г. Тюмень |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А27-11885/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Сидоровой А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Халявиным Е.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление от 11.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Мухина И.Н., Стасюк Т.Е.) по делу N А27-11885/2012 по иску государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, г. Кемерово, пр-кт Ленина, 80 А, ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663) к Управлению социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6, ИНН 4201007162, ОГРН 1024200508298) о взыскании 1 029 176 руб. 88 коп.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской (судья Плискина Е.А.) в заседании участвовали представители: государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Скачкова Е.В. по доверенности от 27.03.2012; Управления социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа - Максимова А.Б. по доверенности от 13.09.2012.
Суд установил:
государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Анжеро-Судженского городского округа (далее - Управление социальной защиты, ответчик) о взыскании 1 029 176 руб. 88 коп. вреда (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
Решением от 28.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Шабалова О.Ф.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 11.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: выводы суда апелляционной инстанции о бюджетных отношениях между истцом и ответчиком являются ошибочными, поскольку такие отношения существуют между Фондом социального страхования и Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области, тогда как ответчик является третьим лицом, с которым истец не взаимодействует; выплаты производились по заявкам, сформированным виновными лицами по фиктивным делам, следовательно к возникшей ситуации бюджетное законодательство не применимо; то обстоятельство, что виновные в хищении лица являются работниками Управления социальной защиты, которое участвует в бюджетных отношениях по осуществлению расходов бюджетных средств, не исключает ответственности ответчика по статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на кассационную жалобу Управление социальной защиты просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Судами установлено, что между истцом и третьим лицом заключены договоры о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий незастрахованным лицам от 18.01.2007 N 10, от 29.12.2007 N 419, от 22.12.2008 N 1632, от 31.12.2009 N 1941, от 30.12.2010 N 2079, от 19.12.2011 N 1866, по условиям которых истец осуществляет ежемесячно перечисление денежных средств для выплаты пособий, осуществляет контроль за целевым расходованием средств, а третье лицо обеспечивает целевое использование выделенных средств, осуществляет контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий местными (территориальными) органами социальной защиты, ведет обособленный учет средств, выделенных на выплату пособия, обязан вернуть остаток неиспользованных средств.
На территории муниципального образования города Анжеро-Судженска назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется Управлением социальной защиты.
Приговором от 09.09.2010 Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области по делу N 1-396/10 УВД N 09071530 установлен факт хищения путем мошенничества в период с октября 2007 по сентябрь 2009 года работниками Управления социальной защиты средств федерального бюджета, выделенных на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 1 163 761 руб. 78 коп.
Работники признаны виновными в совершении хищения путем мошеннических действий, с них с учетом частичного возмещения ущерба судом взыскано солидарно в пользу Управления социальной защиты 1 117 141 руб. 78 коп. ущерба.
Указанную задолженность перед истцом третье лицо отразило в ежемесячном отчете за ноябрь 2010 года, представленному истцу в ходе исполнения договора N 1941 от 31.12.2009.
Письмом от 16.05.2012 N 01-06/06-8766 истец предъявил ответчику требование о возмещении вреда.
Управление социальной защиты в письме от 24.05.2012 года N 01-22-857 указало, что по состоянию на 24.05.2012 года возмещено 61 160 руб., возместить ущерб в полном объеме возможности не имеется.
Полагая, что истцу работниками ответчика причинен вред при исполнении ими трудовых обязанностей, однако у истца и третьего лица отсутствует возможность предъявления гражданского иска к виновным в причинении вреда лицам, Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности совокупности обстоятельств, являющихся основанием для взыскания убытков с юридического лица (ответчика) за вред, причиненный его работниками при исполнении ими трудовых обязанностей, признания ответчиком исковых требований.
Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции указал, что отношения истца и ответчика не носят гражданско-правового характера, а регулируются нормами бюджетного законодательства;
факт причинения вреда ответчиком истцу, факт нарушения каких-либо гражданских прав истца, возникновение каких-либо имущественных последствий в результате поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи не доказаны.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Положениями статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в редакции, действовавшей до 01.01.2010, предусмотрены выплаты единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а ежемесячного пособия по уходу за ребенком - за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в установленном порядке Фонду социального страхования Российской Федерации, с 01.01.2010 - единовременное пособие при рождении ребенка, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком - за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденных Постановлением Правительства от 31.12.2009 N 1162 (действовавших до 01.01.2010), Территориальный орган Фонда перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов на выплату указанных государственных пособий на основании договора, заключенного ими в соответствии с типовой формой. Уполномоченный орган осуществляет перечисление средств получателям пособий через организации федеральной почтовой связи либо на счета в кредитных учреждениях, открытые указанными получателями. Уполномоченный орган ежемесячно представляет в территориальный орган Фонда отчет о расходовании средств с приложением реестра лиц, которым произведена выплата пособий.
Материалами дела подтверждается, что соответствующие договоры заключены Фондом социального страхования с уполномоченным органом исполнительной власти - Департаментом социальной защиты населения Кемеровской области, который обеспечивает целевое использование выделенных средств, осуществляет контроль за правомерностью назначения и выплаты пособий местными (территориальными) органами социальной защиты, ведет обособленный учет средств, выделенных на выплату пособия, обязан вернуть остаток неиспользованных средств. Согласно условиям договоров орган социальной защиты представляет Фонду социального страхования заявки на перечисление средств на выплату ежемесячного пособия.
Согласно Положению о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 865, Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.12.2009 N 1012н, указанные выше государственные пособия назначаются и выплачиваются органами социальной защиты населения.
На территории муниципального образования "Анжеро-Судженск" назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется Управлением социальной защиты.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Характер данного спора свидетельствует о его экономическом происхождении, поэтому вывод апелляционной инстанции о том, что регулирование нормами бюджетного законодательства отношений по образованию источника выделения этих денежных средств исключает возможность возникновения между сторонами гражданско-правового спора, являются ошибочным.
Поскольку право требования возмещения вреда не связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер.
Кроме того, Управление социальной защиты фактически являлось исполнителем гражданско-правового договора.
Следовательно, для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцу необходимо было доказать противоправный характер его поведения; наличие убытков; причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившими вредоносными последствиями (статьи 15, 1064 ГК РФ).
Приговором от 09.09.2010 Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области по делу N 1-396/10 УВД N 09071530 установлен факт хищения путем мошенничества в период с октября 2007 по сентябрь 2009 года работниками Управления социальной защиты средств федерального бюджета, выделенных на выплату пособий государственных пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 1 163 761 руб. 78 коп.
Виновные лица, являющиеся работниками ответчика, регистрировали фиктивные личные дела на вымышленных лиц в книге учета личных дел получателей пособия.
На основании фиктивных данных Управлением социальной защиты формировались заявки, по которым истец в силу заключенных договоров перечислял денежные средства.
Таким образом, ввиду виновных действий работников ответчика денежные средства выделялись истцом на несуществующие цели.
При таких обстоятельствах положения статей 15, 1064, 1068 ГК РФ судом первой инстанции применены верно.
Ответчик признал исковые требования в полном объеме (протокол судебного заседания (л.д. 67-68 т. 1)), признание иска принято судом и влечет последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 70 АПК РФ, касающиеся освобождения от доказывания обстоятельств по делу.
Материалами дела подтверждены обстоятельства, являющиеся основанием для возложения на ответчика обязанности возместить вред, причиненный незаконными действиями его работников.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, решение оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 11.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11885/2012 отменить. Оставить в силе решение от 28.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области по этому делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
...
Поскольку право требования возмещения вреда не связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования спорные правоотношения носят гражданско-правовой характер.
Кроме того, Управление социальной защиты фактически являлось исполнителем гражданско-правового договора.
Следовательно, для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков истцу необходимо было доказать противоправный характер его поведения; наличие убытков; причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившими вредоносными последствиями (статьи 15, 1064 ГК РФ).
...
На основании фиктивных данных Управлением социальной защиты формировались заявки, по которым истец в силу заключенных договоров перечислял денежные средства.
Таким образом, ввиду виновных действий работников ответчика денежные средства выделялись истцом на несуществующие цели.
При таких обстоятельствах положения статей 15, 1064, 1068 ГК РФ судом первой инстанции применены верно."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2013 г. N Ф04-904/13 по делу N А27-11885/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8025/13
07.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8025/13
15.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-904/13
11.12.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8973/12
28.08.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11885/12