г. Томск |
|
11 мая 2012 г. |
Дело N А27-1240/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Журавлевой В.А., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
без участия лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Леонидовны на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 по делу N А27-1240/2011 (судьи Обухова Г. П., Драпезо В. Я., Смычкова Ж. Г.) по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Леонидовны (ИНН 424300025455, ОГРНИП 306424303300019) к Коллегии Администрации Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, с участием Прокуратуры Кемеровской области, о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки, незаконными действий органов государственной власти и недействующим постановления от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тарасова Татьяна Леонидовна (далее - Тарасова Т.Л., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516,90 руб. и его удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м., содержащегося в отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля");
- о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в формировании перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, содержащего недостоверные сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере 705 кв.м., в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверного результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, определении недостоверного результата кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в суммах 393 516,90 руб. и 24 014 578,14 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м;
- о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516,90 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м;
- о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516,90 рублей и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м;
Кроме того, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 7 134 000 руб. и обязании Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области) внести такую рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 производство по делу в части признания недействующим Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 393 516,90 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 558,18 руб. за кв.м. прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Тарасова Т.Л. обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу в данной части новое решение - удовлетворить требования в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- рассмотрение требований об обжаловании конкретных действий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель и решения Роснедвижимости не противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11;
- в Постановлении Президиума N 913/11 не содержится каких-либо препятствий для рассмотрения по существу требования о признании недостоверным результата кадастровой оценки, которое заявлено не к органу кадастрового учета, а к ФГУП "ФКЦ "Земля" и подлежит рассмотрению по общим правилам АПК РФ и статей 6, 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- судом первой инстанции не исследовались фактические обстоятельства дела, выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения отсутствуют, два отдельных требования не упоминаются в мотивировочной части.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Тарасова Т.Л. владеет земельным участком с кадастровым номером 42:13:0109001:1283, площадью 43 023 кв.м., расположенным по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Ленина, д.3, на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 42 АГ N 324665 от 09.06.2010.
27.11.2008 Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, в том числе по земельным участкам 2-й группы (пгт. Тисуль и др.) 9-го вида разрешенного использования: с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 кадастровой стоимостью 24 014 578,14 руб. и его удельном показателе кадастровой стоимости в размере 558,18 руб. за кв.м.
Сведения о площади земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере 705 кв. м. были внесены в результате технической ошибки, которая была исправлена 16.03.2010; в результате была определена кадастровая стоимость, исходя из площади 43 023 кв. м. с применением удельного показателя кадастровой стоимости 558,18 руб. за кв.м., установленного для кадастрового квартала населенного пункта.
В соответствии с кадастровой выпиской по земельному участку от 16.03.2010 N 4200/001/10-85798 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 площадью 43 023 кв.м. составляет 24 014 578,14 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 558,18 руб. за кв.м.; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 04.10.2005.
Согласно отчету от 12.11.2010 N 10/20-10 независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" рыночная стоимость принадлежащего Тарасовой Т.Л. земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 по состоянию на 15.10.2010 составляет 7 134 000 руб.
В связи с тем, что кадастровая стоимость участков значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства.
Поскольку, как следует из текста апелляционной жалобы, Тарасова Т.Л. не оспаривает решение суда первой инстанции от 18.01.2012 в части прекращения производства по делу, а не согласна с указанным решением в части отказа в удовлетворении требований, апелляционный суд согласно части 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда от 18.01.2012 только в обжалуемой части.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, регулируется Правилами проведения государственной оценки земель, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316).
Государственная кадастровая оценка земель, согласно указанным Правилам, проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.
Исходя из пункта 5 Правил N 316, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Правил N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Предметом рассмотрения в настоящем деле в обжалуемой в апелляционной жалобе части, в том числе, является реализация полномочий Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка и соответствие данных сведений результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной в установленном порядке Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 (далее - Постановление N 520).
Судом первой инстанции установлено, что надлежащих и достаточных доказательств недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, содержащихся в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля" в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельного участка 9-го вида разрешенного использования с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в сумме 558,18 руб. за кв.м, заявителем не представлено.
Согласно материалам дела, спорный земельный участок является вновь образованным, следовательно, кадастровая стоимость его определена уполномоченным органом путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Минэконом развития от 12.08.2006 N 222. Сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земель 9-го вида разрешенного использования спорных земельных участков внесены в ГКН в соответствии с Постановлением N 520.
В материалы дела заявителем представлен отчет оценщика - ООО "НПФ "Инком ПРАЙС" о рыночной стоимости спорного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 по состоянию на 15.10.2010.
Заявитель не представил доказательств того, что по состоянию на дату определения кадастровой стоимости рыночная стоимость земельного участка была такой же, что и по состоянию на 15.10.2010 и соответствовала стоимости, указанной в представленном отчете.
Также не представлено и доказательств того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 определена с нарушением Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222. Следовательно, оснований полагать, что оспариваемые действия органа по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель были осуществлены с нарушением закона, не имеется.
Кроме того, у суда первой инстанции также не имелось оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, принятого по результатам проверки отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008, так как в соответствии с государственным контрактом от 30.05.2008 N К-07/26 выполнение работ по теме "Сопровождение работ по государственной кадастровой оценке земель, проведение проверки результатов работ по государственной кадастровой оценке земель", проверка результатов работ по государственной кадастровой оценке земель в 2008 году проводилась ФГУП "ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктом 9.8 Административного регламента, а также с учетом результатов, проведенных ФГУП "ФКЦ "Земля" работ (оказанных услуг), Роснедвижимостью принято решение о соответствии Отчета, предоставленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области письмом от 11.11.2008 N 07/21-4215, Методическим указаниям, о чем составлен главным специалистом-экспертом отдела экспертизы оценки Управления оценки объектов недвижимости Роснедвижимости В.В. Волчковой акт проверки N 2 от 24.11.2008. Кроме того, факт проведения проверки Отчета и подписания акта проверки Роснедвижимостью (в лице его должностного лица) подтверждается письмом от 24.11.2008 N МП/0242, подписанным заместителем руководителя Роснедвижимости Прохоровым М. В.. Ковалев Д.В., на подпись которого ссылается заявитель, является лицом, выполняющим работы по государственному контракту от 30.05.32008 N К-07/26, а не лицом, подписавшим акт проверки. Результаты кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Апелляционный суд приходит к выводу о том, что Тарасовой Т.Л., обратившейся в арбитражный суд с указанными выше требованиями аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценки земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, заявлено не было, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценки земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей.
Фактически индивидуальный предприниматель в обоснование своих требований указывает на несоответствие уровня кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, положенной в основу кадастровой стоимости его земельных участков, рыночной стоимости, в обоснование чего ссылается на отчет ООО НПФ "Инком Прайс" от 12.11.2010 N 10/20-10.
Из содержания апелляционной жалобы также следует, что фактически права Тарасовой Т.Л. нарушаются именно несоответствием внесенной кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости.
Следовательно, целью заявленных предпринимателем требований по существу настоящего спора является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N 913/2011 от 28.06.2011 заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Рассмотрение заявления и принятие решения в порядке искового производства предполагает разрешение спорного правоотношения, определение обязанностей сторон с момента вступления судебного акта в законную силу (статьи 170, 180, 182 АПК РФ).
Названное правило во взаимосвязи с правилами статей 1, 65, 66 ЗК РФ о платности за землю, ее рыночной цене, статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" об актуальности данных кадастра предполагает возможность при рассмотрении спора об определении величины кадастровой стоимости ее установление судом в решении по делу и применение с момента его вступления в законную силу.
Однако требование о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, содержащегося в реестре, предпринимателем заявлено не было.
Как указывалось выше, предпринимателем представлен отчет оценщика о рыночной стоимости спорных земельных участков от 12.11.2010 N 10/20-10, свидетельствующий о том, что кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость участка, в связи с чем предприниматель просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 7 134 000 руб. с момента вступления в силу судебного акта.
Основания для удовлетворения указанного требования у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку указанный отчет не может служить в качестве доказательства по делу в связи с неактуальностью даты, по состоянию на которую проведена оценка, и невозможностью установить на его основании действительную рыночную стоимость на момент определения кадастровой стоимости земельного участка.
Ходатайства же о проведении судебной экспертизы с целью определения действительной рыночной стоимости спорного участка при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в апелляционном суде, предпринимателем не заявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно статям 125, 126 АПК РФ, лицо при предъявлении иска самостоятельно формулирует его предмет и основания, требования к каждому из ответчиков с указанием норм права, которые по его мнению нарушены ответчиком, а также самостоятельно формирует доказательственную базу, подтверждающую законность и обоснованность его требований, которые суд в силу действующего законодательства по своей инициативе изменить не может. В свою очередь, арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ процессуального кодекса Российской Федерации.
Возложение на арбитражный суд бремени формулирования исковых требований исходя из общего описания заявителем своего несогласия, в частности с результатом государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, а также бремени поиска и сбора доказательств в обоснование иска (именно такая позиция приведена в апелляционной жалобе) противоречит нормам процессуального законодательства.
Из материалов дела следует, что Тарасова Т.Л. в обоснование своего заявления, доводы которого сводятся к несогласию с результатами государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520, ссылается на отчет от 12.11.2010 N 10/20-10, составленный по состоянию на 15.10.2010.
Суд первой инстанции, рассматривая в 2011 году требования заявителя, сформулированные без привязки к временному периоду определения рыночной стоимости спорного земельного участка, в силу правил искового производства лишен возможности пересмотреть (изменить) кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании отчета от 12.11.2010 N 10/20-10.
Заключение независимого оценщика - ООО НПФ "Инком Прайс" от 12.11.2010 N 10/20-10, составленное спустя 2 года с момента утверждения результатов государственной кадастровой оценки, не может свидетельствовать о недостоверности утвержденных 27.11.2008 результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области.
В соответствии с абзацем 2 статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Заявитель, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, предоставляет отчет независимого оценщика, составленный на иную дату, чем была произведена и утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка, что само по себе влечет отказ во внесении в государственный кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:13:0109001:1283 на основании отчета ООО НПФ "Инком Прайс" от 12.11.2010 N 10/20-10. При этом, как указывалось ранее, ходатайств о проведении экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельного участка на иную дату заявлено не было.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае нарушенные права индивидуального предпринимателя могут быть защищены путем предъявления требования о пересмотре кадастровой стоимости и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, в порядке, предусмотренном законодательством. В ходе настоящего дела, несмотря на предоставление судом такой возможности, предприниматель непосредственно самостоятельного искового требования о пересмотре кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости спорных земельных участков, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлял. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в рамках рассмотрения настоящего дела предпринимателем не представляло доказательств, подтверждающих размер рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной на надлежащую дату, исходя из заявленного предмета спора.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя, в том числе в связи с неверно выбранным способом защиты своих нарушенных прав.
Права заявителя могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Ссылка апеллянта на нарушение судом первой инстанции положений статей 10, 15, 270 АПК РФ отклоняются судом апелляционной инстанции, так как неотражение в решении суда всех доводов заявителя само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения.
При изложенных обстоятельствах, принятое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.01.2012 по делу N А27-1240/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1240/2011
Истец: Тарасова Т Л, Тарасова Татьяна Леонидовна
Ответчик: Коллегия Администрации Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Прокурор Кемеровской области, Прокурор Томской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, Прокуратура Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
03.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
31.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
15.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11276/12
28.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2915/12
11.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2400/12
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1240/11