г. Тюмень |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А67-3356/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гудыма В.Н.
судей Клиновой Г.Н.
Комковой Н.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 (судья Пирогов М.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 (судьи Павлюк Т.В. Марченко Н.В., Кайгородова М.Ю.) по делу N А67-3356/2012 по иску негосударственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-Технический клуб Чаинского района Томской области "ДОСААФ" (636400, Томская обл., с. Подгорное, ул. Советская, 44, ИНН 7015001440, ОГРН 1027003353090) к военному комиссариату Томской области (634029, г. Томск, пр. Фрунзе, 6, ИНН 7021039883, ОГРН 1027000884745), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, строение 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), при участии третьих лиц - Министерства обороны Российской Федерации, Регионального отделения ДОСААФ России по Томской области о взыскании 323 064 руб.
Суд установил:
негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-технический клуб Чаинского района Томской области "ДОСААФ" (далее - СТК Чаинского района Томской области "ДОСААФ", истец) со ссылкой на статьи 11, 12, 307, 309, 310, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 обратилось в Арбитражный суд Томской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском о взыскании с военного комиссариата Томской области (далее - комиссариат), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 323 064 руб. задолженности за осуществление подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям в 2008 - 2009 учебном году.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Региональное отделение ДОСААФ России по Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012, исковые требования удовлетворены: с комиссариата, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу учреждения взыскано 323 064 руб. долга.
С решением и постановлением судов не согласился комиссариат, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в исковых требований к комиссариату отказать.
Заявитель, ссылаясь на статью 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, считает, что он не является лицом, обязанным производить компенсацию расходов, понесенных учреждением при осуществлении подготовки граждан по военно-учетным специальностям. Государственные контракты на оказание спорных услуг не заключались. Комиссариату денежные средства на оплату данного вида услуг в спорный период не выделялись и не направлялись. По мнению заявителя жалобы, суд не применил к спорным правоотношениям Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов арбитражных судов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, СТК Чаинского района Томской области "ДОСААФ" является негосударственным образовательным учреждением начального и дополнительного профессионального образования, который создан 05.12.1994.
В период с 01.10.2008 по 25.06.2009 СТК Чаинского района Томской области "ДОСААФ" проводилась подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям на основании Требования и плана Командующего войсками Сибирского военного округа от 10.09.2008 N 19/5/3343 "Об организации подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях (Российской оборонно-спортивной технической организации) и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Министерства образования РФ в 2009 году на территории Сибирского военного округа", приказа Командующего войсками Сибирского военного округа от 18.08.2008 N 445 "О назначении председателей военно-экзаменационных комиссий и их заместителей для проведения выпускных экзаменов военно-учетных специалистов в 2009 году", распоряжения Губернатора Томской области от 26.09.2008 N 307-р.
На основании указанных правовых актов по направлению военного комиссариата Чаинского района Томской области в соответствии с именными списками СТК РОСТО (ДОСААФ) Чаинского района Поповым С.В. издан приказ от 01.10.2008 N 25о/д "О зачислении курсантов в учебную группу N 94" в количестве 13 человек. Согласно оценочной ведомости результатов проверки (проведения выпускных экзаменов) Военной экзаменационной комиссией успешно прошли обучение 12 человек по программе "Водитель автомобиля категории "С" (ВУС - 837), отчислен - 1 человек.
Оказанные истцом услуги по подготовке граждан приняты по акту сдачи-приема от 26.06.2009 заказчиком в лице ВРИО военного комиссара Томской области.
Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязанностей по возмещению расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из установленного факта оказания учреждением услуг и размера расходов, понесенных вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу. Суды пришли к выводу, что расходы подлежат компенсации государством в силу прямого указания статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и их должен нести комиссариат, а при недостаточности выделенных ему на эти цели денежных средств - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют материалам дела и закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" (далее - Положение). Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.
Министерство обороны Российской Федерации ежегодно определяет количество граждан, проходящих подготовку по военно-учетным специальностям, и в соответствии с этим заключает с общественными объединениями договоры о подготовке граждан по военно-учетным специальностям; утверждает программы подготовки граждан по военно-учетным специальностям (подпункты "а" и "в" пункта 25 Положения). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют и обеспечивают проведение подготовки граждан по военно-учетным специальностям (подпункт "а" пункта 27 Положения).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132, задачи по организации работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, возложены на военные комиссариаты.
Согласно пункту 12 Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 (далее - Инструкция), военные комиссары районов, городов без районного деления, иных муниципальных образований, проводят мероприятия по отбору граждан, из числа подлежащих очередному призыву на военную службу, для подготовки по военно-учетным специальностям, комплектуют учебные группы и направляют их в образовательные учреждения; информируют военного комиссара субъекта Российской Федерации, командиров воинских частей о сроках проведения выпускных экзаменов в образовательных учреждениях, выделяют в состав военных экзаменационных комиссий своего представителя.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов регламентирован Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
Согласно подпункту 4 пункта 2 Правил, компенсации подлежат, в том числе, расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации (пункт 3 Правил).
Компенсация осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (абзац 2 пункта 4 Правил).
Выплата компенсаций в отношении указанных расходов осуществляется соответствующим военным комиссариатом путем перечисления средств в установленном порядке на счета получателей компенсации, учтенных на лицевом счете, открытом военному комиссариату в территориальном органе Федерального казначейства (Письмо Казначейства Российской Федерации от 26.04.2006 N 42-7.1-15/5.1-192 "О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704").
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что командующим войсками военных округов предписано осуществлять через военные комиссариаты компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в порядке, определенном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
На основании указанных нормативных актов, в соответствии с договорами, заключаемыми ежегодно Министерством обороны Российской Федерации с общественными объединениями, расходы, понесенные организациями в связи с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, компенсируются соответствующим военным комиссариатом за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Договор на подготовку граждан по военно-учетным специальностям в рассматриваемом периоде Министерством обороны Российской Федерации с учреждением не заключался.
Вместе с тем материалами дела подтверждается оказание учреждением спорных услуг и несение затрат, связанных с их оказанием, на основании направлений военных комиссариатов, правопреемником которых является комиссариат.
С учетом изложенного суд, исследовав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание вышеназванные актов, а также наличие правовых, а не договорных, оснований для оказания учреждением спорных услуг, пришли к правомерному выводу о наличии обязанности комиссариата компенсировать расходы, понесенные учреждением на их оказание, в силу норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Привлекая к субсидиарной ответственности Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, суд правильно исходил из того, что источником взыскания спорной суммы является казна Российской Федерации.
В силу изложенного доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном применении норм материального права и не подтвержденные надлежащими доказательствами.
При указанных обстоятельствах суд округа считает оспариваемые судебные акты принятыми при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречащими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 11.07.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу N А67-3356/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Томской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н. Гудым |
Судьи |
Г.Н. Клинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что командующим войсками военных округов предписано осуществлять через военные комиссариаты компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в порядке, определенном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
...
Договор на подготовку граждан по военно-учетным специальностям в рассматриваемом периоде Министерством обороны Российской Федерации с учреждением не заключался.
Вместе с тем материалами дела подтверждается оказание учреждением спорных услуг и несение затрат, связанных с их оказанием, на основании направлений военных комиссариатов, правопреемником которых является комиссариат.
С учетом изложенного суд, исследовав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание вышеназванные актов, а также наличие правовых, а не договорных, оснований для оказания учреждением спорных услуг, пришли к правомерному выводу о наличии обязанности комиссариата компенсировать расходы, понесенные учреждением на их оказание, в силу норм Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2012 г. N Ф04-6222/12 по делу N А67-3356/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6222/12
25.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6222/12
23.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6877/12
11.07.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3356/12