Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Козловой О.А.,
судей Марамышкиной И.М., Прониной М.В.
рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента финансов Томской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Томской области от 02.11.2011 по делу N А67-4704/2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2012 по тому же делу по иску муниципального образования "Город Томск" в лице администрации г. Томска к Томской области в лице Департамента финансов Томской области и Департамента по вопросам семьи и детей Томской области о взыскании 714 646 рублей расходов, понесенных в связи с перечислением денежных средств Воронцову Е.В., имеющему статус сироты, для приобретения жилого помещения на территории Томской области.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Томской области от 02.11.2011 исковое требование удовлетворено: с Томской области за счет казны Томской области в пользу МО "Город Томск" взыскано 714 646 рублей.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 25.06.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Департамент финансов Томской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Томска от 18.01.2010 по делу N 2-1733/2007 на администрацию г. Томска возложена обязанность предоставить Воронцову Евгению Викторовичу, относящемуся к категории граждан "дети-сироты", вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 17,0 кв. метров.
Определением Ленинского районного суда г. Томска от 06.12.2010 по делу N 13-494/10 (с учетом определения от 13.12.2010 о внесении исправлений), оставленным без изменения кассационным определением от 30.12.2010, изменен способ исполнения указанного решения суда: возложение обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма изменено на взыскание с администрации г. Томска за счет казны муниципального образования "Город Томск" в пользу Воронцова Е.В. денежных средств в размере 714 646 рублей для приобретения на территории г. Томска жилого помещения общей площадью не менее 17,0 кв. метров в срок до 01.02.2011.
Во исполнение решения суда общей юрисдикции от 18.01.2010, на основании распоряжения первого заместителя мэра г. Томска от 17.02.2011 N р109 платежным поручением от 02.03.2011 N 35429 на расчетный счет Воронцова Е.В. перечислено 714 646 рублей.
Ссылаясь на то, что исполнение решения суда общей юрисдикции от 18.01.2010 произведено за счет средств муниципального образования, администрация г. Томска обратилась в арбитражный суд с настоящим иском о возмещении понесенных расходов.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из того, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Недостаточность денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на счет бюджета муниципального образования "Город Томск" в спорный период не освобождает субъект Российской Федерации от необходимости исполнить обязанность по предоставлению данных средств в полном объеме.
Судами установлено, что администрация г. Томска выполнила свою обязанность по обеспечению жилого помещения Воронцову Е.В., однако федеральный орган государственной власти субъекта Российской Федерации встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации не компенсировал.
Исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, поэтому администрация г. Томска не могла отказать Воронцову Е.В. в предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения.
Удовлетворяя исковое требование, суды руководствовались положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищным кодексом Российской Федерации, определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П, от 22.04.2010 N 605-О-О, статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Довод Департамента финансов Томской области о том, что он в полном объеме выполнил свои обязательства по выделению денежных средств на обеспечение жилыми помещениями сирот, был предметом рассмотрения судами и отклонен, поскольку расходы, связанные с перечислением денежных средств сироте Воронцову Е.В., компенсированы не были.
Обязанность субъекта Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам, и соответствующее обязательство субъекта Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу установлен факт противоправности действий (бездействия) Департамента финансов Томской области, выразившийся в неисполнении обязанностей по компенсации истцу затрат, связанных с выплатой денежных средств для приобретения жилья гражданину из числа детей-сирот.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А67-4704/2011 Арбитражного суда Томской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 02.11.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
И.М. Марамышкина |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 октября 2012 г. N ВАС-12993/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А67-4704/2011
Истец: МО "Город Томск" Администрация г. Томска, Муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации г. Томска
Ответчик: Администрация Томской области, Департамент по вопросам семьи и детства Томской области, Департамент финансов администрации Томской области
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12993/2012
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12993/12
25.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1839/12
09.02.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10519/2011