредственно в суд кассационной инстанции, минуя суд апелляционной инстанции.
По мнению ИП Тарасовой Т.Л., в нарушение положений статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 29, 200 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции уклонился от рассмотрения по существу требований, заявленных Предпринимателем, сославшись при этом на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, указав, что заявленные Предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 198 АПК РФ и пункты 14.1, 14.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, Предприниматель считает, что рассмотрение требований об обжаловании конкретных действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель и решения Роснедвижимости (г. Москва) правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, не противоречит.
Заявитель считает, что позиция суда первой инстанции несостоятельна, направлена на создание препятствий ИП Тарасовой Т.Л. на реализацию ее права на судебную защиту, гарантированную Конституцией Российской Федерации.
ИП Тарасова Т.Л. указывает, что ошибочные выводы суда первой инстанции опровергаются указанием Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, поскольку судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Предприниматель полагает, что в нарушение статей 10, 15, 170 АПК РФ доказательства по делу судом первой инстанции не исследовались, фактические обстоятельства не устанавливались, выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения по каждому из требований отсутствуют, мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не указаны, четыре отдельных требования, заявленные по делу, вообще не упоминаются в мотивировочной части решения суда, то есть решение суда первой инстанции не имеет признаков обоснованного и мотивированного судебного акта.
В суд кассационной инстанции поступило ходатайство ИП Тарасовой Т.Л. о прекращении производства по делу N А27-1240/2011 в части требования: "Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 7 134 000 рублей" в связи с не подведомственностью арбитражному суду.
В соответствии с частью 1 статьи 159 АПК РФ в удовлетворении заявленного ходатайства кассационным судом отказано ввиду его необоснованности.
В порядке, предусмотренном статьей 48 АПК РФ, суд кассационной инстанции в связи с реорганизацией ФГУП "ФКЦ "Земля" в форме присоединения к ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" произвел замену ФГУП "ФКЦ "Земля" на его правопреемника ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что Тарасова Т.Л. владеет земельным участком с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, площадью 43 023 кв. м, расположенным по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Ленина, д.3, на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 42 АГ N 324665 от 09.06.2010.
Коллегией администрации Кемеровской области 27.11.2008 принято постановление N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том числе по земельным участкам 2-й группы (пгт. Тисуль и др.) 9-го вида разрешенного использования: с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, кадастровой стоимостью 24 014 578 рублей 14 копеек и его удельным показателем кадастровой стоимости в размере 558 рублей 18 копеек за кв. м.
Сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере 705 кв. м были внесены в результате технической ошибки, которая была исправлена 16.03.2010; в результате была определена кадастровая стоимость, исходя из площади 43 023 кв. м с применением удельного показателя кадастровой стоимости 558 рублей 18 копеек за кв. м, установленного для кадастрового квартала населенного пункта.
В соответствии с кадастровой выпиской по земельному участку от 16.03.2010 N 4200/001/10-85798 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 площадью 43 023 кв. м составляет 24 014 578 рублей 14 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости 558 рублей 18 копеек за кв. м; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 04.10.2005.
Согласно отчету от 12.11.2010 N 10/20-10 независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс", рыночная стоимость принадлежащего Тарасовой Т.Л. земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 по состоянию на 15.10.2010 составляет 7 134 000 рублей.
Считая оспариваемые действия и решения органов государственной власти незаконными, результаты государственной кадастровой оценки недостоверными, указывая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, прекращая производство по делу в части требования о признании недействующим постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере 24 014 578 рублей 14 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости 558 рублей 18 копеек за кв. м, исходил из неподведомственности арбитражному суду рассмотрения данной категории споров, отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в обжалуемой части без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, посчитали, что заявителем в материалы дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов кассационной жалобы и считает выводы судебных инстанций в этой части правомерными на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения, государственного регулирования цен (тарифов), а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Судом установлено, что постановление Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" относится к нормативным правовым актам, регулирующим порядок утверждения кадастровой стоимости земельных участков на территории Кемеровской области.
В обоснование нарушения оспариваемым нормативным актом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость земельного участка, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога, нарушает право заявителя на уплату законно установленных налогов и сборов, предусмотренное пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 29 АПК РФ не относит к компетенции арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.
Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статья 27 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд, исходя из неподведомственности ему спора о признании недействительными нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере земельных отношений, обоснованно прекратил производство по делу в этой части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 5 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
На основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; далее - Управление) (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - кадастровый центр) (исполнителем), последним были выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управлением проведена предварительная проверка отчета кадастрового центра на соответствие техническому заданию, оформленная протоколом от 11.11.2008.
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Земельный участок с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 является вновь образованным, следовательно, кадастровая стоимость его определена уполномоченным органом путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222. Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорных земельных участков внесены в ГКН в соответствии с Постановлением N 520.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем в материалы дела не представлено достаточных данных, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и законных интересов в предпринимательской или иной экономической сфере деятельности оспариваемыми действиями.
В подтверждение нарушения прав и интересов заявителя судом могут быть приняты только такие последствия издания акта, совершения действий (бездействия), которые в результате издания акта или совершения действий (бездействия) в определенный период времени фактически повлекли возникновение либо прекращение юридических прав или обязанностей в отношении заявителя, либо иным образом ущемили его права.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, не имелось у суда первой инстанции, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель", проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводились ФГУП "ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки N 2 от 24.11.2008.
Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 N МП/0242, подписанным заместителем руководителя Роснедвижимости Прохоровым М.В. Ковалев Д.В., на подпись которого ссылается заявитель, является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.2008 N К-07/26, а не лицом, подписавшим акт проверки.
Фактически Предприниматель в обоснование своих требований указывает на несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельного участка, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет ООО НПФ "Инком Прайс" от 12.11.2010 N 10/20-10.
Целью заявленных Предпринимателем требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 на его рыночную стоимость.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Требования были уточнены заявителем в редакции, рассмотренной судом, не соответствующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в указанном постановлении.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу.
Как того требует статья 66 ЗК РФ требование об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, ИП Тарасовой Т.Л. не заявлялось.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может.
В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Предпринимателем не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями, и не было заявлено аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценке земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, исходя из того, что целью заявленных Предпринимателем требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 на его рыночную стоимость, при том, что, несмотря на предоставление судом такой возможности самостоятельно требование им сформулировано не было, арбитражный суд обоснованно отказал ИП Тарасовой Т.Л. в удовлетворении заявленных требований, также учитывая и то, что в рамках рассмотрения настоящего дела Предпринимателем неверно выбран способ защиты своих нарушенных прав.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии судебных актов судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационных жалобах доводы суд кассационной инстанции оценил и посчитал необоснованными, так как заявителем изложены выводы, основывающиеся на неверном толковании норм права, при рассмотрении настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка всем обстоятельствам дела, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А27-1240/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Леонидовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу.
Как того требует статья 66 ЗК РФ требование об установлении судом рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, ИП Тарасовой Т.Л. не заявлялось.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
При этом, следуя буквальному содержанию статей 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его убеждению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2012 г. N Ф04-2915/12 по делу N А27-1240/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
31.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
15.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2915/12
11.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2400/12
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1240/11