г. Тюмень |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А67-6370/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Кропочевой Л.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на решение от 21.02.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 25.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А67-6370/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" (634050, г.Томск, Набережная реки Ушайка, 24, ОГРН 1027000867101, ИНН 7017004366) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634041, г.Томск, ул.Енисейская,19/2, ОГРН 1047000302436, ИНН 7021022569) о признании действий незаконными.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Якимович Т.Ю.) в заседании участвовали представители:
открытого акционерного общества "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" - Смирнов И.В. по доверенности от 10.01.2012 N 231;
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - Сибирева Н.П. по доверенности от 10.01.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Магистральные нефтепроводы центральной Сибири" (далее - ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании действий налогового органа по отказу в принятии решения о признании налога на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь 1998 года в сумме 3 182 908,73 руб., списанного с расчетного счета налогоплательщика ОАО АБ "Инкомбанк", но не перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации, безнадежным к взысканию и его списанию, незаконными; об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением от 21.02.2012 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 25.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает доводы Инспекции несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в целях уплаты налога на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь 1998 года в соответствии с платежными поручениями: от 12.10.1998 N 182 на сумму 500 000 руб., от 13.10.1998 N 183 на сумму 300 000 руб., от 14.10.1998 N 184 на сумму 500 000 руб., от 20.10.1998 N 185 на сумму 300 000 руб. и от 28.10.1998 N 186 на сумму 1 700 000 руб. ОАО "АБ "Инкомбанк" были списаны со счета ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" 3 300 000 руб. Однако на счета по учету доходов бюджета Российской Федерации эта сумма не поступила.
12.09.2003 Инспекцией было принято решение N 6 о принудительном взыскании указанной суммы налога и выставлено требование от 18.09.2003 N 8400.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" обратилось в Арбитражный суд Томской области.
Решением от 02.12.2003 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8836/03 обязанность Общества по уплате налога на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь 1998 года в сумме 3 300 000 руб. была признана исполненной на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, решение налогового органа от 12.09.2003 N 6 о принудительном взыскании с ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" суммы налога и выставленное на основании этого решения требование от 18.09.2003 N 8400, которым налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налога на добавленную стоимость и пеней, арбитражным судом признаны недействительными. На налоговый орган была возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири".
В дальнейшем сумма налога, поступившая через банк, была уменьшена с 3 300 000 руб. до 3 182 908,73 руб. в связи с тем, что конкурсным управляющим ОАО "АБ "Инкомбанк" в бюджет были перечислены денежные средства в счет уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 117 091,27 руб.
Согласно справки N 41154 о состоянии расчетов на налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.09.2011 года сумма 3 182 908,73 руб. отражена как списанная банком с расчетного счета налогоплательщика, но не зачисленная на счета по учету доходов бюджетов.
Из акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам от 31.10.2011 N 75478 сумма 3 182 908,73 руб. отражена как денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов на конец сверяемого периода.
Обществом в адрес налогового органа были направлены письма: от 28.09.2011 N 07-08/9674 об устранении нарушений путем приведения сведений о расчетах с бюджетом в соответствии с фактическими уплаченными налогами, от 28.09.2011 N 07-08/9672 о принятии решения о признании указанной суммы безнадежной к взысканию и ее списании с приложением документов - копии решения суда по делу N А67-8836/03, заверенной гербовой печатью, сведения с сайта о ликвидации ОАО АБ "Инкомбанк", копии запроса о предоставлении справки, копии письма Инспекции от 27.09.2011, копии платежного поручения N 1186 от 19.11.1998 на 3 300 000 руб.
Налоговый орган письмом от 17.10.2011 N 09-26/35345 сообщил, что в связи с отсутствием недоимки по состоянию на 11.10.2011 по налогу на добавленную стоимость у Инспекции нет оснований для удовлетворения заявления.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Томской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 44, 45, 59 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 2.4, 2.5, 3-5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в материалах дела доказательствами, пришли к выводу, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе в признании безнадежными к взысканию и списании задолженности в сумме 1 318 908,73 руб. в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают законные права и интересы ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири".
Суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункта 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: также налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктом 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
Во исполнение пункта 5 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.09.2010 N 18528) утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок), который в соответствии с пунктом 2.5 применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае наличия сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
Согласно пункту 3 Порядка при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка, решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика.
Приложением N 2 к названному приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ утвержден Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее - Перечень).
Согласно пункта 5 Перечня при наличии основания, указанного в пункте 2.5 Порядка, документами, подтверждающими обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, являются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), содержащая сведения о государственной регистрации банка в связи с его ликвидацией; копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банке, но не перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, заверенная гербовой печатью соответствующего суда; справка налогового органа по месту учета задолженности, подлежащей списанию.
Пунктом 4 Порядка установлено, что в течение 5 рабочих дней с момента получения документов, свидетельствующих о наличии оснований, указанных в пунктах 2.1 - 2.5 Порядка, налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (приложение N 2 к Порядку) и выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (прекращением физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).
Пунктом 5 Порядка установлено, что решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается в течение 1 рабочего дня с момента оформления документов, указанных в пункте 4 Порядка.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.11.2011 ОАО АБ "Инкомбанк" ликвидирован 13.05.2005 (л.д.35-37 том 1).
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Общество во исполнение вышеуказанных нормативных актов представило все необходимые документы для принятия налоговым органом решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по налогу на добавленную стоимость, в том числе вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Томской области от 02.12.2003 по делу N А67-8836/03, в соответствии с которым обязанность Общества по уплате налога на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь 1998 года в сумме 3 300 000 руб. была признана исполненной на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, решение налогового органа от 12.09.2003 N 6 о принудительном взыскании с ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" суммы налога и выставленное на основании этого решения требование от 18.09.2003 N 8400, которым налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налога на добавленную стоимость и пеней, арбитражным судом признаны недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
К бездействию органов, осуществляющих публичные полномочия, относится неисполнение ими обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия, в то время как исполнение такой обязанности публичным органом обуславливается законом для лица, обратившегося за защитой в суд, восстановлением, получением права либо устранением незаконных обязанностей.
Поскольку документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, прямо предусмотренных в пункте 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 2.5 Порядка (наличие суммы налога на добавленную стоимость, пеней, списанных со счета налогоплательщика, но не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации; ликвидация банка) у Общества имеются, налоговый орган не отрицает данное обстоятельство, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе в признании безнадежными к взысканию и списании задолженности в сумме 1 318 908,73 руб. в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают законные права и интересы Общества.
Довод Инспекции об отсутствии доказательств наличия у налогоплательщика спорной задолженности и нарушения его прав и законных интересов, был предметом исследования арбитражных судов, которые отклоняя его, исходили из того, что отражение спорной задолженности в лицевых счетах заявителя подтверждается справкой N 41154 по состоянию на 31.10.2011 и актом совместной сверки, а бездействие Инспекции по списанию безнадежной к взысканию задолженности нарушают законные права и интересы Общества, поскольку оно лишено возможности пользоваться суммами образовавшихся переплат в результате их не отражения в его лицевых счетах.
Переплата у налогоплательщика образовалась в связи с тем, что Общество до принятия судебного акта, подтвердившего исполнение им налоговой обязанности, во избежание увеличения суммы пени на задолженность, образовавшуюся (в связи с платежами, осуществленными через ОАО "АБ "Инкомбанк" и не поступившими на тот момент в бюджет), произвело платежи, в сумме, превышающей сумму, начисленную и подлежащую уплате в бюджет.
Налоговый орган в кассационной жалобе не оспаривает, что налоговое обязательство за один и тот же период исполнено налогоплательщиком дважды.
Учитывая в совокупности обстоятельства данного дела, мотивы отказа Инспекции в списании задолженности, наличие судебных актов по делу N А67-8836/03, установленные обстоятельства дела в части образовавшейся переплаты, кассационная инстанция считает, что суды обоснованно удовлетворили требования заявителя.
При рассмотрении дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему налоговому законодательству.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.02.2012 Арбитражного суда Томской области и постановление от 25.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6370/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Общество во исполнение вышеуказанных нормативных актов представило все необходимые документы для принятия налоговым органом решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по налогу на добавленную стоимость, в том числе вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Томской области от 02.12.2003 по делу N А67-8836/03, в соответствии с которым обязанность Общества по уплате налога на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь 1998 года в сумме 3 300 000 руб. была признана исполненной на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, решение налогового органа от 12.09.2003 N 6 о принудительном взыскании с ОАО "Магистральные нефтепроводы Центральной Сибири" суммы налога и выставленное на основании этого решения требование от 18.09.2003 N 8400, которым налоговый орган начал процедуру принудительного взыскания налога на добавленную стоимость и пеней, арбитражным судом признаны недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 22 Налогового кодекса Российской Федерации права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
...
Поскольку документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, прямо предусмотренных в пункте 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 2.5 Порядка (наличие суммы налога на добавленную стоимость, пеней, списанных со счета налогоплательщика, но не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации; ликвидация банка) у Общества имеются, налоговый орган не отрицает данное обстоятельство, арбитражные суды пришли к правильному выводу, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе в признании безнадежными к взысканию и списании задолженности в сумме 1 318 908,73 руб. в соответствии с пунктом 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушают законные права и интересы Общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 августа 2012 г. N Ф04-3543/12 по делу N А67-6370/2011