г. Тюмень |
|
14 марта 2013 г. |
Дело N А27-13807/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Григорьева Д.В. Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 13.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А27-13807/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650099, город Кемерово, улица Ноградская, 19а, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
В заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" Базылева Т.В. по доверенности от 28.12.2012 N 248/2-2.2.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление) от 10.04.2012 N ВЗН-083/22 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами (далее -предписание).
Решением от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 13.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 09.10.2012 и постановление от 13.12.2012 отменить, принять новый судебный акт о признании недействительным предписания.
По мнению заявителя кассационной жалобы, управлением проведена проверка за пределами компетенции.
Податель жалобы считает, что обществом не был нарушен пункт 4.7 лицензионного соглашения к лицензии КЕМ 01435 ВЭ, поскольку срок исполнения данного условия лицензионного соглашения истек до получения обществом лицензии.
В отзыве на кассационную жалобу управление, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции и апелляционным судом, в отношении общества проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования.
В ходе проверки управлением установлено, что общество на участках недр "Станция Барзас" и "Бойлерный" (лицензия КЕМ N 01435 ВЭ) использует запасы подземных вод, не прошедших государственную экспертизу и государственный учет, отчет о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод обществом не представлен.
По результатам проверки управлением составлен акт проверки от 10.04.2012 N ВЗН-083 и вынесено предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/22 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В качестве основания для вынесения предписания указаны пункт 10 части 2 статьи 22, пункт 4 статьи 23, статья 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункт 4.7 условий лицензии КЕМ 01435 ВЭ.
Согласно предписанию общество обязано в срок до 15.09.2012 представить в территориальную комиссию по запасам подготовленный в установленном порядке отчет о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод на участке "Станция Барзас".
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что предписание соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, вынесено управлением в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктом 4.7 лицензионного соглашения (приложение к лицензии КЕМ 01435 ВЭ, выданной 02.06.2009) установлена обязанность недропользователя до 01.02.2008 представить в территориальную комиссию по запасам подготовленный в установленном порядке отчет о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно статье 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 (далее - Положение о государственной экспертизе).
Положением о государственной экспертизе и Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденными приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 569, предусмотрено, что подготовку и предоставление документов на государственную экспертизу осуществляет пользователь недр.
Исходя из указанных норм права, пользователь недр должен иметь заключение государственной экспертизы их запасов, проведенной на основании предоставленных им материалов по подсчету запасов полезных ископаемых.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что общество осуществляет деятельность по добыче подземных вод на участках недр "Станция Барзас" и "Бойлерный" для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой промышленных объектов на территории города Березовский на основании лицензии КЕМ 01435 ВЭ, выданной 02.06.2009.
Названная лицензия была выдана обществу в порядке перехода права от общества с ограниченной ответственностью "Березовские котельные тепловые сети" и переоформления лицензии КЕМ 01182 ВЭ.
Общество использует запасы подземных вод, не прошедших государственную экспертизу и государственный учет, в отсутствие отчета о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод. Данный факт обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о нарушении обществом положений пункта 10 части 2 статьи 22, пункта 4 статьи 23, статьи 29 Закона о недрах, пункта 4.7 условий лицензии КЕМ 01435 ВЭ.
При этом суды правильно указали, что истечение установленного в пункте 4.7 лицензионного соглашения срока для предоставления отчета о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод до выдачи лицензии КЕМ 01435 ВЭ (02.06.2009) не исключает обязанность общества по предоставлению такого отчета после получения им указанной лицензии и не свидетельствует о неправомерности предписания, выданного для устранения нарушений, выявленных 10.04.2012.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 59, 60 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.12.2007 N 319 (действовавший на момент проведения проверки и выдачи предписания), суды обоснованно отметили, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений пункта 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктов 3, 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, суды признали, что управлением вынесено оспариваемое предписание в рамках предоставленных ему полномочий.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества указал, что не оспаривает полномочия управления на вынесение предписания.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, указав, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы заявления и апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
В силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13807/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Григорьев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 59, 60 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.12.2007 N 319 (действовавший на момент проведения проверки и выдачи предписания), суды обоснованно отметили, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений пункта 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктов 3, 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293, суды признали, что управлением вынесено оспариваемое предписание в рамках предоставленных ему полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2013 г. N Ф04-901/13 по делу N А27-13807/2012