г. Тюмень |
|
25 июня 2012 г. |
Дело N А67-4704/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Томской области в лице Департамента финансов Томской области и Департамента по вопросам семьи и детей Томской области на решение от 02.11.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Шилов А.В.) и постановление от 08.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Кайгородова М.Ю., Марченко Н.В.) по делу N А67-4704/2011 по иску муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска (634050, г. Томск, проспект Ленина, 73, ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к Томской области в лице Департамента финансов Томской области (634050, г. Томск, проспект Ленина, 111, ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719) о взыскании убытков в сумме 714 646 руб.
Другие лица, участвующие в деле: администрация Томской области (634050, г. Томск, площадь Ленина, 6, ИНН 7017069388, ОГРН 1027000918218), Департамент по вопросам семьи и детей Томской области (634041, г. Томск, улица Тверская, 74, ИНН 7017176982, ОГРН 1077017013028).
Суд установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска обратилось с иском к субъекту Российской Федерации - Томской области в лице Департамента финансов Томской области о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации (Томской области) убытков в размере 714 646 руб., понесенных в связи с перечислением денежных средств Воронцову Е.В., имеющему статус сироты, для приобретения жилого помещения на территории Томской области во исполнение решения Ленинского районного суда г. Томска от 18.01.2010 по делу N 2-1733/2007 и определения этого же суда от 06 декабря 2010 года.
К участию в деле привлечены администрация Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.
Решением от 02.11.2011 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 08.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Департамент финансов Томской области обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 02.11.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2012, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Томской области поддерживает доводы подателя кассационной жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу от других лиц, участвующих в деле не поступили.
В кассационной жалобе Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 02.11.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.02.2012, принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на данную кассационную жалобу не поступили.
Судебное заседание в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) было отложено на 20 июня 2012 года на 11 часов 30 минут. О времени и месте настоящего судебного заседания лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ.
При рассмотрении спора судами установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Томска от 18.01.2010 по делу N 2-1733/2007 на администрацию города Томска возложена обязанность предоставить Воронцову Евгению Викторовичу, относящемуся к категории граждан "дети-сироты", вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. м.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 06.12.2010 по делу N 13-494/10 (с учетом определения от 13.12.2010 о внесении исправлений), оставленным без изменения кассационным определением от 30.12.2010, изменен способ исполнения указанного решения суда: возложение обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма изменено на взыскание с администрации города Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу Воронцова Е.В. денежных средств в размере 714 646 руб. для приобретения на территории города Томска жилого помещения общей площадью не менее 17,0 кв. м в срок до 01.02.2011.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции от 18.01.2010, на основании распоряжения первого заместителя Мэра города Томска от 17.02.2011 N р109, платежным поручением от 02.03.2011 N 35429 на расчетный счет Воронцова Е.В. перечислено 714 646 руб.
Ссылаясь на то, что исполнение решения суда общей юрисдикции от 18.01.2010 произведено за счет средств муниципального образования, администрация города Томска обратилась в арбитражный суд с требованием о возмещении понесенных расходов.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что предоставление жилого помещения гражданину, относящемуся к категории "дети-сироты" относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В связи с этим суды пришли к выводу об обязанности Томской области возместить муниципальному образованию "Город Томск" денежные средства, направленные на обеспечение гражданина указанной льготной категории жилым помещением.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение детей-сирот жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Из содержания части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Размер заявленных истцом убытков (714 646 руб.) признан судами соответствующим сумме денежных средств, подлежащих выплате муниципальным образованием "Город Томск" во исполнение решения Ленинского районного суда г. Томска от 18.01.2010 (с учетом определения суда об изменении способа исполнения решения суда).
Факт перечисления средств муниципального бюджета в размере 714 646 руб. в целях исполнения названных судебных актов суда общей юрисдикции на расчетный счет Воронцова Е.В., относящегося к категории граждан "дети-сироты", установлен судами на основании платежного поручения от 02.03.2011 N 35429.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о подверженности материалами дела факта несения истцом расходов в размере 714 646 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили исковые требования за счет средств казны Томской области.
Выводы судов соответствуют разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.02.2009 N 250-О-П, от 22.04.2010 N 605-О-О.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае для возмещения расходов муниципального образования на обеспечение жильем детей-сирот юридическое значение имеет факт перечисления из казны муниципального образования денежных средств, направленных на обеспечение жилым помещением гражданина, относящегося к категории "дети-сироты".
Более того, исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, в связи с чем у администрации города Томска оснований для отказа Воронцову Е.В. в перечислении присужденных вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции не имелось.
Изложенные в кассационных жалобах доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств дела в силу норм главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.11.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 08.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4704/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение детей-сирот жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Из содержания части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Выводы судов соответствуют разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 19 постановления Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.02.2009 N 250-О-П, от 22.04.2010 N 605-О-О."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2012 г. N Ф04-1839/12 по делу N А67-4704/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12993/2012
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12993/12
25.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1839/12
09.02.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10519/2011