г. Тюмень |
|
1 марта 2013 г. |
Дело N А67-4097/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 (судьи Мухина И.Н., Стасюк Т.Е., Сухотина В.М.) по делу N А67-4097/2012 по иску Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634050, г. Томск, пер. Плеханова, 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) к закрытому акционерному обществу "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (634508, Томский район, пос. Кисловка, ул. Промышленная, 4) об обязании возвратить арендованное имущество и встречному иску закрытого акционерного общества "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" к Департаменту экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска о признании недействительными пункта 12.2 договора аренды от 15.11.2007 N 165-66, уведомления от 12.10.2011 N 01-01-18/11541 об одностороннем отказе от исполнения договора аренды.
Третьи лица: муниципальное бюджетное учреждение "Томский городской центр инвентаризации и учета" (634009, г. Томск, пр. Ленина, 108), Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634000, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1).
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" - Ермоленко Н.В. (председатель ликвидационной комиссии) на основании протокола общего собрания акционеров от 21.02.2012 N 31.
Суд установил:
Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - Департамент, истец) обратился с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (далее - ЗАО "ВИГК", общество) об обязании освободить и передать по акту приема-передачи муниципальному бюджетному учреждению "Томский городской центр инвентаризации и учета" (далее - Учреждение) в течение 10 дней имущество, указанное в договоре аренды от 15.11.2007 N 165-66 (в редакции соглашения) и в приложениях к нему, а именно: нежилое одноэтажное строение площадью 528,5 кв.м, с инвентарным номером 01010162, расположенное по адресу: г. Томск, п. Светлый, 230б; нежилое помещение склада соли N 1 на поэтажном плане, площадью 66,3 кв.м в одноэтажном кирпичном каркасном строении-здании, с инвентарным номером 01010163, расположенное по адресу: г. Томск, п. Светлый, 4/1; нежилое одноэтажное строение (насосная) площадью 13,8 кв.м с инвентарным номером 01101116, расположенное по адресу: г. Томск, п. Светлый, 230б; строение 1; сооружение-склад топлива, состоящий из двух стальных наземных вертикальных резервуаров с переходной площадкой площадью 36,4 кв.м, с инвентарным номером 01101117, расположенное по адресу: г. Томск, п. Светлый, 230б, строение 2; сооружение - баки запаса воды, состоящее из: двух стальных наземных вертикальных резервуаров с переходной площадкой площадью 74,8 кв.м, с инвентарным номером 01101118, расположенное по адресу: г. Томск, п. Светлый, 4/1, строение 1; сооружение - аэраторную установку площадью 28,5 кв.м, с инвентарным номером 01101119, расположенное по адресу: г. Томск, п. Светлый, 4/1, строение 2; котлоагрегаты ДЕВ 16-14 установочные NN 1, 2, 3 в котельной п. Светлого с инвентарными номерами 01327544, 01327545, 01327546; водоподготовительная установка в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327547; резервное топливное хозяйство в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327548; теплообменное оборудование котельной в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327549; контрольно-измерительная аппаратура ЦТП в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327550; газовое распределительное устройство котельной в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327551; водоподготовительная установка сетевого контура в ЦТП в п. Светлом в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327552; деаэраторная установка сетевого контура в ЦТП в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327553; контрольно-измерительная аппаратура в ЦТП в котельной п. Светлого с инвентарным номером 01327554.
ЗАО "ВИГК" предъявило встречный иск о признании недействительным пункта 12.2 договора аренды от 15.11.2007 N 165-66.
Кроме того, ЗАО "ВИГК" обратилось в Арбитражный суд Томской области с самостоятельным иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту о признании недействительным уведомления от 12.10.2011 N 01-01-18/11541 об одностороннем отказе от исполнения договора аренды от 15.11.2007 N 165-66 и применении последствий его недействительности в виде обязания Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области) аннулировать регистрационную запись о прекращении договора аренды от 16.11.2007 N 165-66.
Определением арбитражного суда от 21.06.2012 дело N А67-1606/2010 по иску Департамента и встречному иску ЗАО "ВИГК" и дело N А67-4097/2012 по иску ЗАО "ВИГК" объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А67-4097/2012.
Решением Арбитражного суда Томской области от 31.08.2012 исковые требования Департамента удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 решение суда отменено, принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента и признании недействительной сделкой одностороннего отказа от исполнения договора аренды от 15.11.2007 N 165-66, оформленного уведомлением от 12.10.2011 N 01-01-18/11541. Производство по делу в остальной части встречных требований прекращено.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на ошибочность выводов апелляционного суда об отсутствии нарушения обществом условий договора, содержащихся в пунктах 4.4.10, 4.4.12, 4.4.13, а также о незаконности одностороннего отказа от исполнения спорного договора Департаментом. Просит отменить постановление в оспариваемой части и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В представленном письменном отзыве муниципальное бюджетное учреждение "Томский городской центр инвентаризации и учета" полностью поддержало позицию Департамента, изложенную в жалобе.
В письменном отзыве общество выразило несогласие с доводами кассатора. Просит постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал соответствующие возражения.
Учитывая надлежащее извещение истца и третьих лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Департаментом до начала судебного заседания кассационной инстанции было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы.
Суд, рассмотрев данное ходатайство, учитывая осведомленность истца о дате и времени судебного заседания, считает, что оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по делу, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем г. Томска N 165-66 от 15.11.2007 (в редакции соглашения от 18.06.2008), заключенного Департаментом и муниципальным учреждением "Томское городское имущественное казначейство" от имени и в интересах муниципального образования "Город Томск" (арендодателя) и ЗАО "ВИГК" (арендатором) арендатору предоставлен во временное владение и пользование по акту приема-передачи от 01.05.2007 комплекс объектов теплового хозяйства: муниципальное недвижимое и движимое имущество, указанное в приложении N 1 к договору. Срок действия договора аренды - с 01.05.2007 по 01.05.2017. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пунктам 4.4.10, 4.4.12, 4.4.13 договора от 15.11.2007 N 165-66 (далее также - договор) арендатор обязан:
- в срок до 01 августа текущего года представлять арендодателю проект инвестиционной программы на очередной год для последующего утверждения Думой города Томска;
- ежегодно в срок не позднее 15 ноября текущего года предоставлять арендодателю проект программы капитальных ремонтов арендованного имущества на очередной год для согласования с арендодателем и уполномоченными им лицами для последующего утверждения Мэром города Томска;
- в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим договором, заключить договор на технический надзор с уполномоченной арендодателем организацией, данный договор подлежит обязательному согласованию с арендодателем, арендатор обязан представлять арендодателю или уполномоченной им организации надлежащим образом заверенные арендатором копии документов, подтверждающих выполнение работ по капитальному ремонту арендованного имущества и осуществление технического надзора.
Пунктами 12.1, 12.2 указанного договора предусмотрено, что изменение и расторжение договора в одностороннем порядке (отказ от исполнения договора полностью или частично) путем письменного уведомления, с предупреждением другой стороны за три месяца о предстоящем изменении либо расторжении договора, в случае, если арендатор не исполняет или ненадлежащим образом исполняет обязанности, предусмотренные в пунктах 4.4.10, 4.4.11, 4.4.12, абзаце 2 пункта 4.3.3, пунктах 4.4.13 или 4.4.15 настоящего договора.
Уведомлением от 12.10.2011 N 01-01-18/11541 Департамент отказался от исполнения договора в одностороннем порядке в связи с неисполнением арендатором условий пунктов 4.4.10, 4.4.12, 4.4.13 договора.
Ссылаясь на неисполнение ЗАО "ВИГК" обязанности возвратить арендованное имущество после прекращения договора, Департамент обратился с настоящим иском об обязании возвратить имущество.
Полагая, что односторонний отказ от договора не соответствует гражданскому законодательству, общество предъявило встречные исковые требования о признании данного отказа недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Департамента, исходил из доказанности ненадлежащего исполнения арендатором обязанностей, указанных в пунктах 4.4.10, 4.4.12, 4.4.13 договора от 15.11.2007 N 165-66, правомерности одностороннего отказа арендодателя от договора, обязанности арендатора возвратить переданное ему имущество после прекращения договора.
Отменяя указанное решение, апелляционный суд пришел к выводу, что правовые основания для одностороннего отказа от договора у истца отсутствовали.
Кассационная инстанция поддерживает позицию, связанную с выводом о необходимости отказа в удовлетворении иска Департамента.
Давая оценку пункту 4.4.10 договора от 15.11.2007 N 165-66, которым установлена обязанность арендатора в срок до 1 августа текущего года представлять арендодателю проект инвестиционной программы на очередной год для последующего утверждения Думой города Томска, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) в целях комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к которым относятся, в том числе и сети инженерно-технического обеспечения, предусмотрена возможность разработки и утверждения органами местного самоуправления инвестиционных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также порядок их финансирования.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (статья 11 Закона N 210-ФЗ).
Как следует из материалов дела, техническое задание на разработку инвестиционной программы ЗАО "ВИГК" органом местного самоуправления до заявленного отказа от договора аренды утверждено не было. У ответчика отсутствовала возможность разработать инвестиционную программу, которая в силу положений Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ должна основываться на техническом задании.
Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что неопределение органом местного самоуправление технического задания на разработку проекта инвестиционной программы привело к невозможности разработки обществом инвестиционной программы.
Указанный вывод соответствует нормам действующего законодательства и положениям пункта 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В части пункта 4.4.12 договора, предусматривающего обязанность арендатора ежегодно предоставлять арендодателю проект программы капитальных ремонтов арендованного имущества, апелляционным судом установлено, что обществом во исполнение договорных обязательств были разработаны и представлены на утверждение указанные программы на 2009-2012 годы, но не разработана и не представлена на утверждение программа на 2008 год. Вместе с тем отмечено, что в течение 2008 года и позднее (до направления уведомления от 12.10.2011) истец не заявлял о ненадлежащем исполнении обязательства и об одностороннем отказе от договора.
В связи с упомянутым апелляционная инстанция пришла к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа от договора с учетом истечения значительного периода времени с момента неисполнения обязательства ответчиком и возникновения необходимости разработки программы капитального ремонта на 2008 год.
Рассматривая пункт 4.4.13 договора, согласно которому арендатор обязан заключить договор на технический надзор с уполномоченной арендодателем организацией, суд апелляционной инстанции установил, что постановлением администрации города Томска от 13.04.2010 N 315 обязанности по осуществлению технического надзора за проведением капитального ремонта арендованного муниципального имущества жизнеобеспечивающих систем города Томска возложены на муниципальное учреждение "Центр технического надзора", в связи с чем между обществом (заказчиком) и муниципальным учреждением "Центр технического надзора" (исполнителем) заключен договор от 21.05.2010 N 10-26ТН на оказание услуг технического надзора.
Исходя из изложенного сформулирован вывод о надлежащем исполнении ответчиком обозначенной обязанности непосредственно после определения органом местного самоуправления (арендодателем) указанной организации в 2010 году. При этом принято во внимание содержание и толкование указанного пункта, а также отсутствие у ответчика полномочий на самостоятельное определение организации, осуществляющей технический надзор.
Таким образом, кассационная инстанция признает выводы апелляционного суда об отсутствии оснований для одностороннего отказа от исполнения договора, выраженного в уведомлении от 12.10.2011, законными, обоснованными и сформулированными на основании правильной оценки представленных документов.
Доводы кассатора были предметом надлежащего рассмотрения в суде апелляционной инстанции, фактически сводятся к иной оценке доказательств по делу. Между тем полномочия по переоценке выводов суда у кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Таким образом, нарушения норм права, являющиеся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, отсутствуют. В связи с этим кассационная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу N А67-4097/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) в целях комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, к которым относятся, в том числе и сети инженерно-технического обеспечения, предусмотрена возможность разработки и утверждения органами местного самоуправления инвестиционных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также порядок их финансирования.
Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации и разрабатываемого в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (статья 11 Закона N 210-ФЗ).
Как следует из материалов дела, техническое задание на разработку инвестиционной программы ЗАО "ВИГК" органом местного самоуправления до заявленного отказа от договора аренды утверждено не было. У ответчика отсутствовала возможность разработать инвестиционную программу, которая в силу положений Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ должна основываться на техническом задании.
Таким образом, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что неопределение органом местного самоуправление технического задания на разработку проекта инвестиционной программы привело к невозможности разработки обществом инвестиционной программы.
Указанный вывод соответствует нормам действующего законодательства и положениям пункта 1 статьи 406 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2013 г. N Ф04-223/13 по делу N А67-4097/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-223/13
17.05.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8878/12
01.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-223/13
06.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8878/12
31.08.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4097/12