г. Тюмень |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А75-5854/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Лаптева Н.В.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка-Сургут" на решение от 29.10.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Ильин С.В.) и постановление от 11.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Веревкин А.В., Глухих А.Н., Еникеева Л.И.) по делу N А75-5854/2012 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ярмарка-Сургут" (628400, г. Сургут, ул. Маяковского, д. 45 "В", ИНН 8602245429, ОГРН 1058602053498) к администрации города Сургута (628400, г. Сургут, ул. Энгельса, д. 8, ИНН 8602020249, ОГРН 1028600603525) о признании незаконным отказа от заключения на прежних условиях новых договоров.
В заседании принял участие представитель ООО "Ярмарка-Сургут" - Демьяник С.В. по доверенности от 20.05.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ярмарка-Сургут" (далее - ООО "Ярмарка-Сургут", истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с исковым заявлением к администрации города Сургута (далее - администрация, ответчик), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании отказа администрации от заключения в 2012 году на прежних условиях новых договоров на эксплуатацию рекламных конструкций незаконным; обязании ответчика заключить новый договор на эксплуатацию рекламных конструкций на тех же условиях и тех же земельных участках, которые были указаны в приложении к договору N 19 от 22.02.2008.
Решением от 29.10.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры исковое заявление истца оставлено без удовлетворения.
Постановлением от 11.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что поскольку срок действия рассматриваемого договора истек, на новый срок договор должен заключаться по результатам проведения торгов, доказательств которых в материалах дела не имеется.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Ярмарка-Сургут" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает, что суды необоснованно не применили статью 17.1 и часть 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), которыми предусмотрены особенности порядка заключения не только договора аренды, но и иных видов договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города Сургута просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между ООО "Ярмарка-Сургут" (рекламораспространитель) и администрацией заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций N 19 от 22.02.2008 и N 102 от 22.12.2008, по условиям которых администрация обязалась предоставить рекламораспространителю за плату право на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы на объектах муниципальной собственности, в том числе переданных в хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, согласно перечню объектов наружной рекламы (приложения 1 к договорам) и в соответствии с согласованной исходно-разрешительной и проектной документацией.
Срок действия договоров N 19 от 22.02.2008 и N 102 от 22.12.2008 установлен сторонами в разделе 11 и составляет период с 21.07.2007 по 20.07.2012 и с 30.06.2008 по 29.06.2013 соответственно, а в части расчетов до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств по договорам.
Сторонами подписаны дополнительные соглашения N 1 от 10.11.2008, N 2 от 28.05.2009, N 3 от 02.02.2010, N 4 от 29.11.2010 и N 5 от 29.12.2011 к договору N 19 от 22.02.2008 и дополнительные соглашения N 1 от 29.05.2009, N 2 от 02.02.2010, N 3 от 29.11.2010, N 4 от 29.12.2011 к договору N 102 от 22.12.2008.
ООО "Ярмарка-Сургут" направило в адрес администрации письмо N 20-ЯИ от 09.04.2012, в котором обратилось к ней с предложением заключения нового договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на прежних условиях, на что ответчик в письме N 01-11-2693/12-0-0 от 18.05.2012 сообщил о том, что заключение нового договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций возможно исключительно по результатам проведения торгов на право заключения такого договора.
Не согласившись с данным отказом, ООО "Ярмарка-Сургут" направило администрации претензию от 27.06.2012 с требованием о продлении срока действия договоров N 19 и N 115 до 01.07.2015.
Поскольку претензия истца оставлена администрацией без исполнения, ООО "Ярмарка-Сургут" обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ статья 19 Федерального закона "О рекламе" с 01.07.2008 дополнена частями 5.1-5.7, требующими, чтобы заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса).
При этом согласно статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" заключенные до дня вступления в силу данного Закона договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции признаются действующими, но не более чем в течение пяти лет со дня вступления в силу данного Закона.
Таким образом, если в договоре не указан срок его действия или срок действия договора превышает пять лет со дня вступления указанного закона в силу, такой договор признается действующим в течение пяти лет со дня вступления в силу данного закона.
Если срок действия, указанный в договоре, заключенном до вступления в силу данного закона, составляет менее пяти лет, то такой договор действует до указанной даты его окончания, и по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо заключение нового договора в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О рекламе", в том числе посредством проведения торгов. Продление срока действия ранее заключенных договоров законодательством Российской Федерации о рекламе не предусмотрено.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
Суд правомерно указал на то, что данная норма регулирует правоотношения в сфере заключения только договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно, заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учитывая, что размещение рекламной конструкции осуществляется по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который является самостоятельным, непоименованным в ГК РФ, видом договора, суд пришел к правильному выводу о том, что к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции положения части 4 статьи 53 Федерального закона "О защите конкуренции" не применяются.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о проведении торгов на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а также подтверждающие участие ООО "Ярмарка-Сургут" в таких торгах и признание его победителем, кассационная инстанция соглашается с выводом судов об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для понуждения ответчика к заключению названного договора.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.10.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 11.02.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5854/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 4 ст. 53 Закона N 135-ФЗ разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 01.07.2015.
Суд правомерно указал на то, что данная норма регулирует правоотношения в сфере заключения только договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а именно, заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учитывая, что размещение рекламной конструкции осуществляется по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который является самостоятельным, непоименованным в ГК РФ, видом договора, суд пришел к правильному выводу о том, что к договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции положения части 4 статьи 53 Федерального закона "О защите конкуренции" не применяются."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 мая 2013 г. N Ф04-2235/13 по делу N А75-5854/2012
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2235/13
11.02.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11598/12
26.12.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11598/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5854/12