г. Тюмень |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А27-1542/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2013 (судья Петракова С.Е.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 (судьи Марченко Н.В., Захарчук Е.И., Павлюк Т.В.) по делу N А27-1542/2013
по иску Комитета по управлению государственным имуществом по Кемеровской области (650000, г. Кемерово, Советский проспект, 58, ИНН 420501001, ОГРН 4200000478)
к индивидуальному предпринимателю Ашарабьяну Эдуарду Ангамовичу (ОГРНИП 304420506300073)
о взыскании задолженности по арендной плате за земельный участок.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Михаленко Е.Н.)
в заседании участвовали представители:
от Комитета по управлению государственным имуществом по Кемеровской области - Жимаева Т.Н. на основании доверенности от 24.06.2013 N 7-2-062510,
от индивидуального предпринимателя Ашарабъяна Эдуарда Ангамовича - Куралова К.С. на основании доверенности от 20.11.2010.
Суд установил:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Ашарабьяну Эдуарду Ангамовичу (далее - предприниматель) о взыскании задолженности в размере 494 334,32 руб. за период с 27.03.2012 по 31.03.2013 и пени в размере 46 515,49 руб. за период с 01.10.2012 по 31.03.2013, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды земельного участка от 16.05.2012 N 13-05-с/12.
Решением арбитражного суда от 15.04.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Комитета, излишне перечисленная сумма арендных платежей составляет 279 414,01 руб. с учетом задолженности по пени в размере 2 149,00 руб. Однако при этом Комитет считает, что Федеральный закон от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не устанавливает критерии и способы определения арендной платы; находит неправомерной ссылку суда на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11; указывает, что судами не учтены положения пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В представленном отзыве предприниматель отклонил доводы кассационной жалобы, как не основанные на нормах права.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель предпринимателя высказался против удовлетворения кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что на основании заключенного договора аренды земельного участка от 16.05.2012 N 13-05-с/12 Комитет передал предпринимателю в пользование земельный участок из земель населенных пунктов площадью 5895 кв.м, с кадастровым номером 42:24:0301008:269, расположенный по адресу: г. Кемерово, Кировский район, ул. Инициативная, 63, для использования под строительство комплекса зданий в составе: административное здание, цех по сборке мебели, гараж.
Срок действия договора аренды определен по 30.04.2013.
Стороны согласовали, что условия договора применяются к отношениям, возникшим с начала фактического использования арендатором земельного участка - с 27.03.2012.
Размер арендной платы на дату заключения договора установлен в размере 100 608,33 руб. в месяц согласно отчету об оценке рыночной стоимости арендной платы от 14.05.2012 N 69-05-2012, рассчитанный на основании Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденного Коллегией администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62.
Согласно пункту 3.6 договора размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в случаях: принятия законов и иных нормативных актов уполномоченных органов государственной власти изменяющих размер арендной платы, условия и сроки ее внесения; изменения кадастровой стоимости земельного участка; определения рыночной стоимости размера арендной платы земельного участка; при изменении условий использования земельных участков, влекущее при расчете размера арендной платы применение установленных нормативными правовыми актами дополнительных коэффициентов.
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что в случае нарушения обязанности по внесению платежей в установленный срок арендатор уплачивает арендодателю неустойку за каждый день просрочки в размере 0,1 % от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Комитет, ссылаясь на внесение предпринимателем арендных платежей не в полном объеме, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, применив положения статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила определения размера арендной платы), приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 02.02.2010 N 12404/09, от 17.04.2012 N 15837/11, проверив расчеты по арендным платежам и установив, что при определении размера арендной платы за пользование спорным земельным участком не учтено предусмотренное законом ограничение размера арендной платы в пределах 2% кадастровой стоимости земельного участка в год, имеет место переплата арендных платежей в спорный период, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных требований.
Выводы арбитражного суда, поддержанные судом апелляционной инстанции, соответствуют материалам дела и установленным обстоятельствам спора, основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), утвердившее основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше определенных Постановлением N 582 предельных ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков публичными образованиями.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, если земельный участок предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, то размер арендной платы в расчете на год составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В силу того, что регулирование арендной платы за земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.11.2012 по делу N А27-18208/2012 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0301008:269 установлена новая кадастровая стоимость в размере 4 786 000 руб., сведения о которой 29.12.2012 внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в спорный период начисления арендной платы была установлена новая кадастровая стоимость, которая подлежала применению при расчете размера арендной платы.
Судами установлено, что расчет размера арендной платы по спорному договору аренды за предъявленный период произведен Комитетом необоснованно без учета Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582 и установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка.
Проверив представленные Комитетом и предпринимателем расчеты по арендной плате с учетом указанных нормативных актов, устанавливающих размер арендной платы за пользование спорным земельным участком, суды установили отсутствие задолженности по арендной плате в связи с наличием переплаты арендных платежей за рассматриваемый период.
Как следует из содержания кассационной жалобы, Комитет, не соглашаясь с выводами судебных инстанций, вместе с тем не отрицает наличие переплаты арендных платежей в сумме 279 414,01 руб. с учетом зачета задолженности по пени в размере 2 149,00 руб.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, о необходимости расчета арендной платы с учетом установленной решением суда кадастровой стоимости с 01.01.2013, рассмотрены и подлежат отклонению в виду их несостоятельности.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку.
По существу доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, не подтверждают нарушение либо неправильное применение норм действующего законодательства, а направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации суд кассационной инстанции не имеет правовых оснований для иной оценки доказательств.
При разрешении спора судами не допущено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.04.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2013 по делу N А27-1542/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 сформулирована правовая позиция, согласно которой размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше определенных Постановлением N 582 предельных ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков публичными образованиями.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, если земельный участок предоставлен для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, то размер арендной платы в расчете на год составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
...
Судами установлено, что расчет размера арендной платы по спорному договору аренды за предъявленный период произведен Комитетом необоснованно без учета Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением N 582 и установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2013 г. N Ф04-3806/13 по делу N А27-1542/2013