г. Тюмень |
|
2 апреля 2013 г. |
Дело N А27-11042/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродонадзора) по Кемеровской области на решение от 27.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление от 21.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-11042/2012 Открытого акционерного общества "Кузнецкие ферросплавы" (ОГРН 1024201825174, ИНН 4216001565) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании незаконными приказов об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Кузнецкие ферросплавы" (далее - ОАО "Кузнецкие ферросплавы") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными приказов от 09.04.2012 N 482-рд, N 483-рд Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области) об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о возложении на Управление обязанности по изданию приказа об утверждении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "Кузнецкий ферросплав" филиал "Антоновское рудоуправление", ОАО "Кузнецкие ферросплавы" обособленное структурное подразделение "Юргинский ферросплав" с 12.04.2012 на период согласно поданным 29.02.2012 заявлениям и проектам с 12.04.2012 по 03.07.2012.
Решением от 27.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемые приказы Управления Росприроднадзора по Кемеровской области признаны недействительными.
Управление Росприроднадзора по Кемеровской области обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты.
Заявитель кассационной жалобы считает, что оснований для отказа в принятии документов у Общества не имелось, решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение было принято в установленный пунктом 10 приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 25.10.2010 N 50 тридцатидневный срок. До окончания выполнения процедуры согласования по рассмотрению представленных материалов срок лицензии от 09.04.2007 истек, новая лицензия не была получена, и хотя Общество знало о необходимости представления лицензии, своевременно не приняло мер для получения действующей лицензии.
Ссылаясь на пункт 5 Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), заявитель жалобы указывает, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанных на основании Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их образование, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703, поэтому для утверждения нормативов следует представлять также комплект учетных форм таких объектов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кузнецкие ферросплавы", ссылаясь на законность принятых по делу судебных актов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Кузнецкие ферросплавы" 29.02.2012 представило в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (от 29.02.2012 N 10-5/1590) на филиал "Антоновское рудоуправление"; заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (входящий от 29.02.2012 N 10-5/1591) на обособленное структурное подразделение "Юргинский ферросплавный завод".
Приказами от 09.04.2012 N 482-рд и N 483-рд Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО "Кузнецкие ферросплавы" обособленное структурное подразделение "Юргинский ферросплавный завод", ОАО "Кузнецкие ферросплавы" филиал "Антоновское рудоуправление" на основании наличия недостоверной информации в составе представленных документов, а именно: в связи с тем, что копии документов в составе проекта нормативов образования отходов не заверены должным образом, срок действия, представленной в составе пакета документов лицензии на использованию, обезвреживанию, транспортировке, отходов N ОТ-68-000478 (42) от 09.04.2007 истек, отсутствует комплект учетных форм объектов размещения отходов в соответствии с пунктом 34 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 19.10.2007 N 703.
Общество, считая приказы незаконными и нарушающими их права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что основания к отказу не предусмотрены пунктом 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов, сведения, признанные Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области недостоверными в составе указанных заявления и документов, таковыми не являются и могли быть устранены в установленные законом сроки (5 дней).
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и следующим нормам материального права.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно части 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Частью 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом от 25.02.2010 N 50 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Роспироднадзора, с целью утверждения лимитов на размещение отходов, в которых отсутствует представление комплекта учетных форм объектов размещения отходов, на которые ссылается Управление Росприроднадзора в оспариваемом заявителем приказе от 09.04.2012 N 483-рд.
Согласно пункту 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При этом основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов (пункт 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из анализа указанных выше норм, суды обоснованно указали, что учитывая дату обращения Общества за утверждением проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения (29.02.2012), наличие в представляемом в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области пакете всех документов, включая и лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ-68-000478 (42) от 09.04.2007, отсутствовали у Управления основания для отказа заявителю в утверждении представленных проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения.
Кроме того, судами установлено, что на момент вынесения оспариваемых приказов в Управлении Росприроднадзора по Кемеровской области находилось заявление от 06.03.2012 ОАО "Кузнецкие ферросплавы" о выдаче лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, которое впоследствии было рассмотрено и выдана лицензия.
Исходя из изложенного, суды обоснованно признали недействительными оспариваемые ненормативные акты (приказы) Управления Росприроднадзора по Кемеровской области об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Доводы Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что в соответствии с положениями главы 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобе не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11042/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Роспироднадзора, с целью утверждения лимитов на размещение отходов, в которых отсутствует представление комплекта учетных форм объектов размещения отходов, на которые ссылается Управление Росприроднадзора в оспариваемом заявителем приказе от 09.04.2012 N 483-рд.
Согласно пункту 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
При этом основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов (пункт 10 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2013 г. N Ф04-674/13 по делу N А27-11042/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10739/13
30.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10739/13
02.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-674/13
21.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8817/12
27.08.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11042/12