г. Тюмень |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А03-12685/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Ларичихинский ЛПХ" на решение от 23.12.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Нефедова В.М.) и постановление от 20.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ярцев Д.Г., Сутохина В.М., Стасюк Т.Е.) по делу N А03-12685/2011 по иску Управления лесами Алтайского края (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, 61, ИНН 2225082616, ОГРН 1072225000297) к закрытому акционерному обществу "Ларичихинский ЛПХ" (658000, Алтайский край, Тальменский район, село Ларичиха, улица Промышленная, 1К, ИНН 2277002548, ОГРН 1022202735720) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Зверева В.А., после перерыва судья Музюкин Д.В.) в заседании участвовали представители: закрытого акционерного общества "Ларичихинский ЛПХ" - Овсянникова Т.А. (доверенность от 10.01.2012), Управления лесами Алтайского края - Терпугов Д.В. и Постникова Е.В. (доверенности от 10.01.2012).
Суд установил:
Управление лесами Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Ларичихинский ЛПХ" (далее - ЗАО "Ларичихинский ЛПХ") о взыскании 817 223 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением от 23.12.2011 Арбитражного суда Алтайского края заявленные Управлением лесами Алтайского края требования удовлетворены.
Постановлением от 20.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Ларичихинский ЛПХ", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Управлением лесами Алтайского края требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управлением лесами Алтайского края, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Кроме того, отвечая на вопросы суда, представители Управления лесами Алтайского края, пояснили, что единственным основанием для взыскания ущерба послужило нарушение срока заготовки древесины, предусмотренного договором от 03.12.2009 N 15 купли-продажи лесных насаждений, по условиям которого ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" является покупателем лесных насаждений и осуществляет заготовку древесины, на площадях, указанных в пункте 1.2 названного договора.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" и Управлением лесами Алтайского края заключен договор от 03.12.2009 N 15 купли-продажи лесных насаждений, по условиям которого ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" является покупателем лесных насаждений и осуществляет заготовку древесины, на площадях, указанных в пункте 1.2 договора.
По акту передачи лесных насаждений от 03.12.2009, являющимся приложением N 2 к договору от 03.12.2009 N 15, ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" приняты лесные насаждения, находящиеся на территории Ларичихинского лесничества площадью 90,65 га, в том числе в квартале N 86, выделе N 24 Инского участкового лесничества.
Согласно условиям этого договора и акту передачи лесных насаждений от 03.12.2009 все работы по заготовке и вывозу древесины в квартале N 86 выделе N 24 Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества должны быть закончены ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" к 02.12.2010.
Проведенной Управлением лесами Алтайского края проверкой установлено, что в нарушение подпунктов "в", "д" пункта 5.4 указанного договора в квартале N 86, выделе N 24 ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" без разрешительных документов осуществляется заготовка и вывоз древесины, срублено 441 дерево породы сосна общим объемом 150,57 куб.м.
В связи с этим Управление лесами Алтайского края 19.08.2011 направило ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" претензию о возмещении в срок до 01.09.2011 ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 960 137 руб.
Неисполнение данной претензии в установленный срок, послужило основанием для обращения Управления лесами Алтайского края в арбитражный суд с заявлением о взыскании ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" ущерба, причиненного лесному фонду.
Удовлетворяя заявленные Управлением лесами Алтайского края требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факт незаконной рубки, а также наличие и размер причиненного лесному фонду ущерба подтверждаются материалами дела.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Факт рубки ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" за пределами срока, установленного в договоре купли-продажи, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 01.03.2011 N 07-1-21/62 и постановлением о привлечении к административной ответственности от 06.04.2011, актом обследования лесного участка от 02.02.2011, актом о выявленном лесонарушении от 02.02.2011, и вступившим в законную силу решением от 03.06.2011 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5609/2011.
На основании статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Методика и таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Признавая факт рубки древесины за пределами срока, установленного в договоре купли-продажи, ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" в отзыве на иск и в апелляционной жалобе указало на отсутствие доказательств, подтверждающих причинение ущерба лесному фонду.
Между тем указанные доводы ответчика не были полно и всесторонне исследованы при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Ссылаясь на постановление о привлечении к административной ответственности и решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, как на доказательство факта причинения убытков и их размера, арбитражный суд не учел, что в рамках административного правонарушения вопрос о размере ущерба не устанавливался.
Акт о выявленном лесонарушении от 02.02.2011 и протокол об административном правонарушении от 01.03.2011 приняты в качестве доказательств факта обнаружения административного правонарушения.
Суды не давали оценку возможности использования этих документов в качестве доказательств, подтверждающих размер ущерба.
Арбитражный суд, рассматривая заявление ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, не проверял наличие связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в виде убытков, как не проверял и сам факт их наличия.
При рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций не дали правовой оценки доводам ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" о допустимости использования в качестве доказательств размера ущерба, причиненного лесному фонду, составленных в одностороннем порядке акта о лесонарушении от 02.02.2011 и протокола об административном правонарушении от 01.03.2011.
Кроме того, судами не получили правовой оценки доводы ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" об отсутствии ущерба лесному фонду в связи с тем, что рубка произведена в объемах и пределах, установленных в договоре от 03.12.2009 N 15 купли-продажи лесных насаждений.
Следовательно, вывод суда первой и апелляционной инстанций о незаконной рубке древесины в объеме 150,57 куб.м. и причинении ущерба в размере 817 223 руб. руб. основан на неполном исследовании материалов дела.
Вывод суда первой инстанции о невозможности применения Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1 (далее - Инструкция) в настоящем деле в связи с тем, что вопрос о законности привлечения ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" к административной ответственности рассматривался в рамках дела N А03-5609/2011, а поэтому соблюдение ее истцом не подлежит рассмотрению в настоящем деле, является ошибочным.
Ошибочным является вывод суда апелляционной инстанции о невозможности применения Инструкции, так как она не является федеральным законом, и отсутствуют органы, полномочные осуществлять фиксацию нарушений лесного законодательства и определять размер причиненных убытков.
Пунктом 1.2 Инструкции установлено, что настоящая Инструкция направлена на улучшение охраны лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования, других действий, причиняющих вред лесу, и имеет своей целью оказание содействия предприятиям, учреждениям и организациям, ведущим лесное хозяйство, в работе по обеспечению соблюдения действующего законодательства при составлении протоколов о лесонарушениях, направлении их в соответствующие органы для привлечения виновных к установленной законом ответственности, при изъятии, учете и реализации незаконно добытой продукции, а также в определении размера ущерба, причиненного лесонарушениями.
Инструкция действовала в спорный период и была признана утратившей силу в связи с изданием приказа Рослесхоза N 474 от 14.11.2011.
При названных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о причинении действиями ответчика ущерба лесному фонду и его размере не соответствует имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать объективную правовую оценку доводам ЗАО "Ларичихинский ЛПХ" о недопустимости доказательств, подтверждающих размер ущерба, причиненного лесному фонду.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.12.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 20.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12685/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
...
На основании статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методика исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Методика и таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273.
Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2012 г. N Ф04-3228/12 по делу N А03-12685/2011
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3228/12
18.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1864/12
08.11.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12685/11
28.08.2012 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12685/11
24.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3228/12
20.04.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1864/12
23.12.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-12685/11