г. Тюмень |
|
5 сентября 2013 г. |
Дело N А46-31108/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Терентьевым А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фестиваль" на решение от 12.02.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 29.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рябухина Н.А., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А46-31108/2012 по иску Главного управления по земельным ресурсам Омской области (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, ИНН 5503101004, ОГРН 1065503057443) к обществу с ограниченной ответственностью "Фестиваль" (644123, г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19, ИНН 5507212160, ОГРН 1095543020088) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 322 562,13 руб. и пени в сумме 35 077,06 руб.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Фестиваль" - Смирнов А.П., по доверенности от 10.01.2013.
Суд установил:
Главное управление по земельным ресурсам Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности по арендной плате в размере 322 562,13 руб. и 35 077,06 руб. пеней.
Исковые требования со ссылкой на статьи 309, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы ненадлежащим исполнением обязанности по внесению арендных платежей по договору аренды земельного участка от 09.08.2007 N ДГУ-К-34-352, поскольку с 01.01.2012 изменилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110107:1036 в соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 N 36-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области" (далее - Приказ N 36-п).
До начала судебного заседания от департамента имущественных отношений администрации города Омска поступило письменное ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором он просит заменить истца - главное управление по земельным ресурсам Омской области на его процессуального правопреемника - департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - истец, департамент).
Решением от 12.02.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Фестиваль" просит принятые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывает на нарушение арбитражными судами норм материального и процессуального права. Ответчик полагает, что вывод судов о применении при расчете размера арендной платы в спорный период кадастровой стоимости, указанной в Приказе N 36-п является необоснованным, поскольку такая кадастровая стоимость пересмотрена, сведения о новой кадастровой стоимости в кадастре отсутствуют.
На 01.01.2012 определены кадастровая и рыночная оценка земельного участка, следовательно, арендная плата подлежит перерасчету с 01.01.2012 с учетом кадастровой стоимости, установленной в размере 23 089 000 руб. Согласно методике, установленной договором аренды, с учетом изменившейся кадастровой стоимости, ежемесячная арендная плата с 01.01.2012 составляет 38 481,67 руб.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что 09.08.2007 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Омсквинпром" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N ДГУ-К-34-352 (далее - договор), в соответствии с которым арендатору передан в аренду сроком на 3 года земельный участок общей площадью 13518 кв. м, с кадастровым номером 55:36:110107:1036, местоположение которого установлено в 120 м южнее жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. 70 лет Октября, д. 20 в Кировском административном округе г. Омска, для строительства многоэтажного торгово-офисного центра (далее - земельный участок).
В соответствии с соглашением к договору, зарегистрированным 26.08.2009, все права и обязанности по договору аренды перешли к новому арендатору - ООО "Фестиваль".
На основании пунктов 2.1 и 2.3 договора размер арендной платы в месяц установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2008 - 182 128 960,26 руб. в размере 75 887,07 руб. Арендатор обязан перечислять арендную плату за каждый месяц с оплатой до 10-го числа месяца, за который производится оплата.
Пунктом 5.2 договора предусмотрена ответственность арендатора за просрочку внесения арендной платы в виде уплаты арендодателю пеней в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Соглашением к договору, зарегистрированным в установленном порядке 17.03.2010, величина арендной платы в месяц установлена сторонами в размере 303 548,27 руб. Соглашение вступило в силу с даты государственной регистрации и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2010.
Истец, обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, указал на образование задолженности общества перед департаментом по арендным платежам за период с февраля 2012 года по ноябрь 2012 года.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды исходили из условий договора, в котором стороны согласовали возможность одностороннего изменения размера арендной платы при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок, размер и условия внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, следовательно, с даты вступления в силу Приказа N 36-п подлежит применению новый размер арендной платы.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях при исполнении договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу указанных положений правовых норм стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии с положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в пункте 3 предусмотрено использование в целях расчета размера арендной платы кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы.
26.09.2011 Министерством имущественных отношений Омской области был издан приказ N 36-п, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110107:1036 составила 40 683 302,86 руб. Данный приказ вступил в законную силу с 01.01.2012.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что при определении размера арендной платы с 2012 года подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная с 01.01.2012.
При этом суды правильно указали, что исходя из условий договора, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. Закон связывает изменение кадастровой стоимости с изданием нормативного правового акта органом исполнительной власти субъектом РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана верная правовая оценка, а поэтому не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.02.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.05.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-31108/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положением об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в пункте 3 предусмотрено использование в целях расчета размера арендной платы кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы.
26.09.2011 Министерством имущественных отношений Омской области был издан приказ N 36-п, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:110107:1036 составила 40 683 302,86 руб. Данный приказ вступил в законную силу с 01.01.2012.
Таким образом, суды правомерно пришли к выводу, что при определении размера арендной платы с 2012 года подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная с 01.01.2012.
При этом суды правильно указали, что исходя из условий договора, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. Закон связывает изменение кадастровой стоимости с изданием нормативного правового акта органом исполнительной власти субъектом РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2013 г. N Ф04-4151/13 по делу N А46-31108/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4151/13
29.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2438/13
01.04.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2438/13
21.03.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2438/13
12.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-31108/12