г. Тюмень |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А27-12836/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Химпром" на постановление от 10.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-12836/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Химпром" (650021, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, ИНН 4205007950, ОГРН 1024200698653) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный государственный центр "Земля" (101000, г. Москва, Гусятников переулок, д. 11, стр. 1) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Коллегия администрации Кемеровской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Кемеровской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (далее - ООО ПО "Химпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля", правопреемник - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165, площадью 307272 кв.м, в сумме 1 354 875 938,64 руб., расположенного по адресу:
г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 40 (далее - земельный участок), проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра по Кемеровской области, а также в виде удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС) земельного участка в сумме 4 409,37 руб. за кв.м; недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 354 875 938,64 руб. и УПКС в размере 4 409,37 руб. за кв.м.; незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой опенки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - административный регламент), действий Росреестра, Управления Росреестра по Кемеровской области (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 354 875 938,64 руб. и УПКС в размере 4 409,37 руб. за кв.м; обязании органа кадастрового учета исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 1 354 875 938,64 руб. и УПКС в размере 4 409,37 руб. за кв.м.
Определениями арбитражного суда первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены обществом - Коллегия Администрации Кемеровской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением от 30.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением от 26.07.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления суда апелляционной инстанции от 28.03.2011 по новым обстоятельствам, указав в качестве данного обстоятельства правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
Постановлением от 14.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда постановление от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по новым обстоятельствам отменено.
Постановлением от 10.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе общество просит постановление от 10.08.2012 суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, противоречащим правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, поскольку данное постановление не ограничивает право арбитражного суда на рассмотрение требований о признании незаконным решения, действий органов по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, а также о признании недействительным решения об отказе в исключении из государственного кадастра недвижимости недостоверных сведений кадастровой стоимости спорного земельного участка; указывает на то, что данные требования не были рассмотрены судами, мотивировочная часть судебных актов не содержит выводов судов в отношении этих требований.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле иных заинтересованных лиц и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив по правилам статей 286, 288 АПК РФ правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене принятых по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела следует, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165 площадью 307 272 кв.м, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 40, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2010 серии 42 АГ N 236572.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 28.04.2010 N 4200/001/10-149019 кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 354 875 938,64 руб., УПКС 4 409,37 руб. за кв.м.
Из представленного в материалы дела отчета независимого оценщика общества с ограниченной ответственностью "Инком Прайс" от 18.06.2010 N 06/24-10 по состоянию на 01.05.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере 366 161 500 руб.
Обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, общество указало на нарушение норм, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуру проверки результатов кадастровой оценки.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции, при отсутствии доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации, пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь положениями, изложенными в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указал, что требования общества об установлении рыночной стоимости спорного земельного участка, которая должна быть внесена в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, не заявлялось. Общество не представило доказательств о рыночной стоимости земельного участка, определенной на надлежащую дату (на 01.01.2007).
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1-4, 10 Правил N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и общество воспользоваться механизмом Закона N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 29.06.2007 между Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области) (заказчиком) и ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем) заключен государственный контракт N 140, в соответствии с которым выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости составлен акт проверки отчета кадастрового центра об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, которым подтверждено соответствие отчета Методическим указаниям.
Сведения об УПКС спорных земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальным районам (городским округам)". Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены Постановлением N 520.
Общество, оспаривая результат определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной по состоянию на 01.01.2007, представило отчет независимого оценщика по состоянию на 01.05.2010, то есть составленный на иную дату, чем была утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка.
Суд указал, что обществом в нарушении статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость спорного земельного участка была аналогичной, определенной оценщиком по состоянию на 01.05.2010, а также, что отчет ФГУП "ФКЦ "Земля" не соответствует действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что суд апелляционной инстанции определением от 22.06.2012 откладывал рассмотрение дела для обоснования обществом необходимости проведения заявленной им экспертизы с учетом положений изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Указанное обоснование обществом представлено не было, в связи с чем суд отказал в проведении экспертизы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что обществом не заявлялось требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в вышеназванном постановлении N 913/11 указал, что заявленные обществом требования, аналогичные требованиям по данному делу, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Кроме того, суд кассационной инстанции находит не основанным на нормах права и не соответствующим названной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказ арбитражного суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявленного обществом ходатайства о проведении экспертизы рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 и на текущую дату, со ссылкой на то, что эти экспертизы означают переоценку спорного земельного участка.
Согласно представленному обществом отчету независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165, указанная в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость этого земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость.
Суд апелляционной инстанции применил положения статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ без учета положений Закон N 167-ФЗ.
Так, при применении пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость такого земельного участка устанавливается в размере его рыночной стоимости, следует учитывать переходные положения о порядке применения положений Закона N 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после официального опубликования настоящего закона, и работы по проведению которой не завершились в указанный в настоящем пункте срок.
Следовательно, при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка ранее даты опубликования Закона N 167-ФЗ, его положения, а также предусмотренный механизм защиты прав не распространяется на ранее возникшие правоотношения.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 обосновал возможность оспаривания в судебном порядке кадастровой стоимости, установленной до принятия Закона N 167-ФЗ.
Таким образом, в соответствии с правилами пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный реестр с момента вступления в силу судебного акта.
При рассмотрении споров, связанных с несогласием с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной до введения в действие Закона N 167-ФЗ, рыночная стоимость земельного участка может быть определена как на дату установления кадастровой стоимости, так и на более позднюю дату (на момент обращения в арбитражный суд), что не противоречит закону.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции спор разрешен по правилам главы 24 АПК РФ, что не соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на неполно исследованных обстоятельствах дела, спор по существу заявленных требований не разрешен с учетом указаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене как незаконные и необоснованные с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду первой инстанции с учетом указанного установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленных требований на основании подлежащих применению норм права, дать оценку представленному оценщиком отчету о рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, рассмотреть вопрос о целесообразности назначения экспертизы в целях проверки указанного отчета.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 по делу N А27-12836/2010 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении споров, связанных с несогласием с кадастровой стоимостью земельного участка, установленной до введения в действие Закона N 167-ФЗ, рыночная стоимость земельного участка может быть определена как на дату установления кадастровой стоимости, так и на более позднюю дату (на момент обращения в арбитражный суд), что не противоречит закону.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции спор разрешен по правилам главы 24 АПК РФ, что не соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на неполно исследованных обстоятельствах дела, спор по существу заявленных требований не разрешен с учетом указаний Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, поэтому принятые по делу судебные акты подлежат отмене как незаконные и необоснованные с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2012 г. N Ф04-3042/11 по делу N А27-12836/2010
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12836/10
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3042/11
10.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
14.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
16.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
04.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
26.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3042/11
28.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
30.12.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12836/10