г. Тюмень |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А03-6273/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю на решение от 20.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Бояркова Т.В.) и постановление от 09.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-6273/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Евробус-Альфа" (656905, Алтайский край, г. Барнаул, Южный проезд, 45Д, ИНН 2224075655, ОГРН 1022201516215,) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр.1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, администрация Алтайского края.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Евробус-Альфа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю" (далее - учреждение) с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:63:030506:25 площадью 29 761 кв. м, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проезд Южный, 45д, равной его рыночной стоимости, в размере 9 137 000 рублей, и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 20.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - управление), и администрация Алтайского края.
В кассационной жалобе учреждение просит принятые судебные акты отменить, производство по делу прекратить. По мнению заявителя жалобы, арбитражными судами нарушены нормы материального и процессуального права; учреждение не может быть привлечено в качестве ответчика по настоящему делу; суд не наделен полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельных участков; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку между обществом и учреждением отсутствует спор; суд неправомерно возложил на учреждение расходы по государственной пошлине.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 29 761 кв.м с кадастровым номером 22:63:030506:0025, расположенный по адресу: г. Барнаул, проезд Южный, 45д (далее - земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 22АВ N 781145.
Общество является плательщиком земельного налога за земельный участок, расчет которого производит исходя из имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведений о его кадастровой стоимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 24.03.2010 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 35 879 861,60 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 1 205,60 руб. за кв.м.
Вышеуказанные показатели внесены в кадастровый паспорт земельного участка на основании Постановления администрации Алтайского края N 546 от 28.12.2009, утвердившего результаты кадастровой оценки земельных участков на территории Алтайского края.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Удовлетворяя заявленные требования, и установив в ходе судебного разбирательства по настоящему делу рыночную стоимость земельного участка, арбитражные суды, руководствуясь изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление N 913/11) правовой позицией, обязали учреждение изменить кадастровую стоимость земельного участка на рыночную.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы судов, исходит из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении N 913/11, права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные обществом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Из приведенных разъяснений следует, что если рыночная стоимость земельного участка определена, основания для непринятия выводов судебной экспертизы не установлены, требования лица, обратившегося в суд, подлежат удовлетворению. При этом суд обязывает орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно результатам проведенной в рамках судебного разбирательства экспертизы, рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 9 137 000 руб., при этом учреждение не оспаривает размер рыночной стоимости.
Кроме того, суды правомерно установили, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 18.05.2009 N 21 "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета" полномочия органа кадастрового учета перешли к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю.
В настоящее время, с учетом реорганизации, органом, наделенным полномочиями кадастрового учета, является учреждение.
Доводы учреждения о том, что с него, как с органа государственной власти, взыскана государственная пошлина, противоречат положениям статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат отклонению.
Из оспариваемых судебных актов следует, что с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы, а не государственная пошлина.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии судебных актов не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены в этой части не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу повторяющие доводы апелляционной жалобы, оценивались судом и обоснованно отклонены как не свидетельствующие о допущенном по делу неправильном применении норм материального или процессуального права. С учетом изложенного, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 АПК РФ, пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, таким образом арбитражные суды правомерно взыскали расходы по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.08.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6273/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно результатам проведенной в рамках судебного разбирательства экспертизы, рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 9 137 000 руб., при этом учреждение не оспаривает размер рыночной стоимости.
Кроме того, суды правомерно установили, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 18.05.2009 N 21 "О наделении федеральных государственных учреждений полномочиями органа кадастрового учета" полномочия органа кадастрового учета перешли к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю.
...
В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 101, 110 АПК РФ, пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принят судебный акт, таким образом арбитражные суды правомерно взыскали расходы по уплате государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2013 г. N Ф04-199/13 по делу N А03-6273/2012