г. Тюмень |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А45-21210/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кудряшовское" на решение от 18.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в части (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Полосин А.Л.) по делу N А45-21210/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Кудряшовское" (630511, Новосибирская область, Новосибирский район, село Криводановка, переулок Садовый, 2, ИНН 5433142195, ОГРН 1025404349750) к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Кудряшовское" - Апонасович И.Н. по доверенности от 01.01.2013 N 68/13, Зарицкая О.В. по доверенности от 01.01.2013 N 67/13.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Кудряшовское" (далее - ОАО "Кудряшовское", общество) обратилось с заявлением к Департаменту федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент) о признании недействительным предписания от 11.05.2012 N АНТ-165-в.
Решением от 18.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, предписание признано недействительным в части обязанности ОАО "Кудряшовское" по обеспечению проведения и завершения работ по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении смеси производственных отходов (отходы свежего свиного навоза, осадок и ил очистных сооружений), размещенных на территории иловых карт (объект размещения отходов). В остальной части оспариваемое предписание оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно - Сибирского округа, общество просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований и постановление суда апелляционной инстанции, поскольку процесс образования, гидроудаления, разделения на фракции и перепревания навоза является непрерывным технологическим циклом, в результате которого образуется только один вид отхода - навоз от свиней перепревший.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу от департамента в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей общества, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что по результатам проведенной плановой проверки ОАО "Кудряшовское" выявлен факт нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
11.05.2012 вынесено предписание N АНТ-165-в, согласно которому ОАО "Кудряшовское" предписано в срок до 31.10.2012 обеспечить проведение и завершение работ по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в отношении следующих производственных отходов: смеси производственных отходов (отходы свежего свиного навоза, осадок и ил очистных сооружений), размещенных на территории иловых карт (объект размещения отходов); свежий свиной навоз, образующийся в результате производственной деятельности на племферме; осадок очистных сооружений (твердая фракция сточных вод), образующийся в результате разделения на очистных сооружениях навозных стоков на жидкую и твердую составляющие данные отходы фракции.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что департаментом не доказан факт принадлежности иловых карт непосредственно обществу, а также факт принадлежности ему выявленных отходов на территории иловых карт, в этой связи, предписание признано недействительным в части обязанности ОАО "Кудряшовское" по обеспечению проведения и завершения работ по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в отношении смеси производственных отходов (отходы свежего свиного навоза, осадок и ил очистных сооружений), размещенных на территории иловых карт (объект размещения отходов).
В остальной части предписание признано законным.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу в части отказа в удовлетворении заявленных обществом требований, согласился с правомерностью выводов суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правомерными и соответствующими материалам дела.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) - юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Правительство Российской Федерации определяет порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов (пункт 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления).
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункты 1, 2 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 в целях реализации статьи 18 данного Закона утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года N 786 в числе опасных, среди прочих, указывает твердые коммунальные отходы, которые классифицированы по 11 наименованиям и относятся к 4 и 5 классам опасности.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности общества образуются свежий свиной навоз, перепревший свиной навоз.
В проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение общества от 2009 года включено размещение таких отходов, как навоз свиней перепревший.
Согласно Разделам 2, 3, 4 указанного проекта - в результате содержания свиней на племферме и комплексах N N 1, 2, 3 образуется свежий навоз, который убирается гидросмывом. Он вывозится с племфермы специальным транспортом на очистные сооружения, а с комплексов навоз через самотечный коллектор поступает на очистные сооружения, где он разделяется на твердую и жидкую фракции. Твердая фракция вывозится на площадку предприятия для перепревания навоза. По истечении 12 месяцев навоз от свиней перепревший вывозится на поля общества и используется в качестве удобрения.
На предприятии образуется 41 вид отходов, однако нормируется 36 видов отходов. Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами, в частности, навозом свежим, который поступает на площадку для перепревания навоза, где происходит его обезвреживание. Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Судом первой инстанции установлено, что такие отходы, как навоз свиней свежий, не включены ни в проект нормативов, ни в лимит на их размещение.
Изложенное выше подтверждается лимитом на размещение отходов от АВ 558300 и проектом нормативов общества от 2009 года, в которых отсутствует указание на данный вид отходов.
Кроме того, в результате хозяйственной деятельности общества образуются такие отходы, как осадок очистных сооружений (твердая фракция сточных вод), в результате разделения на очистных сооружениях навозных стоков на жидкую и твердую составляющие данные отходы фракции (путем гидросмыва навоза с племферм).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание департамента, обязывающее ОАО "Кудряшовское" установить нормативы образования и лимиты на размещение для следующих отходов: свежий свиной навоз, образующийся в результате производственной деятельности на племферме; осадок очистных сооружений (твердая фракция сточных вод), образующийся в результате разделения на очистных сооружениях навозных стоков на жидкую и твердую фракции, является законным. Оно подлежит исполнению ОАО "Кудряшовское".
Судом апелляционной инстанции, исходя из материалов дела и норм действующего законодательства, был обоснованно отклонен довод ОАО "Кудряшовское" о том, что процесс образования, гидроудаления, разделения на фракции и перепревания навоза является непрерывным технологическим циклом, в результате которого образуется только один вид отхода - навоз от свиней перепревший, который учтен и в проекте и в лимите на размещение отходов.
Из материалов дела, в том числе, следует, что общество 15.03.2012 заключило с общества с ограниченной ответственностью "Концепт" договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработку документов (паспортизация) удостоверяющих принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащие сведения об их составе, в частности, отходов гидроуборки свиноферм, образующихся в процессе сбора и гидротранспортировки свежего свиного навоза на очистные сооружения (код по ФККО 9400000000000), твердые отходы, образующиеся на очистных сооружениях предприятия при отделении жидкой фракции отходов гидроуборки от твердой (код по ФККО 9430000000000), жидкие отходы, образующиеся в процессе накопления на навозоперегнойной площадке (код по ФККО 9500000000000), осадок и ил, отходы которые хранятся на иловых картах (код по ФККО 9500000000000).
Лимиты, для указанных в предписании отходов, обществом не разрабатывались. Это обстоятельство в ходе судебного заседания обществом не оспаривалось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.
Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в части и постановление от 28.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-21210/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 в целях реализации статьи 18 данного Закона утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года N 786 в числе опасных, среди прочих, указывает твердые коммунальные отходы, которые классифицированы по 11 наименованиям и относятся к 4 и 5 классам опасности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2013 г. N Ф04-1513/13 по делу N А45-21210/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/13
16.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1513/13
28.01.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10361/12
18.10.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-21210/12