г. Тюмень |
|
7 ноября 2012 г. |
Дело N А45-13535/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" на решение от 26.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи Чернова О.В., Хорошилов А.В., Рубекина И.А.) по делу N А45-13535/2012 по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" (630004, город Новосибирск, проспект Комсомольский, 13, 33, ИНН 5407120220, ОГРН 1035403207828) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, 710, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании пункта 1 приказа от 14.12.2011 N 655-Е недействующим.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральная служба по тарифам, открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хлопова А.Г.) в заседании участвовали представители: Жилищно-строительного кооператива "Фиалка" - Новичкова И.А. по доверенности от 13.03.2012; Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 16.05.2012; открытого акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" - Богомолов И.А. по доверенности от 04.04.2012.
Суд установил:
Жилищно-строительный кооператив "Фиалка" (далее - ЖСК "Фиалка", заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании пункта 1 приказа от 14.12.2011 N 655-Е Департамента по тарифам Новосибирской области "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и потребителей, приравненных к категории "население" по Новосибирской области" не соответствующим статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктам 6, 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию), пункту 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
Решением от 26.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Пункт 1 приказа от 14.12.2011 N 655-Е Департамента по тарифам Новосибирской области признан соответствующим статье 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 6, 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, пункту 2 Основ ценообразования.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ЖСК "Фиалка" просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
Податель кассационной жалобы полагает, что оспариваемым пунктом приказа установлен не один период регулирования тарифов с 01.01.2012 по 31.12.2012, а два периода регулирования: с 01.01.2012 по 30.06.2012, с 01.07.2012 по 31.12.2012. При этом ценовая ставка в течение календарного года меняется, что противоречит действующему законодательству.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 240-э/5 носит рекомендательный характер, не имеет общеобязательного значения.
Кроме того, по мнению общества, необоснованной является ссылка суда на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент по тарифам Новосибирской области, открытое акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - ОАО "Новосибирскэнергосбыт"), Федеральная служба по тарифам просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, поскольку он является законным и обоснованным, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что 14.12.2011 Департаментом по тарифам Новосибирской области издан приказ N 655-Е "Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и потребителей, приравненных к категории "население" по Новосибирской области".
Нормативно-правовой акт был опубликован 23.12.2011 в газете "Советская Сибирь" N 243 и на официальном сайте Департамента по тарифам Новосибирской области.
Пунктом 1 оспариваемого приказа установлены тарифы на электрическую энергию (мощность) для населения и потребителей, приравненных к категории "население" по Новосибирской области, с календарной разбивкой согласно приложениям N 1 и N 2.
ЖСК "Фиалка" обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 1 приказа от 14.12.2011 N 655-Е не соответствующими действующему законодательству.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого пункта приказа Департамента по тарифам Новосибирской области действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой инстанции правомерными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 АПК РФ - арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Оспариваемым приказом установлен тариф на электрическую энергию (мощность) для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений в сфере предоставления данных услуг.
В этой связи, вывод суда об отнесении указанного приказа к нормативному правовому акту и рассмотрение этого дела в арбитражном суде является правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике - государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике - цены (тарифы) и предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненных к нему категорий потребителей, входят в перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию на розничном рынке электрической энергии.
Пунктом 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусмотрен следующий порядок установления цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненных к нему категориям потребителей: федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую покупателям на розничных рынках. При этом указанные предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) могут быть установлены на срок более чем один год с календарной разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненных к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 23 Закона об электроэнергетике - срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию установлено, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Пунктом 14 Основ ценообразования указано, что при регулировании тарифов могут устанавливаться тарифы (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг); предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов. Указанные тарифы и предельные уровни тарифов могут устанавливаться с календарной разбивкой, а также с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Пунктом 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию закреплено положение, согласно которому решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам и включает даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Таким образом, действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию прямо предусмотрена возможность установления тарифов на электрическую энергию в течение срока действия с календарной разбивкой.
Регулирование тарифов на электрическую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов должно осуществляться в рамках, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов на электрическую энергию на основании пункта 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункта 54 Основ ценообразования, пункта 4 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Возможность установления тарифов на электрическую энергию за пределами устанавливаемых Федеральной службой по тарифам предельных уровней предусмотрена в исключительных случаях (пункт 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике) и осуществляется только по предварительным согласованиям с Федеральной службой по тарифам. При этом в случае изменения Федеральной службой по тарифам уровней тарифов в течение срока их действия, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны согласно пункту 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике привести свои решения об установлении тарифов на электрическую энергию в соответствие с решениями Федеральной службы по тарифам об изменении предельных уровней тарифов на электрическую энергию.
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к нему категориям потребителей на 2012 год, установлены Федеральной службой по тарифам приказом от 06.10.2011 N 240-э/5 с календарной разбивкой.
Согласно указанному приказу Федеральной службы по тарифам - тарифы на электрическую энергию для населения на первое полугодие 2012 года должны быть установлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на уровне 2011 года.
Ссылка заявителя на то, что приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 14.12.2011 N 655-Е не соответствует пункту 29 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э (с изменениями от 26.12.2011 N 824-э), судом первой инстанции правомерно отклонена.
В соответствии с пунктом 29 указанного Регламента решение регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме (приложение N 1 к настоящему Регламенту).
В примечаниях к указанной форме приводится ссылка на случаи установления тарифов с календарной разбивкой, где указано, что при применении регулирующим органом календарной разбивки тарифы устанавливаются согласно приложениям отдельно для каждого периода календарной разбивки путем дополнения в приложениях столбцов с соответствующей календарной разбивкой.
Судом первой инстанции установлено, что данное изменение внесено 26.12.2011 после того, как Департаментом по тарифам Новосибирской области был принят приказ от 14.12.2011 N 655-Е.
Указание тарифов в двух приложениях к оспариваемому приказу с календарной разбивкой не является основанием для признания данного приказа недействующим.
Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Департамент по тарифам Новосибирской области воспользовался предоставленным ему правом установить данные тарифы для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов с 01.07.2012 не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам Новосибирской области указанных тарифов на срок менее одного года.
Довод заявителя о необоснованности ссылки суда на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку положения пункта 1 статьи 169, пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают обязательность составления и утверждения проекта бюджета на основе прогноза социально-экономического развития.
Государственное регулирование тарифов неразрывно связано с бюджетным процессом. Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 596.
ЖСК "Фиалка" также указывает, что Федеральная служба по тарифам может только рекомендовать установление того или иного тарифа. Однако суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право устанавливать тарифы с календарной разбивкой предоставлено действующим законодательством в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для его отмены или изменения, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13535/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом первой инстанции установлено, что данное изменение внесено 26.12.2011 после того, как Департаментом по тарифам Новосибирской области был принят приказ от 14.12.2011 N 655-Е.
Указание тарифов в двух приложениях к оспариваемому приказу с календарной разбивкой не является основанием для признания данного приказа недействующим.
...
Довод заявителя о необоснованности ссылки суда на Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку положения пункта 1 статьи 169, пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают обязательность составления и утверждения проекта бюджета на основе прогноза социально-экономического развития.
Государственное регулирование тарифов неразрывно связано с бюджетным процессом. Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 596.
...
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято на основе правильного применения норм материального и процессуального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2012 г. N Ф04-4745/12 по делу N А45-13535/2012
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-573/13
21.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-573/13
07.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4745/12
26.07.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13535/12