г. Тюмень |
Дело N А27-12836/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Мелихова Н.В.
Шуйской С.И.
При ведении протокола помощником судьи Данько С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Химпром" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 (судьи Бородулина И.И., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А27-12836/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Химпром" (650021, г. Кемерово, ИНН 4205007950, ОГРН 1024200698653)
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва, ОГРН 1047796540465), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (101000, г. Москва, ИНН 7704096950, ОГРН 1027700123208)
о признании незаконными действий по формированию недостоверных результатов государственной кадастровой оценки.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Коллегия администрации Кемеровской области.
В заседании помещения Арбитражного суда Кемеровской области принял участие представитель: ООО ПО "Химпром" - Лобанов Н.Г. по доверенности от 22.04.2010
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Химпро" (далее - ООО "ПО "Химпром") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра"), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля")
-о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165 в сумме 1354875938,64 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 4409,37 руб./кв.м;
-о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165;
-о признании незаконными, несоответствующими статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель N 316), Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания по государственной оценке земель), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва), Управления Росреестра, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости 1354875938,64 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости 4409,37 руб./кв.м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165;
-об обязании органа кадастрового учета исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:165.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Федеральное государственное учреждение "Земельнгая кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата") и Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.12.2010 (судья Марченкова С.Н.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.03.2011 отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявления, придя к выводу о соответствии законодательству оспариваемых действий.
ООО "ПО "Химпром" обратилось с кассационной жалобой об отмене постановления апелляционного суда, как принятого с нарушением норм права, просило решение суда оставить в силе.
В кассационной жалобе ООО "ПО "Химпром" указал на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельств дела, считая, что издание Коллегией администрации Кемеровской области постановлений от 27.11.2008 за N 519 и N 520 не являются препятствием для проверки оспариваемых действий на соответствие их законодательству.
В судебном заседании представитель ООО "ПО "Химпром" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Управление Росреестра и ФГУП "ФКЦ "Земля" в представленных возражениях высказались против удовлетворения кассационной жалобы, находя её доводы необоснованными, просили постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о судебном заседании по делу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права и соответствие выводов судов установленным обстоятельствам по делу, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ООО "ПО "Химпром" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:15:0101018:165, площадью 307272 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.03.2010 серии 42АГ N 236572.
Из полученной 28.04.2010 кадастровой выписки о земельном участке, ООО "ПО "Химпром"" стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:15:0101018:165 составляет 1 354 875 938,64 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости равен 4 409,37 руб. за кв. м.
ООО "ПО "Химпром" обратилось к независимому оценщику - ООО "Инком Прайс", по отчету которого рыночная стоимость спорного земельного участка была определена в сумме 366 161 500 руб.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости земельного участка относительно рыночной стоимости, ООО "ПО "Химпром", находя результаты государственной кадастровой оценки земельных участков недостоверными, а действия по формированию сведений о кадастровой стоимости незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом суд сослался на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а также отсутствия нарушения прав и интересов заявителя.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие -либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Административный регламент), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе, в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра, согласно пунктам 8.1, 9.5 Административного регламента.
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520 утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Суд апелляционной инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к выводу о том, что действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельных участков соответствуют нормам законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылаясь на отсутствие необходимой совокупности условий, предусмотренной статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании оспариваемых действий незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованности выводов апелляционного суда по существу сводятся к их несогласию, не содержат оснований для отмены обжалуемого постановления, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 по делу N А27-12836/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При изложении правовой позиции Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
...
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
...
Ссылаясь на отсутствие необходимой совокупности условий, предусмотренной статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании оспариваемых действий незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы подателя кассационной жалобы о необоснованности выводов апелляционного суда по существу сводятся к их несогласию, не содержат оснований для отмены обжалуемого постановления, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого постановления апелляционного суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июля 2011 г. N Ф04-3042/11 по делу N А27-12836/2010
Хронология рассмотрения дела:
31.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
24.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
18.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3042/11
12.07.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12836/10
13.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3042/11
10.08.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
14.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
16.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
04.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10524/11
26.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3042/11
28.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1659/11
30.12.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12836/10