г. Тюмень |
|
3 апреля 2013 г. |
Дело N А67-864/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Сириной В.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Черкасовой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" на решение Арбитражного суда Томской области от 02.10.2012 (судья Гапон А.Н.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А67-864/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (634067, г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, 202, ИНН 7017075536, ОГРН 1037000135920) к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, 4а), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1), Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (119415, г. Москва, пр. Вернадского, 37, 2), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (634029, г. Томск, ул. Белинского, 8) об установлении кадастровой стоимости земельных участков и признании: недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, содержащихся в отчете ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"; незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области по исполнению государственной кадастровой функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков; недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 20.12.2007 N 1; недействительным решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Москва), оформленного письмом от 10.09.2008 года N ВК/3977.
Третьи лица: закрытое акционерное общество "Оценка собственности" (634034, г. Томск, ул. Киевская, 76-211), администрация Томской области (634050, г. Томск, пл. Ленина, 6), прокуратура Томской области (634049, г. Томск, ул. Белинского, 14).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Мраморная Т.А.) в заседании участвовал представитель общества с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" - Абакумов Г.В. по доверенности от 26.03.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Томскнефтехим" (далее - общество, истец) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление), Федеральному государственному унитарному предприятию "Российский государственный центр инвентаризации и учета объекта недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (до правопреемства - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (до правопреемства - ФБУ "Кадастровая палата" по Томской области) о признании незаконными и недействительными ряда актов и действий: результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2007, содержащихся в отчете ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004 (389 105 583, 33 руб.), 70:21:0100001:0140 (2 929 409 825, 68 руб.), 70:21:0100001:0039 (273 910 763, 02 руб.), 70:21:0100001:0015 (155 552 439, 84 руб.), 70:21:0100001:0005 (348 470 630, 40 руб.), 70:21:0100001:0016 (155 123 598, 16 руб.); действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Томской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области, в части определения кадастровой стоимости земельных участков на соответствие его условиям технического задания, представлении в Администрацию Томской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки указанных земельных участков с кадастровыми номерами и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в вышеуказанных размерах; пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 20.12.2007 N 1, о соответствии порядка выполнения работ Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:0140, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016; решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (г. Москва), оформленного письмом от 10.09.2008 N ВК/3977, о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель муниципальных образований "Город Томск", "Томский район", "Колпашевское городское поселение" Томской области Методическим указаниям части спорных земельных участков. Были также заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100001:0004, 70:21:0100001:273, 70:21:0100001:0039, 70:21:0100001:0015, 70:21:0100001:0005, 70:21:0100001:0016 в размере равном их рыночной стоимости (75 850 000 руб., 335 638 000 руб., 58 832 000 руб., 40 665 000 руб., 76 402 000 руб., 48 946 000 руб. соответственно) и об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта новую кадастровую стоимость указанных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Томской области от 02.10.2012 требования общества удовлетворены в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой ссылается на ошибочность выводов судов о том, что защита и восстановление прав истца, нарушенных действиями и решениями органов государственной власти, участвовавших в процедуре государственной кадастровой оценки земель, невозможна путем оспаривания этих действий и решений. Просит отменить решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований и в указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" выразило несогласие с позицией общества. Просит решение и постановление оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Томской области считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель истца поддержал свои доводы.
Учитывая надлежащее извещение иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по делу, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что общество владеет на праве собственности земельными участками, расположенными по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2, с кадастровыми номерами: 70:21:0100001:0004 площадью 478 799 кв.м, 70:21:0100001:273 (предыдущий номер 70:21:0100001:140) площадью 3 682 422 кв.м, 70:21:0100001:0039 площадью 337 912, 3 кв.м, 70:21:0100001:0015, площадью 203 608 кв.м, 70:21:0100001:0005, площадью 483 584 кв.м, 70:21:0100001:0016 площадью 262 552 кв.м, что подтверждается свидетельствами о регистрации права на данные земельные участки.
Администрацией Томской области 24.12.2008 принято постановление N 262а "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которым утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Общество, полагая, что при определении кадастровой стоимости были нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуры проверки результатов кадастровой оценки, при этом кадастровая стоимость участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя требования общества в части установления рыночной стоимости спорных земельных участков, суды указали на наличие оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости с момента вступления в законную силу решения суда. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении остальной части, судебные инстанции пришли к выводам об отсутствии правовых оснований для признания действий и решений государственных органов кадастрового учета незаконными.
Обозначенные выводы основаны на правильной оценке доказательств, соответствуют установленным обстоятельствам по делу и не противоречат действующему законодательству.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом суды со ссылкой на Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Информационное письмо Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указали, что оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков, закрепленных в нормативных актах, возможно в рамках дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, что не является предметом рассмотрения по данному делу.
Таким образом, суды, проанализировав нормы процессуального права, пришли к выводу о необходимости рассмотрения требования об установлении рыночной стоимости спорных земельных участков и последующем возложении обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, как соответствующее правилам о надлежащем способе защиты нарушенных прав.
В связи с указанным было обоснованно отказано в удовлетворении требований истца в части оспаривания действий и решений.
Соответствующих доказательств, подтверждающих нарушение иных прав и возможность их восстановления путем признания незаконными действий и решений органов кадастрового учета, обществом в материалы дела при рассмотрения спора не представлено.
Ссылка представителя общества на необходимость учета решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-11347/12 от 14.03.2013 подлежит отклонению, поскольку находится за рамками возможных выводов о неправильности вынесенных судебных актов.
В целом доводы жалобы повторяют позицию общества по делу, основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают выводов судебных инстанций.
Таким образом, нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов, не установлено. В связи с этим в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 02.10.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу N А67-864/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Кроме того, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При этом суды со ссылкой на Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Информационное письмо Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" указали, что оспаривание результатов и действий уполномоченных органов по проведению кадастровой оценки земельных участков, закрепленных в нормативных актах, возможно в рамках дела об оспаривании таких нормативных правовых актов, что не является предметом рассмотрения по данному делу.
...
Ссылка представителя общества на необходимость учета решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-11347/12 от 14.03.2013 подлежит отклонению, поскольку находится за рамками возможных выводов о неправильности вынесенных судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 апреля 2013 г. N Ф04-1168/13 по делу N А67-864/2011