г. Тюмень |
|
11 июля 2012 г. |
Дело N А27-1295/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Григорьева Д.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Партия" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.02.2012 (судьи Смычкова Ж.Г., Тимошенко Л.С., Драпезо В.Я.) в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 (судьи Колпаева Л.А, Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А27-1295/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партия" (650002, г. Кемерово, ул. Гончарная, 2, ИНН 4205052529, ОГРН 1034205052606) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109830, г. Москва, ул. Воронцово Поле, 4А, ИНН 7706560536, ОГРН 1047796940465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр-кт Октябрьский, 3 Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (101000, г. Москва, Гусятников пер., 11, стр. 1, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208), Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830), Коллегии администрации Кемеровской области (650064, г. Кемерово, Советский пр-кт, 62, ИНН 4200000647, ОГРН 1024200697377) о признании недействующими нормативных актов в части, признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки и признании незаконными действий и решений органов государственной власти, установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном рыночной стоимости.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Партия" (далее - ООО "Партия", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, в котором просит признать недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, содержащиеся в отчете Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"):
- земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6215,89 руб. за кв.м;
- земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м; в виде среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 5-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:24:0101030 в сумме 4763,37 руб. за кв.м.
Признать незаконными, не соответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N39 (далее - Методические указания), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области) исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0401039:430, 42:24:0101030:415; ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0401039:430, 42:24:0101030:415, представления в Коллегию Администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0401039:430, 42:24:0101030:415 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и его удельном показателе в сумме 6215,89 руб. за кв.м;
- с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и его удельном показателе в сумме 6518,13 руб. за кв.м;
- с 25.08.2010 года с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 20 388 843,15 руб. и его удельном показателе в сумме 4763,37 руб. за кв.м.
Признать недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Росреестр), принятого по результатам проверки отчета начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В., оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения:
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и его удельного показателя в сумме 6215,89 руб. за кв.м;
- кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и его удельного показателя в сумме 6518,13 руб. за кв.м;
- среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 5-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:24:0101030 в сумме 4763,37 руб. за кв.м.
Признать недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области", в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков:
- с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6215,89 руб. за кв.м;
- с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м.
Признать недействующим постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 5-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:24:0101030 в сумме 4763,37 руб. за кв.м.
Установить кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 20 299 000 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в размере равном его рыночной стоимости в сумме 8 357 000 руб. и обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области) внести такую рыночную стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.02.2012 производство по настоящему делу N по заявлению общества о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59924287,54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6215,89 руб. за кв.м; земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27899812,56 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м.; о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 5-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:24:0101030 в сумме 4763,37 руб. за кв.м. прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 18.05.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение сад первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Общество полагает, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 28.06.2011 года N 913/11; Управлением Росреестра по Кемеровской области не доказано надлежащее выполнение обязанностей по проверке достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе, на соответствие рыночной стоимости земельного участка, в результате чего в государственном кадастре недвижимости сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Судом кассационной инстанции в порядке п.2 ст. 156 АПК РФ удовлетворено заявление ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 21.06.2012 N 03/07614 о процессуальном правопреемстве ФГУП "ФКЦ "Земля" в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ".
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что общество является собственником земельных участков:
с кадастровым номером 42:24:0101030:415, расположенного по адресу: г.Кемерово, ул. Баумана, 2А (свидетельство о государственной регистрации права серии 42 АВ 245.838, дата выдачи 15.03.2006.);
с кадастровым номером 42:24:0401039:430, расположенного по адресу: г.Кемерово, ул. Гончарная, 2 (свидетельство о государственной регистрации права серии 42 АВ 954466. Дата выдачи 17.04.2009. Повторное, выдано взамен свидетельства серии 42 АВ 711791 от 23.01.2008).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 была изменена с 25.08.2010 на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 26.08.2010 в связи с изменением вида разрешенного использования с 9-го на 5-й вид.
По результатам государственной кадастровой оценки земель постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 520 от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м.; с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6215,89 руб. за кв.м.
30.11.2010 обществом получено письмо Управления Росреестра по Кемеровской области N 21/12886, из которого стало известно о проведении кадастровой оценки принадлежащих обществу земельных участков и результатах государственной кадастровой оценки: земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м.; земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 215,89 руб. за кв.м.
В связи с тем, что кадастровая стоимость участков значительно превышает его рыночную стоимость, которая определена независимым оценщиком, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что споры по определению величины кадастровой стоимости земельного участка относятся к земельным спорам и рассматриваются в порядке искового производства. Седьмой арбитражный апелляционный суд согласился с данным выводом суда.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов по настоящему делу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила N 316), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (правопреемник - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; далее - федеральное агентство) составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания).
Коллегия администрации Кемеровской области Постановлением от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)" (далее - Постановление N 519) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Названное постановление является действующим нормативным правовым актом акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который в установленном законом порядке не отмене, сведений о его признании судом недействующим также не имеется в материалах дела.
Арбитражный суд, прекращая производство по делу N А27-1295/2011 по заявлению общества о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в размере 59 924 287, 54 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 215, 89 руб. за кв. м; земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в размере 27 899 812, 56 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 518, 13 руб. за кв. м; о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" в части утверждения среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков 5-го вида разрешенного использования кадастрового квартала 42:24:0101030 в размере 4 763, 37 руб. за кв. м, оставленным без изменения постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.04.2012, исходили из неподведомственности арбитражному суду рассмотрения данной категории споров.
Арбитражными судами установлено, что рыночная стоимость земельных участков на дату судебного заседания не подтверждена документально. Обществом заявлено требование об установлении кадастровой стоимости в сумме, определенной представленными отчетами об оценке N 20-10-10 "об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 9641 кв.м. с кадастровым номером 42:24:0401039:430, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Гончарная, 2; от 11.11.2010, N 21-10-10 "об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 4280,34 кв.м. с кадастровым номером 42:24:0101030:415, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Баумана, 2А от 11.11.2010, выполненными ООО "Бизнес". Дата оценки 25.10.2010.
Управление Росреестра по Кемеровской области исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с положениями статьей 65 и 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Арбитражными судами правомерно указано, что доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков, обществом не представлено.
В соответствии с пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255 (далее по тексту - Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)"), в предыдущей редакции, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", в редакции Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 22.10.2010 N 509, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.
На основании вышеизложенного, арбитражными судами правомерно сделан вывод о том, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В связи с этим суд кассационной инстанции отклоняет заявление ООО "Партия" о прекращении производства по делу в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, которое, по его мнению, не подведомственно арбитражному суду.
Согласно правовой позицией изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 лица, права которых нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6215,89 руб. за кв.м; с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м; определена в 2007 году по правилам статьи 66 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области". Материалы дела не содержат доказательств признания вышеназванного нормативного правого акта недействующим.
Из представленных в материалы дела отчетов независимого оценщика от 11.11.2010 N 20-10-10, от 11.11.2010 N 21-10-10 итоговая величина рыночной стоимости составляет 20 299 000 руб. (земельный участок с кадастровым номером 42:24:0401039:430) и соответственно 8 357 000 руб. (земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101030:415).
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.19 прямо указывается, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Арбитражные суды руководствуясь положениями статей 65, 66 обосновано пришли к выводу, что поскольку обществом оспаривается кадастровая стоимость спорных земельных участков по отчету уполномоченного органа на 01.01.2007, а по отчету независимого оценщика рыночная стоимость земельных участков установлена по состоянию на 25.10.2010, то при отсутствии данных о рыночной стоимости земельного участка на 01.01.2007 считает недоказанным нарушение прав общества внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенного на 01.01.2007.
Суд кассационной инстанции поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку им выбран неверный способом защиты прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка. Выводы арбитражных судов соответствуют имеющимся в материалах доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.02.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2012 по делу N А27-1295/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 42:24:0401039:430 в сумме 59 924 287,54 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6215,89 руб. за кв.м; с кадастровым номером 42:24:0101030:415 в сумме 27 899 812,56 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6518,13 руб. за кв.м; определена в 2007 году по правилам статьи 66 ЗК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области". Материалы дела не содержат доказательств признания вышеназванного нормативного правого акта недействующим.
...
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в статье 24.19 прямо указывается, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
...
Суд кассационной инстанции поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя, поскольку им выбран неверный способом защиты прав. Если заявитель полагает, что его права нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, они могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка посредством предъявления самостоятельного требования, на что прямо указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2012 г. N Ф04-1717/12 по делу N А27-1295/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11109/12
10.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11109/12
11.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1717/12
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1717/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1295/11