г. Тюмень |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А45-9412/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Новоселова В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Скляревского Николая Ивановича на определение от 17.02.2012 Арбитражного суда Новосибирской области о прекращении производства по делу (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 23.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-9412/2012 по заявлению Скляревского Николая Ивановича к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Скляревский Николай Иванович (далее - заявитель, Скляревский Н.И.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.12.2011 N 02-13-100-2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 17.02.2012 Арбитражного суда Новосибирской области производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с неподведомственностью данного спора арбитражному суду.
Постановлением от 23.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Скляревский Н.И. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции от 17.02.2012 и постановление суда апелляционной инстанции от 23.04.2012, направить дело на рассмотрение по существу.
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, полагает, что рассматриваемый спор подведомственен арбитражному суду.
Скляревский Н.И. указывает, что обжалуемыми судебными актами нарушено его конституционное право на судебную защиту, поскольку в материалах дела имеются судебные акты суда общей юрисдикции, которыми жалоба заявителя направлена по подведомственности в арбитражный суд.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 290 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, оспариваемым постановлением антимонопольного органа от 01.12.2011 N 02-13-100-2011 о назначении административного наказания Скляревский Н.И. привлечен к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. как должностное лицо - директор муниципального унитарного энергетического предприятия "Промтехэнерго".
Прекращая производство по делу, арбитражные суды пришли к выводу о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду, поскольку положения главы 30 КоАП РФ не предусматривают возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении административной ответственности физического лица, не являющегося предпринимателем.
Между тем судами не учтено следующее.
В материалах дела имеются определение от 19.12.2011 Октябрьского районного суда (л.д. 32) и определение от 13.01.2012 Новосибирского районного суда Новосибирской области (л.д. 37), из которых следует, что жалоба Скляревского Н.И. на постановление антимонопольного органа от 01.12.2011 N 02-13-100-2011 направлена со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Новосибирской области.
Данные судебные акты вступили в законную силу и в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из общеотраслевого принципа, заложенного в части 4 статьи 33 ГПК РФ и части 4 статьи 39 АПК РФ, споры о передаче дел между судами Российской Федерации не допускаются.
В пункте 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству.
Таким образом, прекращая производство по делу, переданному судом общей юрисдикции по подведомственности, арбитражный суд не учел изложенные выше нормы и принципы доступности судопроизводства, вследствие чего заявитель оказался лишенным права на судебную защиту.
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 17.02.2012 Арбитражного суда Новосибирской области о прекращении производства по делу и постановление от 23.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9412/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из общеотраслевого принципа, заложенного в части 4 статьи 33 ГПК РФ и части 4 статьи 39 АПК РФ, споры о передаче дел между судами Российской Федерации не допускаются.
В пункте 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 сентября 2012 г. N Ф04-3505/12 по делу N А45-9412/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2661/12
14.02.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9412/12
26.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3505/12
23.04.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2661/12
17.02.2012 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9412/12