г. Тюмень |
|
25 июля 2013 г. |
Дело N А45-26079/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска и мэрии города Новосибирска на решение от 18.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) и постановление от 19.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Киреева О.Ю., Нагишева О.Б.) по делу N А45-26079/2012 по иску открытого акционерного общества "Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" (630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 38, ИНН 5404220321, ОГРН 1035401524564) к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (630091, г. Новосибирск, пр-кт. Красный, 50) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новосибирское производственное объединение "Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска (далее - департамент) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:1477 площадью 107 629 кв. м, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, 38, на условиях проекта договора от 18.07.2012 N 11719, исключив из него пункт 3.4.
Решением от 18.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 19.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; в соответствии с постановлением от 28.08.2012 N 394-п Правительства Новосибирской области цена земельного участка составляет 23 933 051,74 руб., в связи с чем, в настоящее время заключить договор на указанных условиях невозможно, поскольку нарушаются нормы действующего законодательства.
Также в порядке статьи 42 АПК РФ с кассационной жалобой обратилась мэрия города Новосибирска (далее - мэрия), в которой просит принятые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы мэрия указывает, что судебные акты приняты о правах и обязанностях мэрии, поскольку выступает продавцом спорного земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит принятые судебные акты оставить в силе, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ, проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что 25.05.2012 общество обратилось в департамент с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 54:35:061490:1477 (далее - земельный участок) в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), поскольку на нем располагаются объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности.
18.07.2012 общество получило проект договора купли-продажи земельного участка от 18.07.2012 N 11719 (далее - договор).
20.08.2012 общество письмом N 1513/81 направило в адрес департамента протокол разногласий к проекту договора, в соответствии с которым предлагалось исключить пункт 3.4 следующего содержания: "Покупатель обязуется внести в бюджет плату за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 54:35.061490:1477, определенную в размере арендной платы в порядке, установленном постановлением администрации Новосибирской области N5-па от 21.01.2008, решением Совета депутатов города Новосибирска N961 от 22.04.2008 за период с 01.01.2010 до даты регистрации права собственности на данный земельный участок; расчет платы за фактическое использование земельного участка приводится исходя из суммы арендной платы, составляющей 3 183 213,78 руб. в год".
Департамент в срок, установленный в письме от 20.08.2012 N 1513/81 (10 дней), протокол разногласий к проекту договора не подписал, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из обстоятельств, установленных судами, и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим ЗК РФ, федеральными законами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (далее - вводный закон), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
С заявлением о выкупе земельного участка общество обратилось 25.05.2012.Следовательно, выкупная цена в договоре правомерно определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи истцом заявления о выкупе.
Довод жалобы мэрии относительно принятия судами решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подлежит отклонению, т.к. к участию в деле привлечен департамент, которой в соответствии с Положением о департаменте земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 N 708, является структурным подразделением мэрии, и от её имени осуществляет полномочия в сфере земельных и имущественных отношений на территории города Новосибирска.
В соответствии со статьями 42, 273 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, имеют право на обжалование судебного акта в кассационном порядке, если он принят арбитражным судом об их правах и обязанностях.
При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо.
Судебные акты, принятые в рамках настоящего дела, не затрагивают прав и обязанностей мэрии с учетом установленных в рамках дела фактических обстоятельств, и представленных в их обоснование доказательств.
Соответственно, мэрия не обладает правом на обжалование судебного акта в порядке, предусмотренном статьи 42 АПК РФ.
Производство по кассационной жалобе подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы департамента по существу направлены на переоценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции согласно положениям главы 35 АПК РФ, в связи с чем, подлежат отклонению.
При принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.12.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 19.03.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-26079/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Производство по кассационной жалобе мэрии города Новосибирска прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" (далее - вводный закон), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июля 2013 г. N Ф04-2898/13 по делу N А45-26079/2012